Проблема устройства пришкольных участков




училищный здание земской школа

Для того чтобы школа максимально эффективно выполняла свое предназначение, кроме классов, различных хозяйственных и вспомогательных помещений ей необходим был достаточно обширный приусадебный участок. Здесь могли располагаться огород, сад, а также игровая площадка, на которой дети имели возможность (если позволяла погода) размяться в перемены. Еще в 1897 г. Власти обратили на это внимание и вышло соответствующее правительственное постановление об отводе из казенных земель участков размером до 3 десятин для каждой школы.

Этот указ во многих случаях был невыполним, так как рядом со школами чаще всего были не казенные, а крестьянские и частновладельческие земли. Поэтому решение этих проблем зависело от доброй воли соседних крестьянских обществ и помещиков. Чаще всего сельские сходы без особых возражений отводили школам землю. Земства понимали, что пустые пришкольные усадьбы не могли принести большой пользы детям. Поэтому еще с 90-х гг. начали отпускаться небольшие средства для того, чтобы обустроить их.

В целом обеспеченность школ усадьбами в нашем крае (если судить по довольно типичному в этом отношении Ковровскому уезду) была вполне удовлетворительной, а на всероссийском фоне - даже хорошей.

Неотъемлемой частью многих земских школ являлись сады, огороды и пасеки, которые устраивались на приусадебных участках. Проблема устройства пришкольных садов и огородов начала заботить земцев еще в начале 80-х гг., причем в уездах ее не поднимали, все ограничивалось ни к чему не обязывающими разговорами на губернском земском собрании. Речь пока шла о том, что желательно отвести школам для этих целей довольно скромные участки от четверти до половины десятины. Основным их предназначением земство считало то, что ученики будут практиковаться здесь, а потом полученные знания смогут применить на своих приусадебных участках. Это, как считали земцы, будет способствовать подъему крестьянского огородничества.

Реально устройство обрабатываемых усадеб при школах началось с 90-х гг. Показателен в этом отношении опыт Вязниковского уезда. Здесь в 1892 г. был устроен сад при Груздевской школе. Организатором его был фанатичный энтузиаст своего дела учитель Андрей Иванович Шмелев. Для того чтобы получить специальные знания, он в 1893 г. ездил в Москву на курсы садоводства и огородничества.

Питомник, а также сад и огород при школе имели и важное педагогическое значение. Весной и осенью учитель проводил с детьми соответствующие беседы и практические занятия. А.И.Шмелев вел дневник этих занятий, и фрагмент его сохранился в земских делопроизводственных документах. Как явствует из дневника, дети учились перекапывать землю, высаживать семена и рассаду, ухаживать за растениями. А.И.Шмелев знакомил их и с самой элементарной энтомологией, объясняя вред, приносимый теми или насекомыми. Неслучайно дети и в летние каникулы нередко заходили к учителю с вопросами типа: «А это какой червяк, Андрей Иванович?» Во время сельских сходов и в праздничные дни учитель устраивал собеседования по агрономии с крестьянами.

Земство начало выписывать для училищ простейшие сельскохозяйственные орудия, саженцы, семена, понуждало крестьян отводить для школ участки. По данным о 18 школах Шуйского уезда, здесь практически везде встречались смородина, крыжовник, клубника и малина. Яблоневые деревья были далеко не при всех училищах. На огородах в обязательном порядке росла капуста, были грядки с морковью, огурцами, свеклой, а также участки под картофелем. Далеко не везде ученики непосредственно участвовали в труде на этих участках и изучали на практике азы агрономии. В некоторых школах огороды обрабатывала школьная прислуга, а в других почему-то сочли целесообразным для ухода за участком пригласить особых наемных работников.

Результаты распространения школьных садов и огородов имели и воспитательное значение. Земский учитель А.И.Шмелев совершенно справедливо отмечал, что личное участие крестьянских детей в обработке этих участков прививало им любовь к труду. Кроме того, по его мнению, здесь присутствовал и нравственный момент: дети после этого в большинстве своем уже не совершали опустошительные набеги на чужие сады и огороды, проявляя уважение к частной собственности.

Еще одним показателем бытовых условий земской школы, на котором нельзя не остановиться - это особенности места расположения школ. Далеко не всегда участок земли, где стояла школа, был выбран удачно. В общем-то на первых порах и выбирать было невозможно, довольствовались тем участком, который отводили крестьяне или жертвовал местный помещик. Приходилось вспоминать в таких случаях народную пословицу: «Дареному коню в зубы не смотрят».

В результате многие школы, выстроенные в 70 - 90-г., были расположены неудачно. В 1909 г. из обследования, проведенного врачами в Ковровском уезде, выяснилось, что 21 школа находилась в низких местах, из них 11 (в Алексине, Хотимле, Тараканове, Егории и др.) - рядом с болотами или грязными прудами. В результате воздух здесь был нездоровым, а ближе к лету на школьников набрасывалась обильно гнездившаяся возле болот кровососущая мошкара. Очень неудачно была расположена Изотино-Михеевская школа, в полуверсте от нее находился крахмальный завод, он спускал свои отходы - барду в болото, которое непосредственно примыкало к школе. Еще менее подходящим было соседство Егорьевской школы, которая располагалась буквально в 30-ти саженях от скотобойни. Навоз вокруг нее не возился годами, и страшное зловоние обдавало школу, когда дул попутный ветер. Иногда строители и земское начальство, наблюдавшее за строительством школ, совершенно не задумывались о том, что место расположения училища может быть не только не удобным, но и недоступным и опасным при определенных обстоятельствах. Земская школа в Осинках Гороховецкого уезда находилась в низменном месте рядом с не большой речкой Вишей и в весеннее половодье подтапливалась. Другое земское училище в селе Верхний Ландех того же уезда такой участи избегало, но из-за разлива рек становилось недоступным для учеников из некоторых окрестных деревень.

Большинство школ, которые арендовались или строились в конце XIX в., находились непосредственно в селе, в ряду крестьянских домов. Не сразу земства осознали неудобства этого расположения.

В целом, в начале XX в. Положение с выбором подходящих школьных участков значительно улучшилось. Теперь место для них определяли не только специалисты-строители и члены управ, но и врачи, которые учитывали влияние тех или иных неблагоприятных природных факторов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: