Алгоритм оказания услуг ранней помощи.




Алгоритм оказания услуг ранней помощи должен соблюдаться при всех формах предоставления услуг ранней помощи, и включает следующие этапы:

1. Обработка первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи;

2. Прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи;

3. Определение нуждаемости ребенка в ранней помощи (первичный прием, междисциплинарный консилиум);

4. В случае не выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи – предоставление разовой консультации по развитию ребенка;

5. В случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи вне ИПРП – оказание этих услуг;

6. В случае выявления нуждаемости в получении услуг ранней помощи в рамках ИПРП:

- проведение оценочных процедур для составления ИПРП;

- разработка ИПРП;

- реализация ИПРП;

- промежуточная и/или итоговая оценка результативности реализации ИПРП;

- пролонгация или завершение реализации ИПРП;

- содействие переходу ребенка в образовательную организацию.

 


 

 

Рис. 2 Алгоритм оказания услуг ранней помощи.

 

 


Работа Службы ранней помощи начинается с обращения родителей в Службу. Первичное обращение может начинаться со звонка или очного обращения. Обработка первичного обращения родителей включает в себя регистрацию обращения в регистрационной форме, информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи и запись семьи на первичный прием.

Время ожидания первичного приема с момента первого обращения в службу (очного или заочного) не должно превышать 5 рабочих дней. В это время родителям может быть предложено заполнение диагностических опросников для оценки развития ребенка по областям, скрининговых опросников.

Далее семья с ребенком приходят на первичный прием, где происходит прием документов и заключение договора с родителями ребенка об оказании услуг ранней помощи. Первичный прием нацелен на то, чтобы определить имеются ли у ребенка ограничения жизнедеятельности и принять решение, нуждается ли ребёнок и его семья в индивидуальной программе ранней помощи. Определение нуждаемости ребенка и семьи в услугах ранней помощи всегда осуществляется на основе заключения междисциплинарного консилиума, составленного по результатам первичного приема. Первичный прием проводят два специалиста разной профессиональной принадлежности. Рекомендовано, чтобы одним из специалистов для проведения первичного прима был врач-педиатр.

Первичный прием включает в себя проведение следующих оценочных процедур:

- оценку функционирования и выявление ограничений жизнедеятельности ребенка по ключевым категориям раздела «активность и участие» МКФ, определение взаимодействия и отношений ребенка с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в контексте влияния факторов окружающей среды;

- сбор и изучение медицинского анамнеза (кратко);

- сбор и анализ информации об условиях жизни и семье ребенка, о получаемых ребенком и семьей психологических, педагогических и социальных услугах (кратко);

- анализ медицинской документации (при наличии);

- анализ индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (при наличии).

Все оценочные процедуры на первичном приеме обязательно проводятся в ситуациях, максимально приближенных к естественным, с участием родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.

Информация, полученная на первичном приеме, должна быть оформлена протоколом на бланке первичного приема.

Пронаблюдав поведение ребенка на приеме, проведя беседу с родителями, реальные пробы, изучив предоставленную документацию специалисты делают вывод о наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности, обязательно обсуждая ход своих рассуждений с родителями и согласовывая с ними свою позицию. К критериям наличия у ребенка ограничения жизнедеятельности относятся умеренные, тяжелые или полные ограничения/задержка развития в следующих доменах раздела «Активность и участия» МКФ: обучение и применение знаний, общие задачи и требования, общение, мобильность, самообслуживание, взаимодействие и отношения; а также по категориям функции ориентированности в разделе «Умственные функции» МКФ.

Если специалисты приходят к выводу, что у ребенка имеется ограничение жизнедеятельности хотя бы в одной области из шести, ребенку и семье предлагается участие в Индивидуальной программе ранней помощи. Семья информируется о содержании и порядке предоставления услуг ранней помощи. При получении согласия родителей происходит включение (зачисление) ребёнка и семьи в число потребителей услуг ранней помощи.

Далее результаты первичного приема подлежат обсуждению на междисциплинарном консилиуме, состоящем из специалистов разного профиля, на котором утверждается решение о предоставлении ребенку и семье услуг ранней. Также назначается ведущий специалист.

В случае, если у ребенка нет ограничений жизнедеятельности, но ребенок относится к группе риска, то родителям (законным представителям) и семье должно быть предложено пролонгированное консультирование, в т.ч. по вопросам взаимодействия в паре “родитель-ребенок”, без составления ИПРП, с согласованной частотой не более года в пределах 10 консультаций с мониторингом функционирования ребенка. Например, недоношенный ребенок, у которого в данный момент нет ограничений жизнедеятельности, но есть биологический риск развития таких нарушений.

Следующий шаг - проведение оценочных процедур для разработки ИПРП планируется ведущим специалистом на основе рекомендаций междисциплинарного консилиума.

Целями проведения оценочных процедур являются:

- Выбор направлений ИПРП

- Определение целей ИПРП

- Определение услуг ранней помощи

- Определение условий получения услуг (специалисты, форма, частота)

 

Цели междисциплинарной оценки достигаются через выполнение следующих задач:

- изучение того, как функционирует ребенок в повседневных ситуациях;

- изучение трудностей ребенка и семьи в повседневной жизни и их причин;

- изучение уже имеющихся навыков ребенка;

- изучение мотивационных факторов (того, что интересно ребенку, что он любит, что может побудить его к деятельности).

Оценочные процедуры для разработки ИПРП проводятся ведущим специалистом или командой специалистов, исходя из потребностей ребенка и семьи с учетом выявленных ограничений жизнедеятельности на первичном приеме. Междисциплинарную оценку проводят разные специалисты, которые объединяются в мини-команды, в зависимости от потребностей семьи и ребенка. Если у ребенка имеется нарушение движений и речи, оценку будут проводить физический терапевт и логопед. Если трудности с познанием и общением, - специальный педагог и логопед. Семья обязательно участвует в процессе выполнения оценки и будет познакомлена с итоговым отчетом. При этом оценка – это добровольный процесс. Родители имеют право не участвовать в ней. Вся информация, которой поделились родители или получили специалисты – конфиденциальна и только семья решает, что можно сообщить еще кому-то.

Междисциплинарная оценка включает в себя несколько компонентов:

- дифференциальная диагностика;

- оценка рутин;

- углубленная оценка навыков;

- оценка мотивационных факторов.

Оценочные процедуры для разработки ИПРП проводятся в течение 30 рабочих дней со времени заключения договора об оказании услуг ранней помощи.

Ведущий специалист должен обсудить с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами результаты углубленной оценки и определить, совместно с ними, цели ИПРП и те ЕЖС, в которых планируется реализация ИПРП.

После проведения междисциплинарной оценки каждым специалистом, мини-команда проводит общую встречу, на которой специалисты знакомят друг друга с полученными результатами, обсуждают их, делают общие выводы. Подобное обсуждение позволяет взглянуть на ситуацию ребенка глазами разных специалистов, что делает представление о ребенке более целостным. Специалисты также должны обсудить с родителями полученные результаты и написать отчет об оценке. Разработка ИПРП осуществляется ведущим специалистом совместно с родителями, с учетом мнения специалистов, привлекаемых к проведению оценочных процедур и реализации ИПРП. ИПРП должна быть разработана в течение 30 рабочих дней от даты заключения договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи.

ИПРП составляется на срок не менее 6 месяцев и не более 12 месяцев, и пересматривается регулярно не реже 1 раза в 3 месяца, и может быть пролонгирована при отсутствии критериев её завершения.

 

Индивидуальная программа ранней помощи должна включать:

- ФИО, возраст ребенка;

- Цели ИПРП (цели определяются на основе результатов оценочных процедур, согласуются с категориями МКФ, измеряемы, являются потенциально достижимыми);

- Перечень естественных жизненных ситуаций, в которых ИПРП реализуется;

- Перечень услуг ранней помощи, места и формы их предоставления;

- Примерный объем и срок реализации ИПРП;

- Фамилию, имя, отчество и контактные данные ведущего специалиста;

- Фамилию, имя, отчество дополнительных специалистов;

- Фамилию, имя, отчество и контактные данные родителя (законного представителя).

Пример формы ИПРП представлен в приложении.

 

После составления, ИПРП обязательно обсуждается ведущим специалистом и родителями на отдельной встрече. Родители высказывают свое мнение и дают согласие с разработанной ИПРП. Важный момент - определение того, как будет выполняться программа. Важно обсудить, как часто семья будет встречаться со специалистами, в какие дни недели это будет происходить, в какое время, какова длительность встреч. Самое главное - нужно обсудить, каково будет содержание каждой встречи.

 

Далее наступает следующий, очень важный этап - реализация ИПРП. Индивидуальные программы ранней помощи носят непрерывный и длительный характер, предполагают регулярные консультативные встречи семьи со специалистами. Специалисты планируют активность для достижения целей на индивидуальных встречах, а также помогают семье планировать активность дома, которая тоже будет способствовать достижению целей вмешательства.

Реализация ИПРП осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

- все специалисты, предоставляющие услуги ранней помощи в рамках ИПРП, должны содействовать вовлечению семьи в ее реализацию;

- все специалисты, предоставляющие услуги ранней помощи в рамках ИПРП, должны обсуждать с семьей ход ее реализации;

- взаимодействие с ребенком и семьей должно строиться на основе их собственной активности и участия, преимущественно в ЕЖС;

- в соответствии с целями ИПРП, к ее реализации привлекаются специалисты, обладающие необходимыми компетенциями;

- услуги ранней помощи должны предоставляться потребителям в формах, определенных исходя из целей ИПРП, возможностей и готовности ребенка и семьи, места и условий проживания ребенка, возможностей организации-поставщика услуг ранней помощи.

 

При реализации ИПРП регулярно происходит мониторинг ее эффективности на основе проведения регулярных промежуточных оценок реализации ИПРП (как правило, 1 раз в 3 месяца). Специалисты могут использовать те же методы оценки, что и на более ранних этапах. Прогресс оценивается при активном участии родителей, при необходимости цели ИПРП пересматриваются. Специалисты обсуждают с родителями, когда и как будет происходить оценка прогресса в достижениях ребенка и семьи, каким образом будет получена информация для оценки. То есть на одной из индивидуальных встреч с семьей специалисты обсуждают, какие задачи стояли перед ними, каких результатов они ожидали, и оценивают, достигли ли они этих ожидаемых результатов.

Получить информацию для оценки можно на основе:

- просмотра видеозаписей;

- анализа результатов повторного анкетирования;

- наблюдения за ребенком во время индивидуальных встреч и домашних визитах;

- дневниковых записей мамы;

- рассказов родителей и другое.

Изменения, происходящие в семье, через какое-то время могут повлиять на то, что семье будет требоваться более или менее интенсивная вовлеченность в программу ранней помощи. В этом случае программа должна быть изменена, отражая возникшие потребности родителей и ребенка. Семьи должны участвовать в каждой стадии изменения и развития программы. Любой пересмотр программы требует предшествующего обсуждения достигнутых результатов командой специалистов и родителей.

Итоговая оценка реализации ИПРП проводится на этапе, когда семья заканчивает посещение Службы ранней помощи при переходе ребенка в другое дошкольное образовательное учреждение, и может быть основой для работы его специалистов.

Когда для ребенка и семьи приходит время переходить в дошкольное образовательное учреждение, специалисты, которые оказывали помощь семье, спланируют и оказывают услугу «Сопровождение семьи на этапе адаптации к данному дошкольному учреждению».

Для этого специалисты вместе с семьей подберут для ребенка подходящее дошкольное образовательное учреждение, познакомятся с его администрацией и педагогами, расскажут персоналу об особенностях ребенка, поделятся (с согласия родителей) подробностями Индивидуальной программы ранней помощи, которая реализовывалась для семьи в Службе ранней помощи. Далее, по желанию родителей, будут присутствовать при встрече родителей ребенка и педагогов. Помогут специалистам ДОУ составить адаптивную образовательную программу для ребенка с конкретными ограничениями жизнедеятельности, разработают рекомендации для педагогов ДОУ по особенностям общения с ребенком и семьей. Если ребенок привязан к специалистам Службы ранней помощи, они могут некоторое время присутствовать на занятиях в ДОУ вместе с ребенком, на практике показывая педагогам ДОУ, как можно взаимодействовать с ребенком.

 

Реализация ИПРП завершается и проводится итоговая оценка результативности ИПРП в следующих случаях:

- отказ семьи (законных представителей) от получения услуг ранней помощи;

- ребенок/семья больше не нуждаются в услугах ранней помощи, так как цели ИПРП достигнуты;

- ребенок поступил в детский сад и успешно осваивает образовательную программу;

- ребенок достиг возраста 3-х лет в случае отсутствия необходимости пролонгации ИПРП;

- ребенок достиг возраста 7 лет – в случае пролонгации ИПРП после 3-х лет;

- при возникновении иных причин, создающих непреодолимые препятствия для продолжения реализации ИПРП.

 

Весь процесс реализации ИПРП документируется в «Индивидуальной карте ребенка», по окончании реализации ИПРП в карте делается запись о причине окончании и карта закрывается.

 


Приложение   ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАННЕЙ ПОМОЩИ ФИО ребенка ______________________________________________________________ Возраст ребенка __________________________________ Идентификационный номер ребенка (свидетельство о рождении/СНИЛС)___________ ФИО родителей ____________________________________________________________ Планируемый срок реализации ИПРП:с __________20__по________________20__ Даты проведения промежуточной оценки эффективности ИПРП: 1._________ 2.______ 3. _______ Дата проведения итоговой оценки эффективности ИПРП _________________________  
Место реализации ИПРП на дому   в организации  
Форма реализации ИПРП очно   дистанционно  
индивидуально   с семьей   в группе  
Услуги ранней помощи, оказываемые в рамках ИПРП, условия предоставления услуг
Область жизнедеятельности* Цели ИПРП Название услуги, которая способствует достижению цели Объем реализации услуги (количество сессий) Продолжи-тельность 1 сессии (в минутах) Перио-дичность Перечень ЕЖС Специалист/ специалисты Отметка о достижении цели
                 
                                 

СОГЛАСОВАНО

Ведущий специалист   Родитель  
/_____________________________/ Подпись ФИО /_____________________________/ Подпись ФИО

*- разделы составляющей «Активность и участие» МКФ

   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь