Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Педагогика»
Тема: «Критерии выбора методов обучения»
Выполнила: студентка 1 курса
Группа ЛИН841-9
Шлыгина Алла Денисовна
Проверила:
Москва
Содержание
Стр.
Введение.…………………………………………………………………...……3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫМЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ……….……..5
1.1. Общие понятие о методах обучения………………………………….……..5
1.2. Цели обучения и принципы построения обучения ………………………..8
1.3. Классификация методов обучения…………………………………………10
II. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ……………….…14
2.1. Словесный метод ……………………………………………………….......14
2.2. Дискуссионные методы …………………………………………………….15
2.3. Наглядные методы………………………………………………………….16
2.4. Практические методы ……………………………………………………...18
2.5. Проблемные методы………………………………………………………...21
2.6. Метод кейсов (метод ситуационного обучения)……………………….....23
2.7. Выбор методов обучения………………………………………………...…29
Заключение………………………………………………………………..…….31
Список использованной литературы…………………………………………...33
Введение
В современной педагогике существенной составляющей являются методы обучения. На протяжении всей истории человечества знания передавались от старшего поколения младшему. Много веков Школа копила знания и развивала подходы к обучению, что в дальнейшем выявилось как методы педагогического процесса. Многие педагоги как былых лет, так и современные исследовали методы обучения. Большой вклад в изучение данной темы внесли: И.М. Чередов, В.К. Дьяченко, В.А. Сластенин, И.Я. Лернер, В.И. Загвязинский, таким образом, сложились различные точки зрения на понятия, эффективность применения различных методов обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых методов обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
|
Современная методология требует, чтобы при познании явлений и процессов окружающей действительности мы не ограничивались описанием их внешних сторон и признаков, а стремились постичь их сущностные глубинные характеристики, от которых зависит общеобразовательный успех. Сегодня педагог должен владеть знаниями о дидактических методах. И уметь их применять в педагогическом процессе. В педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями. В этой связи возникает потребность в классификации методов обучения, которая помогает выявить в методах общее и особенное, существенное и случайное, и тем самым, классификация способствует целесообразному и более эффективному их использованию.
Цель данного исследования – изучить существующие методы обучения. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить педагогическую литературу по проблеме «методы обучения»;
2) Выявить сущность понятия «методы обучения» и их классификации;
3) Дать характеристику основным методам обучения;
4) Выявить какие методы наиболее эффективны на современном этапе;
|
5) Определить критерии выбора методов обучения.
Объект данного исследования – методология.
Предмет данного исследования – дидактический метод.
В ходе исследовании я опиралась на следующие работы авторов: «Педагогика» Л. П. Крившенко, «Педагогика» П. И. Педкасистов, «Теория обучения: современная интерпретация» В. И. Загвязинский, «Педагогика» Н. В. Бордовская и т.д.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫМЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Общие понятие о методах обучения
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый); «метод обучения – это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся» (В. Оконь).
Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.
|
Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. Если бы нам удалось построить его пространственную модель, то мы бы увидели причудливый кристалл, сверкающий множеством граней и постоянно меняющий свою окраску.
В структуре методов обучения выделяются прежде всего объективная и субъективная части. [1]
Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.
Субъективная часть метода обучения обусловлена личностью педагога, особенностью учащихся, конкретными условиями. Очень сложными и не вполне еще разрешенным является вопрос о соотношении объективного и субъективного в методе.
Диапазон мнений по данному вопросу очень широк: от признания метода чисто объективным образованием до полного отрицания объективных начал и признания метода личным, а поэтому неповторимым произведением педагога. Истина, как всегда, находится между крайностями. Именно наличие в методе постоянной, общей для всех, объективной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в большинстве случаев, а также успешно решать проблемы логического выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагогов, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.
Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Например, в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.
Приемы обеспечивают решение задачи, выполняемой тем или иным методом. В обучении имеют место возможные переходы методов в приемы и наоборот, вызванные спецификой обучения.[2]
История развития методов обучения получила свое начало в древности, в первобытном обществе. Обучение детей проходило в процессе практической жизни взрослых. Оно совершалось через практику, наглядность, слово. Так дети приобретали свой опыт жизни. Так, первым среди исторически обусловленных методов можно назвать метод подражания. Дальнейшая развитие человеческого общества и потребность в совершенствовании обучения стали причиной и условиями развития словесных методов. Усложнение передаваемой информации вызвало к жизни наглядные методы и методы, обеспечивающие практическое усвоение знаний. В простейших вариантах эти методы использовали первобытные охотники. Несмотря на свои возможности, отдельные группы методов не могли обеспечить достижения все более высоких целей обучения. Возникали потребности их комплексного применения, что и повлекло за собой необходимость, как в теории, так и в педагогической практике проанализировать, сгруппировать, систематизировать и классифицировать их.
В последующие периоды социального развития величайшим изобретением человечества стала книга, а в наши дни видеотехника и компьютерные системы. Они тоже являются самостоятельными и многоаспектными методами обучения.