МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области
«Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Ресурс»
Ул. Машинная, д.31, г. Екатеринбург, 620142, Тел./факс (343) 221-01-57
E-mail: centrresurs@gmail.com
Услуги ранней помощи.
Что такое индивидуальная программа ранней помощи
Алгоритм оказания услуг ранней помощи.
(информационно-методические материалы)
Екатеринбург
Информационно-методические материалы подготовлены по заказу ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» в рамках реализации Пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Свердловской области в целях отработки технологий ранней помощи детям и семьям в образовательных организациях.
Брошюра предназначена для руководителей и специалистов подразделений ранней помощи, а также родителям (законным представителям) детей раннего возраста.
Авторы-составители: Самарина Лариса Витальевна, Ермолаева Евгения Евгеньевна
Что такое индивидуальная программа ранней помощи.
Индивидуальная программа ранней помощи (ИПРП) – это ОСНОВНОЙ документ службы ранней помощи - программа, составленная на основании оценки функционирования ребенка в контексте влияния факторов окружающей среды, включая взаимодействие и отношения с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, содержащий цели ранней помощи, естественные жизненные ситуации, в которую включены объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи.
При этом естественные жизненные ситуации ребенка понимаются как жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников. А функционирование ребенка (функционирование ребенка, нуждающегося в ранней помощи): положительные проявления активности и участия ребенка в естественных жизненных ситуациях.
ИПРП содержит цели ранней помощи, которые необходимо достигнуть за период реализации программы и которые достигаются путем оказания тех или иных услуг ранней помощи.
Поэтому первой важной задачей при составлении ИПРП является правильный выбор направлений вмешательства и формулировка целей вмешательства. Этому будет способствовать тщательное проведение оценочных процедур и понимание основных механизмов постановки целей вмешательства.
При постановке целей программы ранней помощи следует учитывать, что:
Во-первых, цели индивидуальной программы ранней помощи обязательно должны соответствовать общим целям ранней помощи, которые определяются как:
- улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях (ЕЖС);
- повышения качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
- повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
- включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи
То есть Индивидуальная программа ранней помощи внутри себя должна содержать такие цели, которые будут соответствовать общим целям ранней помощи и способствовать их достижению. Например, цель индивидуальной программы ранней помощи может выглядеть как: «Маша будет просить указательным жестом любимую еду или игрушки, когда мама будет держать их в руке на близком расстоянии, в ситуациях еды, игры, прогулки, каждый раз, когда их захочет в течение недели». Мы видим, что это индивидуальная цель для конкретного ребенка и семьи, но она:
- помогает улучшить функционирование ребенка (Маша учится использовать указательный жест для просьбы),
- учтены ЕЖС (еда, прогулка, игра),
- возрастают компетенции родителей, мама будет учиться, как использовать мотивационные вещи, чтобы Маша использовала жест для просьбы, следовательно, мама научится избегать сложностей в ситуациях просьбы и тем самым улучшится взаимодействие ребенка и мамы,
- кроме того, цель предполагает, что, овладев указательным жестом, Маша сможет использовать его также в играх со сверстниками.