Изображения облаков и сияний




Традиции древнерусской живописи в палехской миниатюре

Изображения гор

Древнерусская живопись XIV века (на примере миниатюр "Евангелия Хитрово").

Лещадки и уступы чётко выделены, имеют разные оттенки от розовато-коричневого до розовато-белого. Формы уступов не повторяются. Верхушки округлённые. Профили подчёркнуты кавычками. При всей условности изображения гора кажется объёмной.

 

Новгородская школа XV века (с иконы "Евангелист Иоанн").

Лещадки имеют разную величину, кремешки распределены по ним систематично и каждый подчёркнут снизу светлой оживкой. Уступы мягко отделены друг от друга. Верхушки заострёны. Изображение выполнено в плоскостном решении с условным слабо выраженным объёмом. Горы выполнены в кремовых тонах, профили подчёркнуты оранжевым оттенком, кремешки бирюзовые разной силы цвета.

Данный способ изображения гор использовал в своих работах И.П.Вакуров.

 

 

Строгановская школа XVII века.

Гора имеет сложную форму. Лещадки разнообразны, широкая их часть переходит в узкую, все контуры их нарезаны лаконичными приступками. Уступы обрамляются зигзагообразными линиями, параллельно контурам идут в разную силу тени Кремешки разные по величине и силе тона, нижние края подчёркнуты светлой оживкой.

Данное изображение горы использовали в своих работах И.М.Баканов, Д.Н.Буторин, А.В.Котухин.

 

Школа Симона Ушакова XVII века (с иконы "Благовещение с акафистом").

Гора представляет собой единую глыбу. Верхушки заострёны. Лещадки мелкие, ажурно украшены кремешками, расположенными правильными лентами. Все кремешки подчёркнуты мягкими тёмными линиями. Большинство уступпов вертикальные, но имеются и наклонные. Профили везде отмечены сильной тенью. Цвет гор разнообразный, но большинство желтоватого, охряного тона.

Данную форму гор использовал в своих произведениях А.А.Дыдыкин.

Ярославская школа XVII века (с иконы "Воскресение" из ярославской церкви Ильи Пророка).

Гора отличается массивным, уравновешенным, красивым общим силуэтом. Верхушки мягкие, обтекаемой формы. Уступы и профили так же ограничены мягкими, почти симметричными линиями. Лещадки по форме напоминают растения. Кремешки выложены в разных направлениях. На профилях положены мягкие тени. Такие горы бывают разных тонов, пишутся прозрачной плавью, оживляются подчёркиванием светлых кремешков.

Данный тип горы часто использовал И.И.Голиков.

 

Палехская школа XVIII века (с иконы "Акафист Спасителю").

На верхушках уступов имеются небольшие, разнообразные по форме лещадки. У каждого уступа - свой теневой профиль. Кремешки на лещадках разной величины и все остроконечны, что подчёркивается светлой оживкой. Характерно, что все уступы горы выполнены в одну силу с лещадками и оживляются светлыми линиями.

Такой вид изображения горы можно встретить в произведениях А.А.Дыдыкина.

 

Изображения воды

Северокарельское письмо XVII века.

Рисунок волны оригинален и прост. Доработан и усовершенствован художником И.П.Вакуровым и применён в композиции "Буревестник".

 

 

Школа Симона Ушакова XVII века (с иконы "Благовещенье с акафистом").

Волны изображены завитками, некоторые из них вытянутые, как бы ударяющиеся о берег и от этого удара дающие гребни в завитках. Волны выполнены прорисью светлой краской по тёмному фону. Для создания объёма к линиям прориси сделаны светлые приплавки с более светлыми бликами в центре.

Данной манерой изображения пользовались большинство палехских художников.

 

Палехская живопись конца XVII - начала XVIII века (с иконы "Николай Чудотворец с житиём").

Рисунок волн проще, чем в ушаковских письмах. Гребни разнообразны по форме и по размерам. Показаны не только гребни в завитках, но и плавные переливы волн. Прорись волн и их переливы выполнены в две параллельные линии, между ними наложена лёгкая приплавка.

 

Вода в произведениях А.А.Дыдыкина.

Дыдыкин объединил палехский и ушаковский стили и на их основе содал свой. Гребни волн имеют спиралевидные завитки, некоторые из них растянуты. Воны имеют парные линии и плавные переливы.

 

 

Вода в произведениях И.И.Зубкова.

Гребни состоят из полузавитков, что даёт впечатление не бурного, а лишь волнующегося моря.

 

 

Вода в произведениях И.П.Вакурова.

Традиционность в рисунке сохранена, но в такой мере, в какой она помогает впечатлению бурно бушующего моря.

 

 

Изображения облаков и сияний

Облака в произведениях И.И.Голикова и И.М.Баканова.

В иконописи такие облака назывались "облака каравашками". Главную роль в изображении играет белильная подготовка в разную силу и лёгкая цветовая плавь роскрыши. Самое тонкое - это опись облаков согласно их силе и цвету, тоном несколько светлее их. После прорисовки деталей, чтобы подчеркнуть объём, в центральных частях облаков соответствующими тонами наносятся блики в два-три тона.

Изображение сияний, располагаемый обычно вокруг головы святых, занимает в древнерусской живописи значительное место. На древних иконах эти сияния-ореолы по рисунку довольно просты и в большинстве выполнены горизонтальными штралями, простыми лучами и звёздами. В живописи палехских писем XVIII века имеются образцы, сложные и разнообразные по форме. рисунку и технике исполнения. По существу, рисунок их прост, но сама техника выполнения придаёт им особый эффект, она сложна и трудоёмка. Сияния обычно тонки, ажурны, как бы пронизаны золотыми лучами. Они выполняются обычно инокопью.

Ниже приведены образцы ореолов. В таких ореолах И.П.Вакуров изобразил "Победу", А.В.Котухин - "Жар-птицу".

 

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ

Зимний пейзаж в произведениях И.П.Вакурова.

В изображении метели обобщены отдельные снежные вихри с тысячами мельчайших серебряных точек. Иногда у него получалась пурга, в которой не видно ни зги.

 

 

Зимний пейзаж в произведениях И.А.Челышева.

Изображены вьющиеся снежные вихри, создающие общее впечатление снежной вьюги. Тщательно проработана фактура снега - его не спутаешь ни с облаками, ни с водой.

Аналогичной техникой пользовалась Ф.И.Клюшкина.

 

 

РАСТЕНИЯ

Древнерусская живопись XIV века.

Деревья цветообразные, разнообразные по форме. Листва образует треугольник, четырёхугольник, иногда пяти- и семиугольник. Деревья то вытянуты вверх, то приземистые. Стволы сильно утолщаются книзу. Листья условно обозначены треугольниками или штихами, которые называются инокопью. Штрихи инокопи всегда идут попарно и утолщённые сходят на нет. Среди листвы могут быть круглые плоды. При изображении стволов штрихи идут параллельно с сильным утолщением к контуру. Таким образом показывается бъём.

 

 

Древнерусская живопись XV-XVI веков.

Деревья уже менее условны, более близки к натуре. Листва более реалистична. Для выявления объёма применены свет и тень.

Этот вид изображения растительности использовали в своих произведениях Д.Н.Буторин и И.П.Вакуров.

 

 

Палехская живопись XVII века.

Изображение более реалистичное. Здесь не только листва, но всё дерево близко к натуре. Деревья изображены с толстыми стволами, тонкими сучьями с обильной листвой. Листва располагается условными группами в несколько планов и разной силы. Фактура передаётся с помощью света и тени.

Данный вид изображения использовался А.В.Котухиным и И.В.Маркичевым.

 

Палехская живопись XVIII века (с иконы "Иоанн Предтеча").

Растительность многообразна по форме. Детали тщательно проработаны. Можно чётко отличить хвойные деревья от лиственных и их породу. Вместе с тем сохраняется орнаментальная условность и декоративность, чётко подчинённая плоскости.

Данный тип изображения растительности можно встретить в произведениях И.М.Баканова.

 

 

Растительность в произведениях И.П.Вакурова.

Основываясь на традициях XVI века, Вакуров создал для сказочных композиций совершенно фантастические "цветообразные" деревья.

 

КОРАБЛИ

 

Палехское письмо XVII-XVIII веков (с иконы "Николай Чудотворец в житии").

Корабль парусный, простой и красивой формы, с прекрасно найденным соотношением масштабов корпуса и парусов. Данное изображение является прообразом многих сказочных кораблей в произведениях палехских миниатюристов.

 

 

Корабль в произведениях И.И.Голикова.

Главная прелесть голиковских кораблей - в красоте их общей формы и детальной разработке деталей. Они всегда различны. Носовые части кораблей украшены головами птиц, животных, сказочных драконов. Корабль по форме и пропорциям уравновешен с парусом и флагом.

Корабль в произведениях И.В.Маркичева.

Корабль изображён в форме плывущей птицы. Корпус украшен орнаментальными резными украшениями.

 

 

Корабль в произведениях Б.Н. и К.В.Кукулиевых (с иллюстраций к книге "Садко")

Своими формой и украшениями корабль отвечает героическому духу былины. Этот корабль далеко отошёл от традиций XVII века, но авторам удалось создать новый тип корабля, самостоятельный и непротиворечащий палехскому искусству.

 

 

Карета в ярославских фресках XVII века.

Данное изображения послужило отправной точкой для изображения карет и различных повозок в современном палехском искусстве.

 

Повозка в произведениях И.И.Голикова.

Голиков первым создал множество типов повозок. Изображения саней использовались для зимних троек, причём каждый раз новой формы. Сани богато украшены орнаментом и красивы по форме.

 

 

Повозка в произведениях И.П.Вакурова (со шкатулки "Бесы").

КРЫЛЬЯ

Крылья в древнерусской живописи XV века.

Крылья разнообразны и красивы по цвету. Большинство из них выполнялось в тёмных тонах (чаще всего тёмнокоричневые). Каждый ряд перьев подплавлен в два тона, а инокопь прописана творёным золотом.

 

 

Крылья в древнерусской живописи XVII века.

Изображение менее условно, чем в более ранних произведениях. Изменилась детальная проработка отдельных перьев. Обычно крылья покрывались золотом (творёным или листовым) и подробно расписывались чёрной краской.

 

 

Птицы в произведениях И.П.Вакурова.

Изображение близко к традициям XV века, но в нём есть элементы XVII века. Вакурову удавалось органически сочетать обе традиции и создать обобщённый образ. Крылья птиц, драконов, демонов, царевны-лебеди особенно выразительны по цвету. В них ярко-красный цвет с синим, протканый золотой инокопью, создаёт особое ощущение богатства, сказочности, волшебства.

 

 

Птицы в произведениях И.И.Голикова (с миниатюры "Петух").

Изображение выполнено графическим приёмом. Петух изображён в момент боя. Все его перья, их форма приближаются к натуре, но не лишены декоративной условности. Это уникальный пример в палехской живописи и по характеру изображения, и по его графической технике.

 

ПРОБЕЛЫ

Пробел инокопью.

Выполняется золотом бликами и чёткими прямолинейными штрихами. На выпуклых частях изображений наносились "силки" (пятна), а от них располагались равномерно штрихи, несколько утолщённые от силков. Таким приёмом выделялись особо значимые фигуры в композиции, подчёркивались формы архитектуры, элементы убранства, латы воинов и т.д.

Данный вид пробелов использовали И.М.Баканов, И.П.Вакуров, А.И.Ватагин и другие.

 

 

Пробел "в щетинку".

Эта разновидность пробелов выработана мастерами строгановской школы в XVII веке. Выполняется золотом для выявления объёма. Состоит из тончайших линий, подобных щетинке.

Данный приём встречается в произведениях И.И.Голикова и И.М.Баканова.

 

 

Пробел краской.

Является одним из древних приёмов иконописи, идущих от Византии. Пробелы накладываются очень чётко, в три тона. Певый тон лёгкий, вливается в общий тон одежды, второй - несколько светлее первого, а третий - почти белый - "оживка", которая заканчивает почти весь пробел одной линией и кавычками.

Данный приём применяется палехскими мастерами в стенной живописи.

 

Пробел "в перо".

Разработан ещё в XVII веке, но распространение получил только к концу XIX века. Применялся в крупных иконах, предназначенных для золочёных иконостасов. Вначале намечается тонкими золотыми линиями попарно штрихи, а затем на самых выдающихся частях наносятся блики ("силки"). Главные силки проплавляются густым творёным золотом, а жидким золотом - перья между основными парными штрихами. Затем очень тонкой кистью мелкими штрихами от главного блика перья усиливаются густым золотом, а дальше от блика перья стушёвываюся жидким золотом на нет. При этом очень важно сохранить тонкие растояния между перьями и роспись складок одежды ("козелки").

Данный вид пробела применяли И.П.Вакуров, Д.Н.Буторин, А.В.Котухин, Т.М.Ходова.

 

ОДЕЖДА

Развевающиеся одежды в современном палехском искусстве (из альбома П.Д.Баженова).

Баженов в своём альбоме собирал различные детали со стариннных икон и произведений современных палехских миниатюристов. При всём своём многообразии изображения развивающихся одежд сохраняют традиционные черты древнерусской живописи. Современное палехское искусство добавило в изображение тонкую графическую роспись, чёткое выявление складок на лицевых и нижних сторонах одежды.

 

 

Латы в древнерусской живописи XIV века.

Латы, щиты и мечи воинов обычно изображались подробно и детально, богато украшались золотом. Иногда даспехи украшались изображениями драгоценных камней и жемчуга, которые тщательно выписывались яркими красками. Форма лат проста и монументальна.

 

 

Латы в древнерусской живописи XV века.

Рисунок лат уже более сложный и декоративный. Они состоят из отдельных пластинок, сцепление которых идёт по наклону. Пластинки пересекают друг друга и свисают с плеч и подола.

 

Латы в строгановской школе конца XVI века.

Латы декоративны, узорчаты и тонки по рисунку. Они составлены из вырезанных по краям пластин и грудной перевязи, украшенной цветными камнями. В середине лат пластины мелкого размера в виде восьмиугольной розетки. От центра они увеличиваются по размеру. Сплетение пластин идёт лучеобразно. Наверху груди - орнамент. Пластины спускаютя также двойным рядом ниже, перепоясывая, и свисают с рукавов. Латы густо покрывались золотом или серебром и тонко расписывались тёмной краской. Для выражения объёма тонким штрихом наносились тени.

Данный приём использовали в своих произведениях И.И.Голиков и И.П.Вакуров.

Латы в древнерусской живописи XVII века.

Рисунок ещё более сложен. Все латы покрыты тонким орнаментом. В центре - восьмиконечная розетка, которая как бы из пазушек выбрасывает побеги растения с развивающимися плодами. Аналогичный орнамент на боковых, нижних и плечевых пластинах. Латы украшены жемчугом и цветными камнями.

Данный вид изображения использовали многие палехские миниатюристы.

 

 

Латы в произведениях И.И.Голикова.

В изображении использованы общие формы и технические приёмы строгановской школы, с ярославских и ростовских икон и фресок. Латы покрыты золотом и расписаны чёрной краской. Большое внимание Голиков уделял орнаментальным украшениям. Они выполнялись в три тона. Использовалось также украшение жемчугом.

 

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ

 

ОРНАМЕНТЫ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: