Требования к проведению занятия.




- подготовка воспитателя к занятиям.- использование наглядного материала (ярко, красочно)- соблюдение гигиенических требований.

18. Социально- правовые аспекты защиты личности ребенка.

Право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. От рождения и до полного физического и нравственного становления ребенок нуждается в поддержке, помощи, защите.

Ответственность за жизнь, здоровье, воспитание и развитие детей несут их родители, общество, государство. При этом общество создает соц.-экон. среду, где семья и каждый отдельный индивид могут полноценно существовать и всесторонне развиваться. Государство же, в виде спец. созданных органов, призвано обеспечить соблюдение прав и свобод человека, выполнение им своих обязанностей перед обществом, законность и порядок. Но главной средой жизни ребенка была и остается его семья, которая осуществляет свою основную функцию – воспр-ства и формир. новых поколений при поддержке общества и под защитой гос.а. Социально-прав. защита прав реб. – это комплекс правовых, соц.-экон., псих.-мед. мер, предпринимаемых государством и обществом для обеспечения оптимального физического, психического и социального развития растущего человека.

1 документом, регулир. права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет.В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла новую Декларацию. Основной ее тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. В ней были провозглашены десять важнейших социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях.Конвенция о правах ребенка — это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция - это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав. Конвенция ООН о правах ребенка - это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:1. Декларация прав ребенка (1959);2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Республика Беларусь подписала и ратифицировала Конвенцию "О правах ребенка" в 1990 году. Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" принят 19 ноября 1993 года. Он аккумулировал основные положения Конвенции ООН "О правах ребенка". В 2000 году были внесены изменения и дополнения в закон, в результате чего появились новые статьи (например, "Право на бесплатный проезд", "Защита ребенком своих прав и интересов", "Право на имя" и др.). В настоящее время закон насчитывает 37 статей. По структуре он состоит из преамбулы и 5 разделов следующего содержания: 1 раздел - Общие положения(11 статей) Изложены цель и задачи закона, определен возраст ребенка как субъекта права, зафиксированы некоторые сущностные права детей, их обязанности. 2 раздел – Ребенок и семья (6 статей) подчеркивается право ребенка на семью.

3 раздел – Ребенок и общество (7 статей) закрепляет экономические, социальные, культурные, а также некоторые политические права детей. 4 раздел – Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях (9 статей) в нем перечисляются права детей инвалидов, сирот, несовершеннолетних преступников, беженцев и т.д. 5 раздел – Заключительные положения – определяет рамки сотрудничества в интересах детей, устанавливает ответственность за нарушение перечисленных в документе норм и возлагает на министерство образования контроль за реализацией закона. Кодекс о браке и семье Республики Беларусь посвящает несовершеннолетним специальную главу, где содержится перечень прав ребенка. Основные права детей в Республике Беларусь 1. Право на жизнь.2. Право на жизнь в семье.3. Право на охрану здоровья.4. Право на образование.5. Право на жилище.6. Право на имущество.7. Право на защиту и помощь.

19. Актуальность проблемы готовности детей к обучению в школе. Показатели готовности детей к школе.

Формирования готовности детей к школе - означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения материала и вхождения ребенка в ученический коллектив.

Готовность детей к школе включает общую и специальную готовность.

В понятие общая готовность входит: характеристики психического и физического развития ребёнка. Физическое развитие ребенка, определяющие его готовность к школе, иными словами - это физическая готовность - это хорошее состояние здоровья ребёнка, выносливость, сопротивляемость организма ребенка неблагоприятному воздействию, нормальные соответствующие возрасту антропометрические данные, готовность руки к выполнению письменных заданий, сформированности культурно - гигиенических навыков.

Хорошо развитый физически ребёнок легче справляется с трудностями в школьной жизни и легче переносит адаптацию.

Психологическая готовность ребенка к школе рассматривает прежде всего уровень интеллектуального развития к моменту окончания дошкольного возраста. Она предполагает хороший уровень развития всех познавательных процессов. Важным компонентом психологической готовности является нравственно-волевая готовность к школе. Этот аспект готовности предполагает не только проявление усидчивости, дисциплинированности, способностью подчиняться требованиям взрослых, но и наличие в ребенке таких качеств, как доброжелательность, отзывчивости, проявления организаторских способностей.

Говоря об интеллектуальной готовности детей - педагогика рассматривает ее как актуальный уровень развития ребенка и созревания всех психических функций, который помогает успешно овладевать всеми знаниями, умением, навыками, которые предусматриваются требованиями школы.

В настоящее время к интеллектуальной и общей готовности детей к школе, рассматривают личностную и морфно-функциональную готовности.

Личностная готовность предполагает способность детей самостоятельно регулировать свое поведение, свои взаимоотношения с ровесниками и взрослыми.

Морфно-функциональная готовность рассматривается как уровень морфологического и психофизического развития, которые обеспечивают без стрессовое вхождении ребенка в новый этап жизни.

Некоторыми педагогами понятие готовность ребенка к школе в области специальной готовности к интеллектуальному развитию детей прилагают наличие у ребенка специально сформированных навыков и умений в каждой образовательной области.

Таким образом готовность детей к школе определяется разными показателями, но в целом должна обеспечивать успешное усвоение детьми программы школьного обучения.

20. Классификация и характеристика детских игр.

Игра как любой вид д-ти обладает особыми хар-ми:

1.Мотивы и цель, 2. ср-ва реализации цели, 3. план-ние действий, 4. результат

Любая игра детей возникает на основе мотивации, т.е. выбирая игру дети руков-ся опред-ми мотивами:– интерес к к-либо виду д-ти, предметам;Стремлении пообщаться с кем-то;Взаимные симпатии.

Кроме мотивов есть цели значимые для ребенка (н-р: полететь в космос). Для реал-ции этой цели ребенок выбирает опред. сред-ва. Это могут быть: атрибуты; элементы костюмов.

Цели детских игр не являются постоянными. На каждом возр-ом этапе они могут меняться. Для реал-ции содер-ия дет. Игры большое знач-ие имеет умение детейплан-ть собств-ую д-ть, умение распределять обяз-ти. Результат игры это кульминация, т.к. рез-т это достижение цели.

Игра как вид д-ти не толькоудовл-ет запросы детей, но и хар-ся признаками д-ти.

В силу многообразия детских игр вопрос клас-ции часто рассм-ся педагогами с разных точек зр-ия.Первым в педагогике попрробовал клас-ть игры детей Ф. Фребель. Он условно разделил игры на три группы:1.Игры на развития движений;2.Игры на развитие ума;3.Игры на развитие внешних органов чувств, восприятия, ощущения (сенсорные).

Вторым педагогом был академик Аркин. Он разделил по содержанию:

1.Военные 2.бытовые 3.производственные

Третий педагог был Лесгафт. Делил игры по возрастному признаку: 1) семейные и 2) школьные

Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций.В настоящее время исследователями Центра дош-го детства под руководством профессора Новоселовой предложили кл-цию дет. игр в завис-ти от инициативы самих детей. Это игры:

1.по желанию 2. игры, которые предлагаются взрослыми 3. игры, которые передаются из поколения в поколение.

Наиболее распространенной кл-цией игр в дош. педагогике принято считать кл-цию, которую предложили педагоги Менджерицкая, Жуковская, Маркова.

Они предложили разделить игры на 3 большие группы:

1) игры творческие (сюж-рол., режисерские, теотральные, со строит. Материалом)

2) игры с правилами (в отличии от тв.игр, специально разработанны для решения определенных задач обучения и развития. В завис-ти от хар-ра обучающей задачи игры с правилами делятся на: дид-кие, подвижные, компьютерные).

3) Игры-забавы (развлечения): словесные, игры с игрушками, пальчиковые. Главная цель использования таких игр не только создать хорошее настроение, завлечь, но и обеспечить психологическую разгрузку.

21. Характеристика, содержание, предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Классификация игр распространенная в дошкольной педагогике Менджерицкой, Жуковской, Марковой – 1)творческие (СРи, режиссерские, строительные, театрализ-е), 2)игры с правилами (спец. разработаны для детей, для решения задач, развития – дидакт-е, подвижные, компьют-е), 3)игры-забавы (словесные, с игрушками, пальчиковые, их цель создать хор. настроение детей, обеспечить психолог. разгрузку).

СРи – игра, возникающая по инициативе детей, на основе соц.опыта и преобразованная детьми через призму их жизненного опыта. Возникает на основе стремления реб-ка к взрослой жизни (два столкновения –неподготовленность реб-ка ко взрослой жизни и желание быть самостоятельным).

СРи – основная творческая игра, в ней реб-к копирует, домысливает поступки, ситуации; происходит условное преобразование жизн.впечатлений реб-ка. Структура: 1)сюжет, 2)содержание, 3)роли.

СЮЖЕТ – сфера деятельности чел-ка (бытовой, нтему труда, общественнозначимый (праздник))СОДЕРЖАНИЕ – то, что воспроизводится детьми в качестве гл.момента деятельности и отношения между людьми.РОЛИ – это средство реализации сюжета. Дети чаще берут на себя роль взрослого, пытаются более точно воспроизвести то, что они видели (мимика, пантомима, жесты).

4 этапа развития СРи (Д.Б.Эльконин):

1.Ознакомительная игра – не сложн. Часто повторяющиеся действия с предметами. Вначале действия эти манипулятивны, постепенно могут наполнятся действием.

2.Предметно-отобразительная игра – реб-к пытается использ.предметы по назначению, часто использ. Одни и те же игрушки, как любимые. Могут объединятся по 2-3 чел-ка, повторяя действия друг за другом. Сюжет отсутствует.

3.Сюжетно-отобразительная игра (2мл., ср.) дети используют предметы осмысленно по назначению, способны развивать сюжет, объединяясб в небольшие группы, но объединение носит плавающий характер. Игра часто протекает как совместная.

4.СРи (6-7лет) – объединение детей становится постоянней, сюжеты развенуты, дети закрепляют опред.роли друг за другом и действуют соответственно этим ролям.

СРи ст.возраста характеризуется:

1)динамичностью, развернутостью.2)присутствует согласие, договоренность партнеров в игре, сами дети распределяют роли, договариваются,чтоони будут отображать.3)высокий уровень игрового творчества в игре.4)использование различных средств выразительности. 5)наличие в речи развернутых диалогов детей.

22. Характеристика, условия, руководство театрализованными играми дошкольников.

Театрализованные игры - это творческие игры,в основе которых лежит лит произведение. Ценность - формируют у детей чувство партнерства, гуманность чувств, творческие способности,способствуют более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

Виды 1. Настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр рисунков,конусный театр. 2.Стендовые театрализованные игры игры: стенд-книжка;. фланелеграф; теневой театр. 3.Игры-драматизаци, включающие: пальчиковый театр; театр би-ба-бо; кукольный театр, игра-драматизация с шапочками на голове; импровизация.

Особенности руководства в младшей группе: главная цель - заинтересовать и вовлечь детей в эту деятельность. Педагог решает такие задачи: а) знакомить с отдельными видами театральных игр; б) обучать элементарным приемам вождения объемных игрушек и плоскостных персонажей на столе; в) содействовать развитию речи и двигательных способностей детей. Д. просматривают спектакли, подготовленные взрослыми или детьми старших групп; разыгрывают небольшие занимательные сценки при помощи игрушек или плоскостных фигур. Воспитатель развивает у детей имитационные подражательные движения, способность к словесным импровизациям.

В ср. группе - углублять знакомство детей с разными видами театрального искусства; продолжать обучать приемам вождения разнообразных персонажей (пальчиковый, объемный и театр би-ба-бо);содействовать развитию самостоятельности, творчества, интонационной выразительности речи; продолжать работу по развитию словесной импровизации, знакомить детей с простейшими приёмами составления сюжета; начинать знакомить с приемами организации и проведения театрализованных представлений.

В старшей группе возможности детей возрастают. Д. продолжают осваивать приемы работы с кукольным материалом, упражняются в приемах вождения персонажей театра би-ба-бо и его основной атрибутикой, осуществляется работа по развитию у детей способности к выразительной передаче образа, творческой фантазии, образного мышления; д. учатся быть в роли ведущего, режиссёра-постановщика, художника-декоратора; формируются навыки совместного творчества в процессе подготовки к театрализованным представлениям.

Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа

1- освоение литературного текста, который будет драматизировать­ся; 2этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о пер­сонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.). 3- сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

23. Содержание игр дошкольников со строительным материалом. Методика обучения конструированным умениям, виды конструирования.

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Строительно-конструктивные игры являются практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам игры со строительным материалом.Эти игры воспитывают у детей умение ставить цель; планир.свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу. В их основе лежат конструктивные умения и способности, которые способствуют развитию мышления, пространственного воображения. Различают следующие виды строительных материалов: спец.созданный (напольный,настольный,строительный материал,наборы,конструкторы); природный (песок,снег,камни); подсобный (доски,ящики,коробки.) Особенностью игр со строительным материалом является то, что необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций. В основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Игре присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат. Строительствочасто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной деятельности.

В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирвания:1. Конструирование по образцу - При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций,познают конструктивные возможности строительных материалов. 2.Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой. 3.Конструирование по собственному замыслу - сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел. 4.Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет. 5.«Стройка по моделям» - вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия. Ребенку предлагается модель постройки, на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты.

Основные умения дети приобретают в процессе обучения на занятиях по конструированию, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры. Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель использует различные приемы.

В младших группах дети строят по образцу. Воспитатель строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

Используя прием сотворчества, педагог подсказывает малышам тему постройки по образу той, которую они сооружали на занятиях и тут же делает, например, стол, кроватку; предлагает нескольким детям строить с нею, подсказывает последовательность действий, учит аккуратности, поощряет, радуется вместе с детьми, дает игрушки для обыгрывания. Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее.

Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом, поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.

У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме, обучает более сложным приемам работы. Воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая постройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д. По мере овладения основами строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли, определять последовательность возведения постройки: с чего начать, как продолжать, чем ее закончить.

Детей необходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использования его в сюжетно-ролевой игре, использовать широко прием сотворчества, предлагая вносить в постройку изменения, дополнения достроить, перестроить), т.е. применять частичный образец. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительно-конструктивных игр.

В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи (как построить здание для школы). Используется также показ незаконченного образца постройки, которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправдывает себя прием показа нескольких (2-3) образцов постройки на выбор. Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной группе, способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, т.е.выделять общее, основное, части зданий и т.д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о сооружении и использовать это в самостоятельной постройке. В старшей группе большое значение приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством человек и т.п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощряет творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания детей, их предложения, что способствует развитию у них самостоятельности мысли и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы взрослых.

 

24. Дидактические игры в педагогических системах Ф.Фребеля, М. Монтессори, Е.И. Тихеевой. Сущность и виды дидактических игр.

Осн. особенность д/и опред-ся названием, т.е. это игры обучающие. Они разрабатываютсявзрослыми для воспитания и обучения детей. Иными словами, «д/и» это специально созданная или приспособленная для цели обучения игра. Это игры, которые способствуют развитию познавательной деятельности.

В структуру д/ и входят 4 важных компанента:

1 Обучающая или дид. задача. Это основной элемент д/и, которому подчинены все другие элементы.Для детей обучающая задача формируется как игровая: н-р, в д/и «Узнай по звуку» обуч-ей задачей является развитие у детей слухового восприятия, научить детей соотносить звук с определенным предметом, а для детей педагог предлагает игровую задачу «Будь внимательным, прислушайся, какой предмет звучит?». Либо обуч. задачей в д/и «Найди домик», будет закрепление у детей представлений о геом. фигурах. Игровой задачей для детей: соотнести форму предметов с геом-ми образцами - «Найди похожий».

2 Игровые действия. Это те способы проявления активности ребенка в игре, с помощью которых оно достигнет поставленной цели. 3 Игровая задача, которая ставится перед ребенком от игрового действия. 4 Игровые правила. Они определяют, что делать и как делать в игре.

И дид. задача, и игровая задача, действия и правила связаны между собой. Для детей дош. возраста д/и, как правило, подбирается с учетом возраста и может использоваться в различные временные отрезки режима.

В дош. педагогике сложилось традиционное деление д/и на три основных группы:

1) Игры с предметами; 2) настольно-печатные; 3) словесные.

1 – игры с предметами: разнообразны по содержанию, материалу, организации. В качестве материала в таких играх можно использовать: игрушки, реально существующие предметы, объекты природы.

2 – наст.-печ.: это игры типа лото, домино, игры с пазлами, мозаика. Такие игры развивают логическое мышление, способность к обобщению.

3 – словесные – которые используются в работе среднего и старшего дош. возраста, с целью закрепления представлений, полученных на занятиях.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучинами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игры в педагогических системах игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр. В помощь детским садовницам (воспитателям) издавались пособия с подробным описанием дидактических игр Ф. Фребеля, с иллюстративным материалом, наглядно представляющим всю последовательность игровых действий, с текстами и нотами словесного и песенного сопровождения.Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи, сначала в Германии, а затем и в других странах, высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности; методика проведения игр, основанная на подражании детей действиям, словам садовницы, – все это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребелевских детских садов (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева).

Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала и интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы-вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций: сравнение, классификация, обобщение; совершенствование речи: обогащение словаря, описание предметов, составление загадок; развитие умения ориентироваться: в расстоянии, во времени, в пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.

25. Виды, характеристика, педагогические требования к игрушке. Игрушка – это специально изготовленный предмет, предназначенный для игровой деятельности детейивзрослых. Основными характеристиками любой игрушки являются: 1 условность (изображение предмета) благодаря условности дети могут действовать с некоторыми предметами так, как это невозможно в реальной жизни (машина с веревочкой). 2 динамичность Эта характеристика обеспечивается за счет подвижных элементов, звучания игрушки (кукла и матрёшка) 3 правдоподобность изображения предмета. Говоря о возникновении игрушки нельзя не вспомнить о возникновении труда. Игрушка по выражению А.С. Макаренко «не только основа игры, но и постоянный спутник ребенка в игре». Вопросам классификации детск. игрушек занимались разные педагоги: Макаренко, Аркин, Флерина. В современной литературе используется классификация, разработанная центром «дошк. детства под руководством Новоселовой: 1 Игрушки сюжетно-образные: куклы, куклы-животные, предметы дом. обихода. 2 технические (отраж. все виды транспорта, промышл. оборудован). 3 строительно-конструктивные игрушки. Могут быть изловлены из дерева, пластика. 4 дидактические игрушки (пирамидки, настольно-печатные игры). 5 моторные игрушки (обеспеч. двигательную деятельность: скакалки, мячи). 6 музыкальные и театральные. 7 Игрушки-самоделки. 8 Маскарадно-елочные. 9 спец. игровое оборудование в игровой комнате или на участке д.сада. 10 народные игрушки.

Воспитательное значение игрушки. 1. Игрушка обеспечивает потребность реб-ка в активной деятельности. Благодаря игрушке ребенок выполняет действия, имитирующие действия взрослых. 2 Игрушка помогает ребенку отобразить впечатления, полученные из окр. жизни. 3 И-ка помогает реб-ку придумать, развивать сюжет игры. 4 И-ка помогает воспит. у ребенка любознательность выдержку. Т.образом, игрушка в жизни дошкольника не только атрбут жизнедеятельности, но средство познания и отражения окр. мира. требованя к грушке. Впервые основн. пед. требованя к грушке определла Крупская в своей работе «Об игрушках для дошкольников». Эти требования легли в основу соврем. пед. требований к игрушке. 1 Игрушка должна давать детям правильное представление о предмете, его назначении. 2 Игрушка должна расширять кругозор р-ка, расширять интерес к окр.миру. 3 Игрушка должна обеспечивать многоплановое ее использование. 4 И. должна соответствовать возрастным требованиям детей. 5 И. должна быть безопасна и гигиенична. 6 И. должны стимулировать общение детей, развивать их познават. интересы. 7 И. должна побуждать детей к коллективн. деятельности, развивать организатор. способности. 8 И. должна стимулировать интерес детей, побуждать к изобретательности. 9 И. должна побуждать к гуманным чувствам, не вызывать агрессии.

26. Формы, методы сотрудничества детского сада и семьи.

Учреждение дошкольного образования и семья – равноправные участники педагогического процесса. Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи – условие успешного воспитания и развития ребенка.

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные формы - можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные. К коллективным формам относятся

- родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т.е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер. Нельзя предавать гласности неудачи, просчеты родителей, нужно соблюдать такт, уважение к ним. -конференция. Ее задача пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен опытом родителей. Родители могут поделиться своим опытом проведения закаливания ребенка, организация семейных праздников, сюрпризов. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, выступление специалистов. Эта форма предполагает подведение итогов, своеобразный отчет, поэтому конференции проводятся в конце учебного года.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся

-Беседы – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематическое общение с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи. Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи. -Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос. Консультации могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные, плановые и стихийные. Важно соблюдать принцип «обратной связи». Родителям приятно, когда они видят стенд, на котором написано «Консультации по вашей просьбе», «Спрашивали – отвечаем

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей.

- День открытых дверей проводится с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей. - Папки – передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как уложить ребенка спать?».- Ширмы содержат небольшой по объему текст, дополненный дорисовками, иллюстрациями, фото. Они располагаются на детских шкафчиках в раздевалке или на столе в родительском уголке.

- Фотомонтажи: «Вот какие мы большие», «Про меня» - информационные листы с развернутой информацией о каждом ребенке. Главное требование к оформлению наглядных материалов – текст должен быть доступным для чтения, эстетично оформлен, интересным по содержанию.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные формы.

- Информационно – аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. (опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик»), куда родители помещают волнующие их вопросы.

-Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки

- Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого – педагогической культуры родителей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи: «Педагогическое поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Круглый стол», «Педагогические гостиные» и др.

Наглядно – инфо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: