По курсу истории религий 9 глава




Этот же принцип присутствовал и в Египте, но постепенно эволюция египетской религиозной мысли, её деградация привела к обратному, что повиновение нужно для умерших. Поздний Египет утверждает, что поминовение нужно для тех кто отошёл. Например, обратим внимание на то, что написано на погребальной стеле умершей Таасет, то есть эти слова обращены к любому прохожему. На погребальной стеле обязательно стоит имя, так же как и у нас на любом некрополе. Потом уже идёт титул, который тоже важен, потому что он обозначает приближённость к царю, который является посредником между Богом и людьми, и является ритуальным богом на земле. Так вот эта стела говорит: «И ныне я не желаю ничего от тебя, но только простого дыхания уст твоих, ибо те кто там (умершие) живы тогда, когда произносят имена их. И воистину тот кто делает (что-то для другого), делает это для себя самого. Тот кто благословляет имя того так же будет благословенно ».

Почему произошёл этот переход? Который и у нас сейчас заметен. С одной стороны мы призываем имена святых, и понимаем, что это нужно для нас, а не для святого. А с другой стороны у нас распространено мнение, что умершим там хорошо, надо за них молиться. Действительно, для человека члена Церкви, но при этом человека не святой жизни, для него судьба там определяется жизнью Церкви здесь, молясь за наших усопших мы действительно утверждаем их положительную судьбу, но для святых это не нужно. По мере религиозной деградации общества, когда святость убывает, по мере ослабления духовного потенциала, всё большее и большее значение для усопших приобретает молитва живых, потому что они уходят в тот мир несовершенными и нуждаются в молитве живой Церкви. В те же эпохи, когда духовный подъём велик, тогда живые живут молитвой умерших.

Имя связано непосредственно с бытием, нет имени – нет бытия. В Берлинском папирусе о состоянии полного не бытия говорится как о том состоянии, когда имена всех вещей ещё не были наименованы. Это позволяет нам понять важную строчку Книги Бытия. Когда Бог творит, Он называет, то есть происходит называние. Второй момент, который говорит, что человек создан по образу Божьему, это возможность, данная Богом, назвать всех животных. То есть имя это создание, в этом смысле человек сотворец всего космоса. Человек не просто тварь, а он великий демиург. Поэтому время, когда имён ещё не было это значит, что и мира ещё не было. Первое что возникает это имя и идея сущности, а потом уже творится материальная форма.

Но с именем связана и ещё одна вещь. Если знают имя, то им могут и злоупотребить. Искажение имени приводит к искажению личности. Это конечно же магия. Так как имя находится в Боге, то человек на самом деле в безопасности, если он сам соответствует своему имени. То есть царь может повелеть стереть имя человека, сжечь его тело и уничтожить его статую, но если человек соответствует своему имени, то деяния царя этому царю только во грех. Поэтому царь не властен над именем, он может сделать только то, что человек сам сделал со своим именем, если человек сам разрушил своё имя, то царь завершает это тем, чтобы это имя, которое уже ложное, не звучало. Поэтому в Египте в самых древних текстах пирамид, явно не магических, много раз говорится чтобы человек уходя из этой жизни в вечность не говорил злым силам своего имени. «О Нефер-Кара, они (демоны) спросят тебя об имени твоём, но не должен ты говорить им имя своё ». Потому что если человек скажет им своё имя, то они станут обладать его сущностью, они смогут иметь часть в нём. «О Ней, когда они спросят тебя об имени моём не должна ты произносить им имени моего ». То есть демоны могут спросить имя и у божества покровителя. Имя должно произноситься перед Богом Великим, перед Осирисом, перед Ра, но не перед демонами.

Принцип того, что имя должно произноситься прямо связано с посмертной судьбой человека. Человек сам произносит своё имя. Это настолько часто встречающаяся формула в Текстах Саркофагов и в Книге Мёртвых, что она является «трафаретной» формулой, которая произносится снова и снова. Формула это часто обозначается так: «Должен человек помнить имя своё, пребывая под Богом ». Пребывание под Богом, это вся жизнь человека, и на земле и в вечности, ибо Бог взирает на человека и он ходит под Богом. Человек должен помнить имя своё. Прежде совершения чего-либо человек должен задумываться соответствует ли его поступок его имени. Сама формула звучит так: «Произношу я имя моё в доме великом (палата вечного суда). Помню я имя моё в доме огня (место где предстают перед Осирисом ) в ночь счисления годов и счёта месяцев (суд, когда вся жизнь проходит перед человеком)». Именно в этот момент надо помнить своё имя. Без памятования имени человек не может устоять. Но речь здесь идёт не о физическом памятовании. А речь о том, что человек забывает своё имя когда он перестаёт ему соответствовать, он начинает забывать своё имя и оно заменяется кличкой. В кличке нет сущности, в ней есть наименование индивида, отличие его от других индивидов, но в ней не содержится образа сущности. Поэтому забвение имени всегда признак потери сущности.

Какое же имя надо в итоге знать? В Текстах Саркофагов говорится: «О Тот, (бог письма), я есть единственный великий, я являюсь в славе, таков я есть, пребываю я в имени моём, ибо имя моё бог, никогда не забуду я этого имени моего ». «О Ра-Атум, о Хепри. Тот я кто рождён в начале времён и ведомо мне имя моё, это имя моё есть бог, пребывающий в теле моём, изгоняю я того, кто хочет унести в руке своей имя моё и сердце моё для себя. Не забуду я имени своего пред лицом владыки суда ». Оказывается, что самое главное имя человека, имя имён, имя сокровенное, имя по ту сторону имени, это имя бог, нечер. Самое главное, что он божественен, что он образ Божий. Его личное имя производно от этого, поэтому большинство имён в Египте теофорные, они содержат или одно из личных божественных имён (Осирис, Птаха, Атума, Ра, Амона и т.д.), или имя нечер нарицательное, или имя ка, и даже тогда, когда никакого теофорного элемента в имени нет, оно подразумевает некое явление качеств Бога и таким образом восходит к личности Бога. Итак имя для всех египтян одно и тоже, это имя бог. Но поскольку человек бог и при этом личность, имя Боже включается в личностную формулу, в каком виде человек реализует эту свою божественную сущность, ибо каждый реализует её своеобразно. У каждого своя сила, энергия, но за всем этим одно – Дух Божий.

Поэтому если ты помнишь, что ты имеешь божественную природу и ты должен проводить эту божественную природу в жизнь, тогда ты не забудешь своего имени. И поэтому умерший говорит: «Не забуду я имени своего пред лицом владыки суда (Осириса)». Пребывание с именем связано с пребыванием с именем здесь. Имя человека звучит здесь на земле. «Вкушаю я хлеб, омываюсь я струящейся водой, вводят меня в обитель первого из запада, сижу я на берегу реки в её половодье, пребываю я среди тех кто в ликовании и имя моё не изгладится никогда в этой земле ». «Зиждется имя сильного на том, что соделал он. Не погибнет он в этой стране вечности ». Если человек творит дела Божие на земле, то память о нём остаётся, за него молятся как за благодетеля. Таким образом поминовение его имени на земле есть коллективное свидетельство его соответствия своему имени, то есть своему божественному началу. И в этом смысл и памятников и исторической памяти. В тоже время, когда человека проклинают за его дела, когда его имя употребляют с ненавистью, тогда это имя не соответствует себе и человек не может оправдаться перед Богом. Поэтому фраза vox populi, vox Dei правильна. Слова произнесённые людьми на земле, оценки сделанные на земле важны. Если же человек не соответствует своему имени, то на этот случай имеется другая формула: «Не будут вспоминать о нём родные его, не будут приноситься ему его заупокойные приношения, не будет возливаться для него вода и имя его не будет существовать, заупокойные службы не будут для него совершаться под Богом ». Тот кто совершил злодеяние, его имя изглаживается и теряется. Поэтому становятся понятны слова из Апокалипсиса, где говорится о том, что каждому будет дан белый камень и на нём его новое имя, которое никто не знает кроме Бога и получающего. Но это будет дано верным, тем кто оправдал своё имя, и это тайное имя, имя-сущность будет возвещено человеку.

 

 

Лекция IV (XVII)

 

Ещё одной важнейшей категорией в египетской религии была категория души (ба). Всё что связано со словом душа связано с категорией дыхания практически во всех языках. Но египетская категория ба не связана с дыханием. Само слово дыхание подводит нас к слову жизнь, то есть душа это то, что даёт жизнь. Но категория ба имеет иную смысловую природу. Нам надо вспомнить, что всё что связано с душой таинственно. Даже в христианском богословии за две тысячи лет категория души так и не проработана до конца. И мы до сих пор спорим двучастна ли природа человека или трёхчастна, душа и дух это одно и тоже или разные вещи, идёт ли душа в место страданий или нет, личность человека с душой или вне души. Но единственно в чём христианское богословие едино, это что смерть есть разделение души и тела, а воскресение есть их воссоединение. Египтологи говорят следующее: «Ба, как и родственные ему понятия ка и ах не имеют точных эквивалентов ни в одном из современных классических или семитских языков. Переводить понятие ба, как это делали ранее и до сих пор делают, словом душа не только не соответствует его базисному значению, но к тому же привносит дуалистическое различение между телом и душой, подходящее для некоторых иных философских систем, но искажающее саму суть представлений о человеке свойственных древним египтянам». Нам тоже свойственно противопоставление души и тела. И зачастую мы можем встретить призывы о том, что следует спасать душу, но не тело. Однако Спаситель является спасителем не только души, но и тела.

Как сами египтяне изображали ба? Интересно, что изображали они его двойственно. Первоначально его изображали в виде идущей птицы, похожей на аиста, но с головой человека. И там где эти изображения большие и находятся в гробницах, то можно наблюдать портретное сходство между ба человека и самим изображением человека. То есть ба изображается с личностной, не просто усийной, но ипостасной привязкой к каждому конкретному человеку. Само по себе изображение птицы может навести на ум, что это изображение чего-то безличностного, то есть изображение свободной силы. Но и другие категории, которые безусловно личностные, например категория ах, тоже изображаются в виде птицы. Поэтому египтяне не хотели противопоставить личностное безличностному.

Само изменение иероглифического знака свидетельствует о том, что что-то изменилось в понимании египтян, то есть они иначе стали ставить акценты. Со Среднего Царства, после Первого переходного периода, египтяне начинают ставить акцент именно на индивидуальном, на ипостасном своеобразии ба. До этого они ставили акцент на чём-то ином.

Для того чтобы разобрать, что сами египтяне понимали под значением слов, необходимо обратиться к Позднему Египту и коптскому языку. Египтяне никогда не переводили слово ба, словом ψυχή (душа). К эпохе, когда появились греческие тексты, коптским эквивалентом слова ба было бэу употреблялся как «насилие», «принуждение», как разрушительная сила. И действительно, если мы перенесём это позднее употребление в глубокую древность к Текстам Пирамид, то мы увидим, что мы можем далеко не всегда перевести слово ба словом «душа» в нашем обыденном понимании. «Сколь прекрасно это зрелище, сколь великолепно это видение. Глаголют они, глаголют в боге. Восхождение бога этого в небе. Восхождение Унаса этого в небо. Души его осеняют его, ужас его по обе стороны от него, тайные знания его у ног их ». Явно что в данном тексте слово ба лучше переводить не словом «душа, а словом «сила», тогда это будет выглядеть как «Слава силы его осеняет его… ». «Слава силы» это образ очень распространённый и в еврейских псалмах, этот образ нам говорит, что самое первое значение ба – это сила. И тогда всё встаёт на свои места. «Взойди ко мне, ибо солнце имя твоё. Разгони тьму небесную дабы явил себя вышний небосклон и дабы внимал он восхвалениям силы моей и славы моей с устах губ божественной девятерицы ». Ба, тем не менее, очень тесно связано с телом человека, с его гробницей, с его личностью при жизни. Ба – это сила, но сила личности. Очень распространено египетское выражение ба хор хат – «душа над телом ».

Очень распространён египетский текст 12 династии «Разговор разочарованного со своей душой» - «Разговор разочарованного с ба». Подобные диалоги тела с душой это одна из любимых тем византийской литературы. Так вот в этом «Разговоре…», восходящем к Первому переходному периоду, когда была катастрофа, разочарованный просит свою душу не уходить от него после смерти, чтобы после смерти его душа оставалась с ним. На что душа говорит, что не уйдёт, если он не будет искать приближения смерти. То есть человек должен жить несмотря на все те ужасы которые вокруг него происходят. Это наводит на мысль, что душа действительно некая энергия, которая действует через тело, это та сила, которая находится в теле. Потом в позднем тексте говорится более привычное нам: «Принадлежит душа небу, а мёртвое тело преисподней ». Но более древние тексты, Тексты Саркофагов, нам не понятны в этом смысле. «Да узнаешь ты свою душу (ба) на высшем небе, когда плоть твоя, тело твоё пребывают в Гелиополе (похоронены). Да будет иметь ба твоё сердце, дабы помнило оно о теле своём, дабы успешно могло снести оно яйцо из которого родишься ты ». Снести яйцо это образ птицы, а новое рождение то что связано с ба. Это речение завершается словами: «Явил ты себя владыкой запада, правящим людьми пребывающими на земле. Воздвигни себя к жизни ибо ты не умер, да будешь ты жить вечно ». Для этой вечной жизни необходимо пребывание ба.

Однако само рождение ба человека в вечность происходит в результате суда, но суда не над душой, которая не судится. Судится не душа и не тело, а судится воля человека. Воля и душа это не одно и тоже. Душа это нечто внешнее относительно воли. Воля или сущность, нрав, это кед. Вот именно кед судится. И день суда так и называется «День определения кед» - «День определения сущности». Но ба и сущность очень тесно связаны. Ба становится частью эмпирической сущности человека, более того сущность человека может существовать, может направлять человека благодаря ба. То есть ба это то что связанно с сущностью, но то что не есть сущность. «Отверсты двери неба, ибо прекрасен ты, взойди и узри Дом Гора. Да перестанут возносить жалобы на тебя и изгладят все грехи твои, те кто взвешивают в день определения сущности. Да сможешь ты соединиться с теми кто на ладье, с теми кто в свите Ра. Слова премудрости, произносимые в уподобление Ра при осиянии светом ». То есть это пожелание человеку, чтобы день определения сущности был для него благоприятен, а дальше речь идёт о ба, которое помнит о своём теле (из отрывка выше).

Что есть соотношение ба и сущности? Текст Пирамид, в котором говорится о воскресении: «Слава тебе великий и единственны, сын великого и единственного. Спешат отворить для тебя кровли великого дома. Служат тебе в доме земном. Створы окон небесных отверсты для тебя. Сияние солнца изливается на тебя. Слава тебе единственный, пребывающий каждодневно. Грядёт вышней, грядёт широко шагающий, тот кто властен над небесами, кому подвластны боги. Слава тебе мощь (ба) божественная, пребывающая в красной крови его. Единственный, о которому глаголал отец твой. Премудрый, о котором глаголали боги. Восхитил ты престол свой в зените неба, в месте том, где упокоилось сердце твоё. Проходишь ты небеса шагами твоими, соединяешь ты нижнюю и верхнюю страну в шествии твоём. Тот кто воистину так знает это речение Ра, эти слова вышнего небосклона, будет знать его Ра, будет он вместе с вышнем небосклоном. Меренра сей знает так это речение Ра. Меренра повторяет эти слова вышнего небосклона. И потому знает Меренра Ра. Вместе он с вышнем небосклоном. За руку будет Меренра возведён в небо, дабы был он среди спутников Ра ». Смысл этого речения, это спор Гора и Сета, победа Гора над Сетом, восхождение Гора в небо, и умерший уподобляется Гору. Но чтобы он мог уподобиться Гору божественное должно быть в красной крови его. Ба должно быть в крови его. Ба и кровь это довольно частый образ. Можно вспомнить слова из Ветхого Завета о том, что животных с душой, с кровью есть нельзя, отсюда и образ выпускания крови. Откуда этот запрет? Кровь тесно соединяется с силой, с душой. Можно сказать, что кровь и душа это одно. Но эта душа вовсе не астральное тело. Кровь – образ жизни. Кровь струится по телу, касаясь его самых мельчайших клеточек. То есть кровь это некая субстанция которая даёт телу жизнь. И вот именно эта субстанция есть божественная энергия и сила, которая входит в человека.

Ка – это предвечный образ человека, он не может погибнуть. Это человек погибает, если он не тождественен своему ка, но ка вечен. Ба – это та божественная сила, та энергия, которая от Бога входит в человека, которая его животворит. Это дыхание жизни, то что делает человека живым, и то чему кровь является символом. Поэтому поедание крови животных есть фактически некое вкушение божественно вещества. Кровь – это сила тела, сила человека как телесного существа, но кровь – это также символ божественного духа, которая входит в человека. Но дело в том, что совершенно неверно представлять душу как электричество, входящее в провод и зажигающее лампочку. Египтяне так не думали. Душа остаётся с человеком, если человек, его воля (кед) направляет божественную силу соответственно с божественной волей. Божественная энергия направляемая человеческой волей в соответствии с божественным замыслом становится человеческой энергией, человеческой силой. Слова Христа «Без меня не можете творить ничего же» в этом смысле вполне понимаемы египтянами. То есть без божественной силы человек ничего творить не может. Но божественная сила может действовать в человеке только через его волю, но не помимо ей. Человек не становится марионеткой, он направляет свою волю в направлении воли Божьей, и тем направляет божественную силу на некие созидательные действия, и в результате эта сила становится его душой, которая с ним больше не расстаётся. Если же человек не соединяет свою волю с божественной силой, если он пытаётся её использовать не в соответствии с божественным замыслом, то эта божественная сила с ним не соединяется. Она дана ему, он её может использовать, он может убивать и разрушать с помощью божественной силы, но она с ним не соединится, поэтому он не обожиться. Он злоупотребит данным ему даром, и душа его не будет с ним. А без души, то есть без личностно определённой божественной силы, без божественной силы ставшей личностью конкретного человека, этот человек не может обрести вечную жизнь. Поэтому он уходит в область страданий, ибо он страдает от отсутствия жизни. Одно из речений Книги Мёртвых так и называется «Речение слов, дабы превратиться в ба живое и не идти в место страданий. Кто познал его (это речение) никогда не погибнет». «Даны Богу приношения божественные. Дан Пепи этому хлеб его. Приди же к силе твоей, о Осирис. Сила среди блаженных воскресших, могущественный в пребывалище своём ». Здесь два важных момента. Во-первых, жертвоприношение, Пепи дан хлеб. Любое жертвоприношение это глаз Гора, но это же и жизнь. Когда тебе приносят жертву, это значит тебе дают жизнь, жертвой даётся сила. Происходит соединение живых умерших и Бога через подачу этих сил, силы божественной и силы человеческой идущей от земли. А во-вторых, сила Пепи это сила Осириса. Во многих текстах Осирис и ба практически синонимы. Ба человека это Осирис, то есть тот кто познал смерть и воскрес благодаря Гору, потому что он не сотворил в жизни своей зла и лжи, потому что он своё божественное естество употребил только на благо, поэтому он смог обрести жизнь. Поэтому каждый человек при жизни Гор, а после смерти Осирис, если его ба это ба Осириса. Нигде не говорится о том, что душа (ба) зла, зла может быть воля. Ба – это результат соединения силы Осириса с человеческой волей.

В следующем речении Текстов Пирамид эта связь Осириса, души, тела и воскресения видна очень ясно. Тот о ком здесь идёт речь это Осирис, но в то же время и умерший, который уподобился Осирису и поражён смертью, но он должен воскреснуть, потому что его душа Осирис, если бы она была не Осирис, то тогда он не воскреснет. «Этот великий лежит на боку своём, тот кто в Негите трепещет (Осирис который поражён). Ра воздвигает главу его. Ненавистен ему сон, отвратительна неподвижность. И плоть Тети этого не истлеет, не разложится, не издаст зловония. Ты не пройдешь мимо, не прошествуешь, ты не пойдешь путём на котором расчленён был Осирис. Взойди в небо как Орион, ибо как Сотис (Сириус) могучая душа твоя. Подобает тебе быть ба и ты еси ба. Подобает тебе быть могучим и ты могуч. Да пребудет душа твоя (ба) среди богов, как вышний пребывает в небе ». Здесь мы видим, что Осирис не прошествует потому что Тети имел свою ба соединённую со своей волей. Поскольку он будет силой (ба), поскольку он и есть уже эта сила, превращение в ба живое одна из целей египетской Книги Мёртвых. То есть умерший должен превратиться в живую силу. Ба предстаёт здесь в двух аспектах. В аспекте божественной силы, поэтому у богов есть ба и даже много ба. Эти силы божественные отчасти воплощены в людях, соединяясь с человеком они дают жизнь человеку, соединяясь с волей человека соответствующей воле божественной они дают человеку жизнь нескончаемую. Обожение в египетском контексте – это соединение человеческой воли с божественной силой, которая творит божественную человеческую силу, результатом которой становится Осирис-(имя человека). То есть умерший это Осирис, но он при этом ещё и личность. Обожение это всегда личностное обожение, это результат соединения с божественной энергией нашей личной воли, которая делает эту энергию частью нашей личности.

Поэтому мы начинаем понимать переход изображений ба, от птички к птички с лицом умершего. На этой диаде божественная энергия соединяющаяся с личностной становящаяся личностной энергией в древности, когда главным бала божественная природа человека, поэтому личностное не подчёркивалось. А начиная со Среднего царства, когда развивается ориентация на человека, что приводит к забвению его божественной природы, но приводит к восхищению личностью человека. И делается акцент на моменте, когда ба уже соединилась с личностью и стала навсегда личностной, божественный дух стал человеческим божественным духом и приобрел образ птицы-человека.

Книга Мёртвых говорит: «Аз есмь ба Ра, вышедшее из Нуна. Ба бога создавшего пищу божественную ». Первоначально ба это божественная сила соединившаяся с человеком, в отличие от сехем, которая есть сила как таковая. В новом царстве наоборот подчёркивается, что ба это сила самого Ра, люди стали слишком приватизировать эту силу. «Отвратительно мне творение неправды и я никогда не увижу её ». Констатация нравственного факта. Человек – ба Ра, поэтому ему отвратительно творение неправды. Оказывается неправда это всё что не соответствует божественному замыслу об использовании воли Бога, поэтому человек тут же исповедует, что ему отвратительно творение неправды. Ложь это прямое убивание собственной души. Убивание своего бессмертия. Если нет лжи, то жизнь человека исправляется, по крайней мере ему открыто покаяние. «Я есть эта пища божественная, которая никогда не погибнет ибо имя моё ба ». Сам человек говорит, что он божественная пища. Мы привыкли мыслить иначе, что нам Бог подаёт божественную пищу и мы восстанавливаем наше обоженое состояние через вкушение Плоти и Крови Христа. Здесь же всё по-другому. Человек живёт благодаря пищи, и поскольку он живёт он действует. Бог действует на земле благодаря человеку и через человека, и в этом смысле человек даёт Богу жизнь на земле, поэтому человек это пища Бога. И это дело Божье, которое никогда не погибнет и творится через этого умершего потому что он никогда не творил неправды. И становится понятным, что творение правда и неправды это не нравственные категории, это сущностные категории. Потому что правда это соответствие человеческой воле божественному замыслу не о конкретном человеке, а о том, что это человек должен делать, для чего ему дана сила. «Я есмь владыка света. Отвратительна мне смерть и не отправлюсь я в место страданий инобытия. Это я преобразил Осириса и даровал довольство тем, кто в свите его ». Эти строки не есть признак гордости, а человек всего лишь говорит о том, что его ба соответствовала ба Осириса. На земле этот человек был Гором, который спас Осириса. Гор и Осирис это отец и сын, но это говорит, что этот человек одно, пока он жив он Гор, но умерев он Осирис. То что он сделал на земле будучи Гором, этим он оживляет себя же когда после смерти становится Осирисом. Поэтому Гор – Осирис это диада и внутри одного человека, которая становится монадой. «Я есмь Нун. И делатель неправды не причинит мне вреда. Я первый из изначальных, сила сил вечных богов. Тело моё неразрушимо, мой образ вечность. Я владыка годов, правитель бесконечности. Я тот кто создал тьму и воздвиг престол её на грани небес ». Постепенно человек восходит через своё понимание ба через творение правды к божественному сверхбытию. В этом тексте выстраиваются две линии:

1. Сверхбытие Нуна – Гор (активный деятель на земле) – ба (соединение божественного с человеческим кед) – воскресение – Осирис (личное божественное бессмертие).

2. Сверхбытие Нуна – Гор – ба – его отсечение лично выбранное ложью, злом, неправдой – смерть.

Различие этих двух путей в кед – личностном выборе. Поэтому становится понятен текст Нового Времени «Ты видишь очами своими, внемлешь ушами своими, глаголешь устами своими, шествуешь стопами своими, ибо божественная ба твоя в инобытии ». То есть человек воскрес, ибо сила его в инобытии, он божественную силу сделал личностной.

Став Осирисом, то есть воскресшим, благодаря тому что божественная сила была соединена с волей, человек станет и Ра. Осирис и Ра соединятся. «Твоё ба пребывает на небе, твоё тело в инобытии, а твой образ на земле ». Божественная сила, ставшая уже личностью пребывает на небе, тело пребывает до времени в инобытии, а статуя (образ) находится на земле, но все эти три момента когда-то соединятся. Поэтому об умершем говорят как о цельной и воскресшей личности.

Таким образом ба не является личностью человека, это личностно ориентированная божественная сила, ставшая частью личности. Но категория «ба над телом » показывает, что личностью душа становится только при воссоединении с телом, без соединения с телом человека нет. Есть пребывающая на небе его личностная душа, но тогда произойдёт её воссоединение с телом, ибо посредством тела ба творила свои дела, она соединилась с телом точно так же как божественная энергия соединилась с волей человека, когда это произошло образовалось ба. Поскольку ба действовала через тело, она также неотделима от тела, и поэтому воскресение произойдёт. Тело человека оказывается столь же божественной сущностью как и ба. Их воссоединение это чаемая цель.

 

 

Лекция V (XVIII)

 

Ещё одной важной темой древнеегипетской религии является большое внимание к телу человека, что было распространено ещё до египетской религии, но чётко сформулировано ею. В христианстве не догматическом, а эмпирическом тело зачастую пренебрегается относительно души.

Чем же было тело в Египте?

Тело – хэт (изображался в виде палицы) – тело живого человека, а хад (изображался в виде осетра) – это тело мёртвого человека, мумия, и третья важная категория относительно тела – иваф (изображался с виде рогатой гадюки и отрезанного ребре) – плоть.

Египет дал миру понятие мумификации, которая начинается со второй династии, а возможно и раньше. Геродот в своей «Истории», во второй главе посвященной Египту уделил очень большое внимание мумификации. Он описывал три основных вида мумификации, которые отличались по дороговизне, но не по сути. Мумификация была не роскошью, а неким очень важным элементом заупокойного действа, в ней был глубокий смысл.

В египетских текстах мы постоянно встречаем образ нетления плоти (иваф), что является образом её божественности. Точно также и в христианстве, плоть Христа нетленна. «Плоть Тети этого не истлеет, не разложится, не издаст зловония. Взойди же в небо как Орион, ибо как Сириус могуча душа твоя ». Божественна душа, соответственно коли так, то и тело человека не истлеет. «Нефер-Кара сей один из тех четырёх, кто зачаты были Атумом, и рождены были Нут. Он не разлагается (Осирис), и потому не разложится Нефер-Кара сей. Он не тлеет, и потому не истлеет Нефер-Кара сей. Он не ниспадет на землю, и потому не падёт на землю с неба Нефер-Кара сей ». То есть постольку поскольку не разложился и не истлел Осирис, поэтому не разложится и не истлеет этот умерший.

Мумификация это и есть образ неразложимости и божественности человека. Но только образ. Даже если тело человека не удалось сохранить, он всё равно воскреснет. Однако надо приложить все усилия к тому чтобы тело сохранилось именно как тело. Поэтому египтяне старались это сделать максимально тщательно. При мумификации удалялись внутренние органы, потому что их разложение и приводит к тлению тела. Но они не выбрасывались, а складывались в специальные четыре сосуда, которые символически изображали четырёх сыновей Гора. В этих сосудах хранились эти органы, которые тоже были забальзамированы. Но для чего? Во-первых, всё в человеческом теле было важно. Во-вторых, наиболее важная часть органов, в числе которых и сердце, не изымалась из тела, а оставлялась на своих анатомических местах. Ещё одной важной деталью было пеленание тела, при котором в бинты вкладывались свитки Книги Мёртвых. Задачею этого было сохранить тело от распада, чтобы всё тело было вмести. Когда тело воскресает, то бинты уже не нужны, поэтому священного значения в них не было. «Он грядёт к тебе, (Гор идёт к Осирису - умершему человеку) дабы освободился ты от пелен твоих и сбросил обвязывания твои ». В коконе бинтов человек сохраняется как целостность, а когда он воскресает, его тело наполняется жизнью и восстаёт. То есть бинты, заменяющие гроб, являются вместилищем ценной вещи – тела.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: