Медицинская обстановка школ




Выше были перечислены и проанализированы основные санитарно-гигиенические характеристики земских школ: наполняемость, освещенность, состояние школьной мебели, температурный режим, обеспечение детей горячей пищей, места расположения училищ и т.п. При этом достаточно рельефно просматривается тенденция к улучшению с течением времени большинства этих параметров. Неблагоустроенные «школки» 60-70-х гг. разительно отличались от учебных заведений, построенных в соответствии с требованиями гигиены уже на кануне первой мировой войны. Значительную роль в положительных изменениях, происходивших здесь, играли земские врачи. По постановлениям земских собраний, а часто - по собственной инициативе они брали на себя надзор за состоянием школ.

Характерно, что вопрос о санитарном надзоре в школах был впервые поднят не земскими собраниями, а на губернских съездах врачей, которые начали проводиться во Владимирской губернии в 80-х гг., а в Костромской - на десятилетие позже. На них обсуждались не только специальные медицинские проблемы. Врачебные съезды пошли дальше, на них были всесторонне обсуждены и приняты развернутые программы санитарных исследований школ, а также те требования, которые должны были предъявляться к учебным помещениям.

Участковые врачи при посещении школы должны были обращать особое внимание на отопление, освещение, вентиляцию, состоянию туалетов и многое другое. При осмотре детей врачи должны были оценивать общее физическое состояние детей, обязательно прививать оспу тем, у кого этого еще не было сделано. Врач имел право закрыть школу в случае появления эпидемического заболевания, предварительно уведомив об этом уездный училищный совет. Аналогичный документ, носивший название «гигиенические наставления», был принят в Костромской губернии, но произошло это несколько позже - в 1897 г. на VI губернском съезде врачей.

Участковые врачи в начале XX в. принимали участие в выборе мест для возведения школ, наблюдали за их постройкой и снабжением училищ мебелью соответствующих моделей и размеров. При осмотрах детей особое внимание обращалось на то, нет ли у них глазных, ушных и кожных заболеваний. Всем детям, котором не была привита оспа, проводилась вакцинация. С учащимися велась и профилактическая разъяснительная работа, врачи в доступной форме объясняли школьникам, как предохранить себя от заболеваний, растолковывали значение чистоты воздуха, воды и пищи. Кроме участковых медиков, школы посещал и земский санитарный врач.

На кануне первой мировой войны в уездах начали серьезно вводить школьную медико-санитарную статистику. Кроме динамики заболеваний в училищах фиксировались также антропометрические характеристики детей (рост, вес, объем груди). Статистические данные расписывались на карточки.

Врачебный контроль был действенным инструментом в улучшении санитарно-гигиенического состояния школ. Гигиеническая обстановка в школах оказывала существенное воздействие на здоровье детей. II съезд врачей Владимирской губернии в 1884 г. констатировал, что в начальных училищах появилась новая болезнь - «школьная». Симптомы ее были следующими: дети «большей частью бледны, худы, со слабо развитой мускулатурой, в них не заметно ни детской резвости, ни беззаботности, ничего живого в характере». Съезд предложил принимать детей в школы только со справкой от врача о том, что ребенок в состоянии «вынести школьный труд».

Традиционными болезнями школьников являлись золотуха, чесотка и трахома. В некоторых школах около четверти детей страдали трахомой. Врачи находили у школьников хронические катары уха, носа, бронхов. Частыми в конце XIX в. были инфекционные заболевания, одной из причин их было отсутствие в школах умывальников и мыла, а также общая гигиеническая запущенность детей.

В начале XX в. в земской школе начали постепенно происходить благоприятные изменения в общей санитарно-гигиенической обстановке. Положительную роль в улучшении медицинской обстановки в школах играли действенные и своевременные меры, предпринимаемые против эпидемии. В случае появления в школе скарлатины, заушницы (свинки) или других заразных заболеваний, больных детей, а также их братьев и сестер, учившихся там же, сразу же изолировали от остальных. Их допускали в школу только по прошествии карантинного периода. Если заразные заболевания принимали массовый характер, то школу полностью закрывали, врачи дезинфицировали помещение и мебель. Это пресекало дальнейшее распространение эпидемии. Им препятствовала также массовая обязательная вакцинация школьников.

Улучшению здоровья учащихся и в целом школьного быта способствовало также строительство новых школьных зданий по специально выработанным планам, обеспечение училищ партами, соответствовавшими требованиям школьной гигиены, и многое другое, что делало земство.

 


Заключение

 

В целом, на протяжении рассматриваемого периода постепенно укреплялась материальная база земской школы в ивановском крае. Траты на народное посвящение относились к тем расходам, которые были обозначены в земском «Положении» 1864 г. как «необязательные». Однако со временем они заметно увеличивались и в начале XX в. в некоторых уездах заняли первое место в ряду прочих расходных статей.

На протяжении рассматриваемого периода земству удалось в общем и целом решить такую важную материальную проблему, как обеспечение своих школ классной мебелью, соответствовавшей стандартам школьной гигиены. В начале XX в. обычные столы и скамейки в сельских училищах были почти повсеместно партой Эрисмана, которая в то время считалась образцом школьной мебели.

Постепенно в земских школах были оборудованы так называемые ночлежные приюты, в которых дети жили в течение учебной недели. Кроме того, земство сумело устроить в некоторых школах горячие завтраки, которые поддерживали учеников в «рабочей форме» в течение занятий и, будучи бесплатными, служили дополнительным моментом, привлекавшим крестьянским детей в школу. Организация ночлежных приютов и горячих приварков, не имевших прямого отношения к учебному процессу, была важным мероприятием, направленным на социальную поддержку малоимущих слоев населения.

Обеспечение училищ приусадебными участками, где устраивались сады, огороды, пасеки. С одной стороны, они способствовали обучению крестьянской молодежи передовым приемам ведения хозяйства, с другой - обеспечивали продуктами питании учителей, способствуя некоторому повышению их жизненного уровня.

В целом, за 50 лет существования земской школы произошли существенные положительные сдвиги в ее материальной базе. Значительно улучшилось финансирование народного просвещения из земских бюджетов, господствующим типом школьного здания вместо крестьянской избы стало выстроенное по «образцовым» проектам помещения, снабженное специальной школьной мебелью. Вместе с тем, огромный спрос на начальное школьное образование приводил к хроническому переполнению большинства училищ со всеми вытекавшими отсюда последствиями.

 


Список литературы

1. Балдин К.Е., Иванов В.В. Земские школы Ивановского края: конец XIX - начало XX века.

2. Вестник Владимирского губернского земства.

. Журнал очередного Шуйского уездного земского собрания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: