Внешний облик (внешность, манеры, поза, жесты)




Имидж лектора и публичного выступления


План

1 Внешний облик (внешность, манеры, поза, жесты)

2 Голос (звучность, темп, тембр)

3 План – основа композиции.

4 Методы изложения материала.

5 Приемы привлечения внимания аудитории.

6 Недостатки композиции


Внешний облик (внешность, манеры, поза, жесты)

 

Английское слово «имидж» означает «образ». Каждый человек вызывает у других определенное представление о себе, т.е. образ. Для преподавателей мнение о них составляется по внешним данным во время выступления. Хорошая речь на добрую четверть воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели присматриваются к лектору: как он стоит, какое у него выражение лица, какая походка, что он делает с руками. Искренняя речь, глубокое переживание лектора от взаимного общения с аудиторией, добросовестность в выполнении своего долга перед слушателями даст для правильного внешнего поведения гораздо больше, чем нарочитые технические приемы.

С неказистой внешностью лектору приходится только мириться, но «с лица не воду пить». Да и вовсе не нужно быть красивым, чтобы в своем деле быть на высоте. Но когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановке. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Мужчины должны быть чисто выбритыми, должны освободить карманы от ненужных вещей, убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки, появиться перед аудиторией подтянутыми, застегнутыми на все пуговицы. Женщинам рекомендуется по крайней мере оставить дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти – это помешает слушать, что вы говорите.

Надлежащие манеры лектора имеют более существенное значение, чем его внешность. Он может заставить слушателей забыть о своей внешности. Группа слушателей – нечто большее, чем скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно в ином случае. Слушатели предъявляют к лектору особые требования: они предоставили ему главную роль – лектор должен с этим считаться. Он должен держать себя уверенно, решительно, но скромно и уважительно по отношению к слушателям. Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Лектор – живой человек, а не говорящий автомат. Он должен овладеть умением создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу, быть воодушевленным своими убеждениями. Дело лектора – наладить контакт со слушателями.

Как только лектор приступает к изложению материала, он не должен суетиться, спокойно направляться к избранному месту (необходимо заранее тщательно выбрать место, с какого придется говорить).

· Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не исправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее.

· Не начинайте лекцию, пока не займете удобное и устойчивое место.

· Изберите одну из принятых форм обращения.

При чтении лекции необходимо:

· Следить за выражением своего лица. Лицо лектора должно быть серьезно, но не хмурое и отчужденное. При подготовке к лекции крайне необходимо практиковаться перед зеркалом, чтобы иметь представление о мимике во время её чтения. Изучайте свое лицо. Если от напряжения на нем «застывшее» выражение, то упражняйтесь в ослаблении лицевой мускулатуры.

· Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями – печалью, радостью, вдохновленностью, наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.

· При чтении лекции надо придавать значение позе. Далеко не все лекторы знают, как правильно стоять. Ноги расставлены на 15-20 см в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед, упор не одинаков на обе ноги, в наиболее выразительных местах речи делается на носок, колени гибки и податливы; в плечах и руках нет напряжения, руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Переместите упор на правую ногу, а затем выступите левой, практикуйте отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Более выразительные места речи должны подчеркиваться движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки; отступлением на короткий шаг. Упражняйтесь в манере правильно стоять, пока не появится ощущение устойчивости, равновесия, легкости и подвижности всей позы.

Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимого сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер, рук и ног. Жесты тоже «говорят», усиливая эмоциональное звучание речи. Никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Жесты бывают:

· выразительные (для выражения душевных движений);

· описательные (показ скорости и вида движения, размеров, тенденции роста или падения);

· указующие.

Лекторы, обладающие артистичностью, часто пользуются подражательной жестикуляцией.

Правила пользования жестами:

· жесты должны быть непроизвольны;

· жестикуляция не должна быть непрерывна;

· управляйте жестами – никогда жест не должен отставать от слова;

· вносите разнообразие в жестикуляцию;

· жесты должны отвечать своему назначению.

Лучшая черта во внешнем облике лектора – корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторским манер – непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. Жесты – это любые движения, усиливающие впечатление от лекции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: