Если мы взглянем на традиционный способ постановки целей (в рамках дефектологического подхода) мы сможем встретить такую цель: «Вася будет различать двух животных на двух разных картинках и сопоставлять их с двумя игрушками». Данная цель не отвечает на вопрос, как развитие навыка различения и сопоставления улучшит функционирование ребенка, в каких конкретно жизненных ситуациях этот навык ребенок сможет применить. Также из цели не следует повышение компетенции родителей и возможность включить ребенка в среду сверстников. Соответственно, указанные цели не могут быть включены в ИПРП, т.к. не соответствуют общим целям ранней помощи.
Во-вторых, цели ИПРП, должны соответствовать критериям функциональности, а именно они должны быть:
1. Конкретными – то есть цель должна внутри себя содержать конкретный результат, который мы сможем пронаблюдать по окончании ИПРП. Результат будет выглядеть как конкретное действие или поведение. Например, Аня будет стоять у опоры, или Юра будет кушать самостоятельно ложной, или Маша будет делать выбор из двух предметов. Это те действия, которые мы точно сможем увидеть и зафиксировать. В отличие от: у Вали улучшится звукопроизношение, или Семен станет более социализирован. В двух последних примерах совершенно не ясно, что конкретно по окончании программы мы хотим увидеть, чтобы сделать вывод об эффективности и достигнутом результате.
2. Значимыми (нужными) для ребенка и семьи – это значит, что в первую очередь формулируя цель, специалисты опираются не на собственное мнение и представление о том, «как должно быть», а проанализировав жизнь конкретно ребенка и семьи, они отвечают на вопрос, как развитие того или иного навыка окажет влияние на всю жизнь ребенка и семьи целиком. В каких естественных жизненных ситуациях дома, ребенок сможет применять эти умения и как это улучшит его жизнь и жизнь его семьи. Кроме этого, специалисты ориентируются именно на актуальные запросы и потребности семей и находят ежедневные ситуации, которые требуют включения и важные с точки зрения семьи области вмешательства. То есть, если в данный момент семья испытывает трудности в том, чтобы уложить ребенка спать, специалисты должны включить в программу цели, улучшающие рутину сон (например, Маша будет засыпать в своей кроватке; Маша будет понимать и выполнять инструкцию мамы «Иди спать»; Маша будет показывать жест «спать», когда она захочет идти спать и т.д.), а не ставить в приоритет развитие других областей, которые не помогут улучшить жизнь ребенка и семьи в этой жизненной ситуации (например, Маша будет складывать 2 кубика в коробку; Маша будет понимать предлоги в, на, под; Маша будет сортировать 3 предмета).
|
3. Достижимыми – это значит, что результаты, которые запланированы в ИПРП должны быть достигнуты за время ее реализации, а не когда-то отсрочено. При составлении программ важно помнить, что, определяя цели, мы должны опираться на онтогенез развития каждого конкретного навыка, знать как навык формируется в нормотипичном развитии и ставить такие цели, которые будут соответствовать следующему шагу в обычном формировании конкретного навыка, не опираясь на биологический возраст ребенка, а опираясь на возраст развития. Например, ребенок 3 лет использует для коммуникации взгляд и редкие вокализации, не соединяя их между собой. Цель, которая будет сформулирована для этого ребенка как: «Анна будет разговаривать словами» – будет недостижимой и нереалистичной, хотя и соответствует возрасту ребенка. В этой ситуации достижимая цель будет: «Анна будет координировать взгляд и вокализацию каждый раз, когда обращается к взрослому». Таким образом, сформулирована цель, которая учитывает уровень развития ребенка и соответствует нормотипичному этапу развития коммуникации, поскольку координация взгляда и вокализации является следующим онтогенетическим шагом после разрозненного использования двух модальностей.
|
4. Измеримыми – каждая цель должна содержать в себе критерии, по которым специалист сможет понять достигнут ли запланированный результат или нет. Достигнутым считается результат, когда ребенок может продемонстрировать желаемый навык в 80% случаев из 100. Поэтому, когда специалист формулирует функциональную цель важно включить в нее количественные критерии, показывающие, что навык устойчив и генерализован. Таким примером может быть, когда ребенок демонстрирует навык в течение одной недели, или трех сессий подряд, с разными взрослыми, в 3 из 3 игр и т.д. Желательно в каждой цели закладывать несколько критериев измеримости, чтобы точно убедиться, что желаемый результат достигнут.
5. Ограниченными по времени – ИПРП не должна быть бесконечной, иначе это сказывается на качестве оказываемых услуг и приводит к непониманию родителями и зачастую и специалистами своих целей и задач работы. Ррекомендуется составлять ИПРП не более, чем на 6 месяцев, с целями, которые можно достичь максимум за 12 недель, это позволит ставить более конкретные и достижимые цели, качественнее отслеживать динамику и ставить новые цели.
|
При постановке целей специалист задает семье следующие вопросы:
- Что бы Вы и ваша семья хотели, чтобы изменилось?
- Реалистична ли данная цель?
- Давайте подумаем, в чем ваша сила?
- В чем сила ребенка?
Важно отталкиваться от того, что уже умеет ребенок; помнить о дальних целях, но планировать первые ближайшие шаги.
Специалисты планируют активность для достижения целей на индивидуальных встречах с семьей, а также помогают семье планировать активность дома, которая тоже будет способствовать достижению цели.
Вторая важная задача при составлении ИПРП после того, как были сформулированы цели – выбор услуг ранней помощи, которые будут соответствовать целям вмешательства, а также указание специалистов, которые будут участвовать в реализации программы.
Программа ранней помощи обязательно содержит в себе перечень услуг ранней помощи. Услуги ранней помощи это комплекс профессиональных действий, по оказанию ранней помощи детям целевой группы и их семьям в целях содействия их физическому и психическому развитию, вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формированию позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также повышению компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.
Перечень услуг ранней помощи в рамках ИПРП:
- Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях;
- Содействие развитию общения и речи ребенка;
- Содействие развитию мобильности ребенка;
- Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков;
- Содействие развитию познавательной активности ребенка;
- Психологическое консультирование;
- Поддержка социализации ребенка;
- Проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи;
- Проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи.
Каждая услуга может оказываться одним специалистом или несколькими специалистами. Ниже представлено соответствие услуг ранней помощи и специалистов, которые их могут оказывать:
Рис. 1 Специалисты, которые могут оказывать те или иные услуги ранней помощи.
ИПРП должна быть разработана и содержать услуги, которые отвечают следующим принципам:
- бесплатности (услуги ранней помощи предоставляются без взимания платы с родителей/законных представителей);
- доступности (услуги ранней помощи доступны для потребителей);
- регулярности (услуги ранней помощи в рамках индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП) предоставляются потребителям на регулярной основе в течение всего времени ее действия);
- открытости (информация об услугах ранней помощи открыта для родителей и других непосредственно ухаживающих за детьми целевой группы лиц);
- семейноцентрированности (специалисты организации-поставщика услуг ранней помощи содействуют вовлечению родителей и других лиц, непосредственно ухаживающих за ребенком, в процесс ранней помощи, в том числе в оценочные процедуры, в составление и реализацию ИПРП, а также в оценку её эффективности);
- индивидуальности (услуги ранней помощи предоставляются в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка и семьи);
- функциональной направленности (услуги ранней помощи направлены на формирование компетенций ребенка в ЕЖС);
- естественности (услуги ранней помощи оказываются преимущественно в ЕЖС);
- этичности (услуги ранней помощи предоставляются потребителям в уважительной манере, с учетом их индивидуальных, семейных, религиозных и этнокультурных особенностей, ценностей, установок, мнений, приоритетов);
- командной работы (услуги ранней помощи предоставляются междисциплинарной командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье;
- компетентности (услуги ранней помощи предоставляются специалистами, имеющими необходимую квалификацию и соответствующие компетенции в области ранней помощи);
- научной обоснованности (при оказании услуг ранней помощи специалисты используют научно-обоснованные методы и технологии ранней помощи).
Сопровождение реализации ИПРП осуществляется ведущим специалистом, который координирует предоставление услуг, контролирует своевременность проведения оценки эффективности индивидуальной программы и ее пересмотр, готовит рекомендации и сопровождает ребенка и семью на всем периоде действия ИПРП, организует и сопровождает мероприятия по переходу ребенка из программы ранней помощи в другие программы реабилитации или в дошкольное учреждение. Услуга ранней помощи может оказываться одновременно двумя специалистами разного профиля при работе в группе или с семьей.
Услуги ранней помощи могут предоставляться потребителям в рамках ИПРП одной или несколькими организациями (в порядке взаимодополнения).
Третья задача при составлении ИПРП - специалистам важно решить, в какой форме будут оказываться услуги ранней помощи. ИПРП в обязательном порядке содержит указание форм, в которых предполагается предоставление услуг. Услуги ранней помощи могут предоставляться в следующих формах:
- домашнее визитирование;
- в службе ранней помощи;
- в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с привлечением организации;
- в организации здравоохранения, например больнице или хосписе, в ситуациях продолжительного стационарного лечения;
- в очной или дистанционной формах (дистанционная форма может быть использована в труднодоступных районах посредством телефонной связи или через интернет);
- индивидуально (при консультировании родителей в процессе оказания услуг: «содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях», «Содействие развитию общения и речи ребенка», «Содействие развитию мобильности ребенка», «Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков», «Содействие развитию познавательной активности ребенка», «Психологическое консультирование», «Пролонгированное консультирование без составления индивидуальной программы ранней помощи», «Краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления индивидуальной программы ранней помощи», «Консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации»). Индивидуальная форма работы всегда предполагает, что услуга оказывается как ребенку, так и его родителям одномоментно и неразрывно друг от друга. Не допускается раздельное нахождение детей и оказание им услуг в отсутствии родителей.
- с семьей (при организации и поддержке совместной активности ребенка с родителями и семьей в процессе оказания услуг: «содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях», «Содействие развитию общения и речи ребенка», «Содействие развитию мобильности ребенка», «Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков», «Содействие развитию познавательной активности ребенка», «Психологическое консультирование», «Пролонгированное консультирование без составления индивидуальной программы ранней помощи»);
- в группе (при оказании услуг «Содействие развитию общения и речи ребенка» и «Поддержка социализации ребенка» в детско-родительских группах). Групповая форма работы предполагает организацию совместной активности детей и их родителей. Не допускается отдельное пребывание детей в группе без родителей.