ПОНЯТИЕ МЕТАФИЗИКИ. ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСА МЕТАФИЗИКИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.




Метафизика - философское учение о предельных, сверхопыт­ных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельны­ми понятиями, охватывающими в целом бытие, сущее и равным, необходимым образом захватывающими самого человека, вопро­шающего о мире, природе, собственной конечности, уединеннос­ти, ностальгии, сущности прекрасного, нравственного и т.д. Ме­тафизическая мысль есть мышление, охватывающее своими поня­тиями и целое, и мыслящего о нем и о самом себе человека.

Трактовка метафизики неразрывно связана с пониманием фи­лософии, динамики ее предмета и предназначения в культуре. В ис­тории философской мысли понятие метафизики нередко выступа­ло в качестве синонима философии, поскольку метафизика - цент­ральное учение всей философии, в котором ставятся фундамен­тальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире.

Термин "метафизика "предложил Андроник Родосский (I в. до н.э.) при систематизации произведений Аристотеля, назвав так группу трактатов о "бытии самом по себе", о "первых родах суще­го ", которые должны были следовать после "физики". Дело в том, что, достигнув вершины у Аристотеля, античная философия по­степенно превращается в школьную философию, начинается ее падение, на смену живому вопрошанию приходит систематизация различных дисциплин и специальностей, не скрепленных внут­ренним коренным единством. Материал философствования сис­тематизируется, тем не менее, по тем основным темам, которые были намечены у Аристотеля. Философия занимается "фюсис" -сущим и бытием сущего; физика - изучением природы, этика зани­мается бытием того, что изобретено человеком, что относится к образу жизни человека, человеку в его действиях, его манерах, его поведении, в свойственной ему манере держаться - тем, что греки называют словом "этос", от которого произошла "этика". На пер­вое же место выдвигается "логос", способ говорить о вещах, рас­сматривать и анализировать в философии "фюсис" и "этос"-логмка. Таким образом, по предмету исследования формируются три дисциплины в философии: логика, физика, этика.

Реконструируем теперь отдельные этапы становления и раз­вития метафизики в ее отношении к философии. В ранней гречес­кой философии философская мудрость была синкретическим еди­ным созерцанием истинной картины космоса. Здесь философский метод не отличался от теоретического, научного. В соответствии с этим, Платон, описывая высший тип знания, показывает в своих произведениях его восхождение от опытной реальности к бесте­лесным сущностям - "идеям" - по иерархической пирамиде поня­тий и нисхождения обратно к чувственному миру. "Первая философия" Аристотеля, названная впоследствии метафизикой, иссле­дует сущее и бытие сущего, первые начала и принципы всего суще­го, являющиеся целью человеческой жизни и источником наслаж­дения и тем самым отличающиеся от "второй философии" или "физики". По сути дела античная метафизика с ее поиском сверх­чувственных высших принципов или начал бытия (архе) явля­лась образцом метафизики вообще. В последующем же развитии западноевропейской философии меняется и статус, и оценка мета­физики в системе философского знания, появляются некоторые ее новые содержательные аспекты.

 

ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

Способность к развитию, как уже отмечалось выше, составляет одну из фундаментальных характеристик материального, социо­культурного и идеального бытия. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта на различных его этапах - от возникновения до дальнейшей трансформации его элементов и свя­зей. Таким образом, концепция развития связана с пониманием процессуальности и исторической изменчивости систем и явлений.

Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках диалектики. В философской традиции диалектика есть учение о развитии, концептуализации развития, рассматриваемого как в онтологическом, так и в теоре­тико-категориальном его измерениях и выступающая в историко-философском контексте теории и метода творческого познания. Как всякое философское учение, диалектика имеет свою историю, структуру, принципы, законы и соответствующий категориаль­ный строй.

Понятие диалектики и его эволюция. Опыт исторического раз­вития философского знания убедительно свидетельствует о том, что существует достаточно широкий спектр различных дефини­ций диалектики. Поэтому, пытаясь дать какое-то "рабочее" опре­деление этого понятия, надо иметь в виду следующее:

- диалектика есть прежде всего попытка философского освое­ния тех многообразных процессов развития и связей, которые с необходимостью присущи всей реальности; диалектика может выступать как онтологический срез дей­ствительности (и в этом случае она выстраивает ту или иную теорию развивающегося бытия) или же как ее гносеологический срез (и тогда она разрабатывает некие нормы и правила мышления, его общий метод); в различные исторические эпохи и у разных мыслителей на первый план могли выступать различные аспекты диалектики, что вело к многообразию ее интерпретаций и невозможности дать такую инвариантную, пригодную на все времена дефиницию диалектики, которая удовлетворила бы всех философов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: