Наглядные (наблюдение, демонстрация нагляд. пособий).




Вопросы к государственному экзамену по дисциплине

«Дошкольная педагогика»

1. Педагог как представитель одной из самых социально значимых человеческих профессий. Педагогическая профессия в схеме «Человек-человек».

Пед.проф. относ. к типу «Чел.-Че­л.». Согласно Е. А. Климову, этот тип проф. Определ. след. качествами человека: устойчиво хор. са­мочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способн-ю мысленно ставить себя на место др. чел., быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, быстро разбираться во взаимоотношениях людей, хоро­шо помнить и держать в уме знание о личных качествах мно­гих и разных людей и т.д. Чел. этой профессиональной схе­мы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, «осу­ществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»; умение слушать и выслушивать; широ­кий кругозор; речевая (коммуник.) культура; «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлены ям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой соб­ственный или иной, знакомый по опыту»; «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может, стать лучше»; способность сопереживания; наблюдательность; «глубокая и оптимистическая убежден­ность в правильности идеи служения народу в целом»; реше­ние нестандартных ситуаций; высокая степень само регуляции.

Противопоказаниям к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погружен­ность в себя, необщительность, выраженные физич. недо­статки, как это ни печально, нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие призна­ков бескорыстного интереса к человеку — интереса "просто так"». Это как бы обобщенный портрет субъекта профес­сии.Входящая в этот тип пед. профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых основные — профессиональная компе­тентность и дидактическая культура.

Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е.А. Климов наметил 4 их гр.: 1. Двигательные действия (перемещения, расположения, по­ворота и т.д.). 2. Познавательные (гностические) действия, куда входят дей­ствия восприятия, воображения и логические. 3. Действия межличностного общения: диагностирующие, действие-требование, действие по информационному управле­нию партнером. 4. Действие по согласованию усилий.

Т.О., профессия педагога с позиции общей харак­теристики професс. деятел. представляет собой специфич. ее вид в схеме отношений «Чел.—Чел.», определяясь прежде всего целью развития обучающегося, средст­вами учебных предметов и способами самой педагогической дея­тельности.

 

2. Специфика деятельности воспитателя дошкольного учреждения, ее структура и основные функции.

1 Функция охраны жизни и здоровья детей раннего и дошкольного возраста.Воспитатель должен способствовать созданию наилучших условий для физического и психического здоровья детей; укреплять, закаливать детский организм.

2. Собственно педагогические функции, включающие:

- планирование воспитательно-образовательной работы с детьми на основе программно-методических документов; - непосредственное осуществление ее.

1) Воспитательная функция проявляется в процессе целенаправленного формирования гармонически развитой личности с помощью специально разработанных и обоснованных средств, форм и методов воздействия. Воспитатель осуществляет нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое воспитание дошкольников. Он знакомит с нормами поведения людей, вызывает у детей стремление пользоваться этими нормами как эталонами. Данная функция включает в себя и создание педагогически благоприятного для психического развития каждого ребенка микроклимата в группе детского сада.

2) Обучающая функция выражается в стимуляции и управлении активностью дошкольника, в результате которой у него формируются определенные знания и умения, подготавливающие к обучению в школе. Внимание педагога должно быть также направлено на развитие мыслительных процессов (дифференцированного восприятия, творческого воображения, образного мышления, памяти и т.д.), формирования познавательных потребностей.

Важным условием успешного обучения в детском саду является владение воспитателем развивающими методами обучения.

3. Исследовательская функция включает в себя глубокий анализ опыта пед. деятельности; изучение детей, группы с помощью специальных психологических и социально-психологических методов; исследование эффективности использования педагогических средств воздействия на воспитанников.

4. Организационно-хозяйственная функция предусматривает создание педагогических условий для успешного воспитания и обучения детей.

5. Функция психолого-педагогического просвещения родителей включает в себя изучение семейной микросреды ребенка, установление контакта с родителями с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка и создания благоприятного микроклимата для его психического развития.

6. Функция самообразования.

Воспитатель систематически повышает идейно-теоретический уровень и педагогическую квалификацию, последовательно совершенствует свое мастерство. Для этого он должен систематически следить за новиками психолого-педагогической литературы, активно участвовать в работе МО и других форм повышения квалификации, заниматься самообразованием.

3. Характеристика и этапы педагогического процесса. Проблемы построения педагогического процесса в истории дошкольной педагогики.

В современной пед. науке существует несколько разнообразных точек зрения на понимание сущности пед. процесса (Ю. К. Бабанский, Б. П. Битинас, З. И. Васильева, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина и др.).

Пед. процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения. Такое общее определение дает возможность выделить ведущие характеристики и особенности педагогического процесса детского сада. Как видно из определения, ведущими характеристиками пед.о процесса являются: — целенаправленность; — целостность;— наличие связей между участниками;—системн. и процессуальность (деятельностный характер).

Педагогический процесс УДО представляет собой пример системного объекта — совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Если же говорить о реальной практике организации педагогического процесса, то в этом случае можно отметить такую важную характеристику педагогического процесса, как процессуальность, или протяженность во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой последовательность сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач.

Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной, заключительный (И.П.Подласый).

1. Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации.

2. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса.

3. Этап анализа результатов решения поставленной задачи.

В дальнейшем применялись и другие формы построения педагогического процесса: тематическая и комплексная. Сущность тематической формы заключается в том, что в качестве основы педагогического процесса выделялась какая-то тема. Комплексное построение педагогического процесса, характеризовались попыткой установить логическую взаимосвязь между разными разделами. В один «комплекс» входили различные виды деятельности детей или разное, но близкое по теме содержание. Принципы построения образовательного процесса в современном учреждении дошкольного образования.

Профессионально организованный образовательный процесс должен строиться на следующих принципах: - целостность, т.е. создание условий для полноценного развития личности, взаимосвязь всех структурных единиц; - гуманизация, т.е. вера в ребенка, оптимистическое, уважительное отношение к нему, использование личностно-ориентированной модели педагогического общения, демократического стиля; - принцип индивидуализации, т.е. развития, формирования личности ребенка с учетом его особенностей; - принцип демократизации, т.е. открытости образовательного процесса обществу, общественным организациям, родителям; привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе УДО; преобладание помогающей функции; - принцип противоречивости содержания образовательной работы как основы развития и саморазвития («зона ясных и неясных знаний», по Н.Н. Поддьякову); - принцип педагогической рефлексии, т.е. развитие умения самопонимания, саморазвития.

 

4. Планирование воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении. Виды планов и совместные рекомендации по планированию работы.

План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе. От того как составлен, его четкости, компактности содержания, доступности зависит успех работы, а следовательно и успех решаемых задач.

При составлении плана воспитателю необходимо помнить о следующем:

1Планирование образовательной работы с детьми должно быть гибким (количество занятий и других форм работы определяется воспитателем совместно с руководством, учитывая возрастные особенности детей, предусматривая не столько фронтальные способы организации воспитания и обучения, сколько подгрупповые и индивидуальные)

2При планировании нужно учитывать условия функционирования и режим работы дошкольного учреждения, годовые задачи работы учреждения.

3Право выбора заниматься той или иной формой деятельности остается за детьми

4Детализация плана зависит от педагога (его образования, стажа работы, индивидуального стиля деятельности).

Планирование процесса воспитания и обучения детей может быть представлено следующими видами: - перспективное; - перспективно-календарно - календарное.

Перспективное планирование – это планирование, в котором разделы программы или виды деятельности охватывают квартал или месяц.

В перспективно-календарном планировании часть разделов охватывает месяц (задачи, утренние отрезки времени, сотрудничество с родителями, физкультурно-оздоровительная работа), а виды детской деятельности планируются каждый день.

Календарное планирование предусматривает планирование всех видов деятельности и соответствующих форм работы с детьми на каждый день.

Одним из вариантов перспективно-календарного плана является тематическое планирование.

Такое планирование имеет ряд преимуществ:

- в таком плане прослеживается система работы с детьми (как в организационных видах деятельности, так и в самостоятельной деятельности);

- вся деятельность направлена не только на формирование системы знаний, умений и навыков, но и на развитие психических процессов, создание развивающей предметно-игровой среды.

Годовой план – это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ по решению четко определенных задач коллектива. Состоит из пяти разделов и подразделов, которые определяют его структуру и содержание Вступительная часть.

- годовые задачи; - предполагаемые результаты работы.

Вторая часть – содержание работы, где определяются мероприятия по реализации поставленных задач.

2. Содержание работы. - организационно-педагогическая работа;- работа с кадрами- руководство и контроль;- работа с родителями;- административно-хозяйственная работа.

5. Ребенок дошкольного возраста как объект научного исследования и субъект воспитания.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения и до поступления в школу. С целью раскрытия закономерностей развития дошкольников, поиска наиболее оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания в условиях дошкольного учреждения проводятся педагогические исследования. Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности:

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - это генетическая программа биологических признаков, получаемая ребенком от родителей при рождении.

СРЕДА - это окружающие человека общественные, материальные, духовные, природные условия его существования, формирования и деятельности, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Ребенок от своих родителей наследует следующие признаки:-анатомо-физиологическую структуру биологического вида "человек разумный" (строение тела, внутренних органов, их функционирование и т. д.);-безусловные рефлексы (сосание, слюноотделение, оборонительный, ориентировочный и др.);-физические особенности (особенности телосложения, черты лица, цвет волос, кожи, глаз и т. п.);-функциональные особенности (группа крови, характер обмена веществ и др.);-аномалии наследственного происхождения (дальтонизм, гемофилия, псих. заболевания и др.);-особенности нервной системы (сила процессов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность);-задатки. Материальными носителями наследственности являются гены (генотип).

ВОСПИТАНИЕ - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению всей совокупности общественного опыта. Руководство его освоением осуществляется взрослым. Поэтому воспитание играет ведущую роль в развитии личности ребенка.

Субъект — это носитель активности. Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.

Важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации. Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству. Таким образом, освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.

6. Проблемы воспитания нравственных качеств и чувств у детей дошкольного возраста.

НРАВСТВ. ВОСПИТ. дошк-ков - целенаправленная деят-ть В-ля по форм у д. нравств. чувств, этич. Представл., привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. НРАВСТВ. РАЗВ. дош-ков - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

В дошкольные годы под руководством взрослых реб. приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в к-ом живет. Д/в хар-тся большими возможностями для нравств. воспит. д: в различных развивающихся видах их деят-ти успешно форм. нек-ые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дош-ками устанавливаются положит. взаимоотнош., форм. доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспит. предупреждает накопление реб. отриц. опыта, препятствует разв. нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на форм. его нравст. качеств.

В отеч. дош. педагогике различные аспекты формирования нравст. сознания дошк. рассматривались в той или иной мере в контексте изучения след. Традиц. направлений:

• роли знаний о соц. действительности и морали в нравств. Воспит. детей (С. А. Козлова, А. В. Запорожец, и др.);

• роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т. А. Владимирова, А. В. Запорожец, И. А. Княжева, Л. П. Стрелкова и др.);• возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р. С. Буре, Л. В. Крайнева, В. Н. Давидович и др.);• положения ребенка в группе сверстников (Т. А Репина, О. М. Гостюхина, С. Г. Якобсон и др.);•значимости норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т. П. Гаврилова, Т. И. Ерофеева, Е. А. Киянченко и др.);• воспитания культуры поведения (С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, В. Г. Нечаева и др.).

Задачи нравст. воспит.:1. Формирование чувств, привычек и норм в поведении. 2.Формирование собственных качеств. 3. Гуманное отношение к сверстникам, животным, природе.4 Осознание и любви к труду, стране (патриотизм), старательно и качественно выполнять всю поставленную работу.

Большое влияние производит место обитание, общение, поведение родителей и близких, возраст ребенка.

Факторы, влияющие на нравст. понятия в будущем: *Общение с природой. Развивает любовь и гуманное отнош. к живым существам.*Худ-ные. Изучает настроение и эмоции от передаваемой картины.*Труд ребенка. Освоение ответств. и выполнение задачи до конца.*Общение в коллективе. Развитие мышления, отношение между людьми, чувства.*Окружение. Познание характеров и доверия.

7. Особенности детского труда, его организация в дошкольном образовательном учреждении.

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отно­шения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, нахо­дить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они мо­гут иметь место и у детей 4-5 лет.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную дея­тельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже уме­ют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и же­лания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необ­ходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педа­гогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной зада­чей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь де­лать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обду­мать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, ра­ботали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности.

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

В дошк.пед-ке по содержнию опр-т 4 вида труда детей: 1) самообслуживание, 2) хоз.-бытовой труд, 3) труд в природе, 4) художественный (ручной) труд. Содержание труда детей определяют и формы организации труда, и возраст с которого этот вид труда вводится в программу. Так, самообслуживание планируется во всех возрастных группах, хоз.-быт. и труд в природе тоже во всех группах, ручной труд – в работе со старшими дошкольниками.

Самообслуживание – труд реб-ка, направленный на обслуживание реб-ком самого себя и выражающийся в заботе о чистоте своего тела, порядке в одежде, готовности реб-ка делать это без упоминаний и указаний.

Своеобразие: этот вид труда появляется в жизни реб-ка самым первым, рез-т С. всегда очевиден, перед реб-ком в С. стоит конкр.цель, которая понятна и жизненно необходима. С. – это вид труда, кот обеспечивает норм.жизнедеятельность реб-ка.

ХБТ – это труд, напр-й на поддержание чистоты и порядка в группе и на участке, а т.ж. на оказание помощи взрослым при проведении режимных процессов. Этот вид труда появл. в мл.дошк.возрасте, но расцвета достигает в старшем. Специфика: необходим не только в УДО, но и дома, некоторые труд.операции имеют цикличность (дежурство), рез-т ХБТ иногда не заметен, но ощутим, ему не всегда придается особое значение (убрали игрушки). ХБТ – деятельность, кот.вызывает у детей интерес и чаще всего выражается в игр.деятельности.

Труд в природе – труд по уходу за растениями и животными в уголке природы, на участке, цветнике, огороде. Специфика: рез-том явл. часто материальный продукт (овощи, цветы), часто имеет остроченный хар-р, требует особой осторожности (с обитателями жив.уголка).

Художественный (ручной) – труд, направл-й на удовлетворение эстетич.потребностей детей. Рез-ом этого труда явл.изготовленные под руководством в-ля различные поздравит.открытки, сувениры, ддр.поделки. Специфика: планируется только в работе со старшими дошк-ми под непосредственным руководством взрослого, тесно переплетается с конструированием. По своему содержанию очень разнообразен и не требует от детей опр.уровня сформированности каких-то труд.навыков.

 

8. Особенности эстетического воспитания дошкольников.

Эстетическое воспитание– пед. процесс, направленный на формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Эстетика как основная форма познания и образного отражения действительности. Понятие эстетической культуры. Исследования в области эстетического воспитания ребенка (Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Е.А.Флерина, Н.Н. Сакулина, Н.А. Ветлугина и др.). Задачи эстетического воспитания: развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов; формирование элементарного эстетического сознания; освоение эстетической деятельности; развитие эстетических и художественно-творческих способностей. Средства формирования эстетической культуры: эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность детей, обучение, поведение педагога. Методы эстетического воспитания: побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; метод убеждения, метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт, поведение и т.д., метод творческих заданий, побуждение детей к творческим проявлениям. Формы организации эстетического воспитания: самостоятельная художественная деятельность, экскурсии, театрализованные игры и игры-драматизации, праздники и развлечения. Принципы эстетического воспитания: 1)комплексный подход к воспитанию; 2)связь художественно – эстетической деятельности с жизнью; 3)единство художественного и общего психического развития детей; 4) эстетизация всей детской жизни; 5) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; 6) полифонизм деятельностных средств; 7) высокохудожественная направленность; 8) связь с национальной культурой, традициями. Современные подходы к эстетическому воспитанию: 1. Эстетическое воспитание уступает место термину эстетическое развитие. Эстетическое развитие – создание условий для проявления универсальной эстетической способности – эстетического мировидения (Т. Алиева). Отсюда, эстетическое развитие заключается не в знаниях, умениях, навыках, скомпонованных в программе, а в уровне эстетического мировидения ребенка. Для этого педагогу важно проектировать условия для развития этой универсальной способности, что связано со знакомством с художественными произведениями, овладением средствами создания эстетических образов, творческим их использованием (Т. Алиева). 2. Своеобразие эстетического оформления дошкольных - образовательных учреждений с учетом целей, задач воспитания, ведущего направления педагогической работы, создание естественных условий для погружения детей в художественную среду. 3. Развитие у детей эстетического вкуса, ценностных представлений об искусстве, эмоционально - ценностного отношения к нему посредством использования музейной педагогики. 4. Эстетическое развитие посредством введения детей в мир культуры, культуроосвоения как творческий процесс (В. Т. Кудрявцев).

9. Актуальность сенсорного воспитания детей дошк. возр. Педагогические основы сенсорного воспитания дош-ов. Сенсорное воспитания (св)– целенаправленное педагог воспитание, с целью формирования у детей способов чувственного восприятия окруж. действительности, совершенствование процессов ощущения и восприятия. СВ лежит в основе умственного воспитания реб. Самые первые впечатления о предметах окружающей мира реб. Получает через ощущения восприятия. Он еще не знает как он называется, но уже его видит. Затем реб знакомиться с названиями предмета, запоминает его, и реб думает вспоминает и говорит. СВ в дошк. возр. включает в себя:1. Ознакомление детей с определенными свойствами, качествами,признаками предмета.2.формир перцептивного действия(повторения). Для того, чтобы научить различать предметы, давать им харак-ку, дети в дошк. возр. знакомятся с системой эталонов: - система цветов:цветовой спектр- серый, белый, черный, различные оттенки(лимоный) –Эталон формы- плоскостные и объемные формы. Эт величины. Эт временныз отрезков. Эт пространственных направления. Когда реб. знаком с эталонами и может их называть – ему легче ориентироваться в окр. мире, легче выполнять задания, давать название предметов. Задачи СВ: 1. ф. у детей системы перцептивных и исследовательских действий. Это умение, кот предполагает сформированность таких навыков как прощупывание, прокатывание, опред-е свойств и кач-в предмета. 2. Ф. системы сенсорных эталонов.3.ф. умений самостоятельно применять перцептивные действия и система сенсорных эталонов. Это реб. должен уметь называть все внешние признаки предмета, уметь выявлять скрытые свойства и кач-ва предмета. Этапы СВ: 1. На эт. Ставится цель привлечь внимание к сенсорному призн., с которым будут знакомить Пример: Подбираем предметы одной формы и обращаем внимание на это сходство. 2. На 2-м эт. сформ. перцептивные действия. Здесь большое значение имеет помощь, образец воспитателя. Педагог показывает каждое новое перцептивное действие, учит устанавливать связь между особенностями предметов, свойствами. Пример: шар круглый-он крутится, у кубика есть углы и стороны-он стоит. 3. Здесь осуществляется ознакомление с системой сенсорных эталонов. Ф. представл. О каждой геометрической фигуре, о цветах, величине. Пример: собери все треуг. в коробку. А также могут группировать по цвету, величине. 4. Главная цель раб-ты-создание условий для самостоятельного применения сенсорных знаний и действий. Пример: отобрать все предметы круглой формы и дети сами ищут. Т.О. СВ оказывает решающее влияние на познавател. процессы дошк-ов.

 

10. Организакция процесса умственного воспитания детей в дошк. образов. учер-ии. Процесс обуч-я детей дошк. возраста всегда обликается.в определ. форму (игра, практ.деят., занятия). Осн. формой организации обуч-я явл. занятие. Занятие – это форма обуч-я дошкольников, обязательная для каждого ребенка. Для занятий отведено спец. время (1 пол. дня). Учебной программой дошк. образ. определена длительность любого занятия. Любое занятие имеет свою структуру:1часть. Вступительная. По своему характеру организационная. Собирается вним. детей, установка на поведение детей и обязат-но использов. заинтересовывающих моментов.2 часть. Основная часть занятия, в которой организов. познав. деят. детей., через разные методы и приемы. Целью работы в этой части могут быть озн-е с новым матер., закрепление ранее изученого. В этой же части педагог может использов. практ. деят. детей 3часть. Заключительная. Итог занятие, анализ. В этой части очень важно подвести не только итог, но и сделать анализ по работе каждого ребенка.В зависимости от дид-х целей различают занятия разных типов:Занятие по сообщению детям новых знаний. На таких занятиях детям ставятся задачи, с которыми они не знакомы или мало знакомы.(Набл. за объектом, чтение худ произв., рассматрив. картин и т.д.) По закреплению и систематизации полученых знаний. В содержание занятий входят беседы, сравнительное набл. 2-х предметов, набл. за новыми явлениями.Комбинированные занятия. Это занятия, в которых сочет. ранее усвеные знания с новым материалом.Комплексные занятия. Предполагают решение задач из разных образоват. областей и в соотв. с этими областями неск. структурных частей.Интегрированные занятия. Предполагает использование знаний из одной образ. обл. при решении задач из другой образ. обл. К проведению занятий предъявл. гигиенические требования:А. занятия должны проводится в чистом проветрив. и хорошо освещенном помещении (режим проветрив).Б. Дети должны сидеть за мебелью соотв.возрасту и росту детей (маркировка). Это требов. вызвано необход. формирован. у детей правильной осанки.В. Педагог должен обеспечить нормальную физ. и умств. нагрузку, недопостимо переутомл. детей.Г. Весь наглядный матер. должен быть расположен на уровне глаз детей, на расстоянии не более 1,5 м. от впереди сидящего ребенка.Д. Дети с ослабленным зрением должны сидеть как можно ближе к нагл. матер. и педагогу.Е. После занятий по изо деят. все дети должны вымыть руки.Организационные и дидактические требования к педагогам:К каждому занятию педагог определяет прогр. содержание, соотв возрасту и требованию программы.Педагог обязан проанализир. метод. лит. и отработать тот материал, методы и приемы, которые будут соотв. уровню развития воспитанников.Педагог обязан продумать организ- цию детей в каждой части занятия.Педагог должен обеспечить логическую взаимосвязь между всему частями занятий.Педагог должен обеспеч. приемств. в содержанию данного занятия и предыдущ.Каждое занятие педагог должен подвергать самоанализу. Найти слабые места и хорошии моменты.

11. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении в контексте реализации программы дошкольного образования.

Содержание физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками направлено на укрепление здоровья детей, совершенствование функций организма, повышение общей активности и работоспособности. Этому способствует реализация комплекса задач: оздоровительных, образовательных, воспитательных.

Решение оздоровительных задач направлено нагармоничное морфофункциональное развитие ребенка, повышение защитных функций организма через двигательную деятельность и закаливание, укрепление опорно-двигательного аппарата и разных мышечных групп с целью формирования правильной осанки и предупреждения плоскостопия.

Образовательные задачи предусматривают формирование двигательных умений и навыков в процессе освоения основных видов движений, гимнастических и спортивных упражнений, элементов спортивных игр; развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости; приобретение физкультурных знаний (о своем физическом состоянии, простейших правилах сохранения и укрепления здоровья, физических упражнениях, способах их использования в образов. деят. и в повседневной жизни) и др.

Воспитательные задачи способствуют формированию личности ребенка средствами физической культуры (воспитание волевых, нравственных, коммуникативных качеств, интереса к физическим упражнениям и подвижным играм, сознательного бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих и др.).

Процесс физ. В. должен строиться таким образом, чтобы одновременно решались все группы задач. Физическое воспитание воспитанников осуществляется в соответствии с типовым учебным планом дошкольного образования, учебной программой дошкольного образования (образовательная область «Физич. культура») и реализуется посредством обеспечения двиг. активн. в мероприятиях распорядка дня: утренняя гимнастика, физкульт. занятие; физкультмин. на занятиях; двигат.е перерывы между занятиями; подвижные игры и физические упражнения на прогулке; активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья); самос.двиг. деятельность).

Игнорирование какой-либо из форм существенно обедняет процесс физич. воспитания и не способствует комплексному решению оздоровительных, образоват. и воспит. задач.

Для организации физического воспитания в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, воспитанники распределяются в основную, подготовительную, специальную медицинские группы, группу лечебной физической культуры. Ограничения по физической культуре и закаливанию определяет врач-педиатр участковый (врач общей практики). Физкультурное занятие - основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям и тренировки систем и функций организма. Время, отводимое на отдельные части занятия (подготовительную, основную и заключительную), и их конкретное содержание зависят от возрастных особенностей детей, конкретных задач занятия, специфики используемых упражнений, уровня подготовленности обучающихся.

Закаливание должно проводиться с использов. естественных природных факторов (воздух, вода, рассеянные лучи солнца). При закаливании соблюдаться след. требования:естественные природ. факторы должны использ. комплексно; закаливающие процедуры должны проводиться систематич. с постепенным увелич. естественного природного фактора; способ зак



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: