Урок 84. Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве




Урок 84. Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с картиной мира ХIХ века на примере поэтических произведений А. Н. Плещеева «Детство», И. С. Никитина «Воспоминание о детстве»; формировать интерес к работе с книгой на основе проектной деятельности; развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение; воспитывать любовь к природе, интерес к творчеству писателей; развивать эмоционально-чувственное отношение к родной поэзии
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведениямиА. Н. Плещеева «Детство» и И. С. Никитина «Воспоминание о детстве»; научатся: пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах Метапредметные: Познавательные: определять основную идею произведения; осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут; выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока. Коммуникативные: оформить 3–4 слайда к уроку, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы Личностные: посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся рассказывают наизусть одно из стихотворений Марины Цветаевой. Оценивают чтение друг друга, определяя лучших чтецов Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Проводит беседу. – Узнали ли вы это стихотворение? О какой стране идет речь? – Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»? – Объясните название «Страна далекого детства». Откройте содержание и просмотрите фамилии писателей, с произведениями которых мы встретимся в этой главе. Обратите внимание на годы их жизни. – Прочитайте тему урока.     – Определите цели урока, используя опорные слова. – Как вы думаете, о чем эти произведения? Заранее подготовленный ученик читает отрывок стихотворения С. Михалкова «Мой секрет»: В той удивительной стране, Где я увидел свет, Как многим, исполнялось мне И пять, и десять лет. В Стране Фантазий и Проказ И озорных Затей Когда-то каждый был из нас Одним из тех детей. Все те, кто рос тогда со мной И набирал года, Однажды с этою Страной Простились навсегда. – Мы будем говорить о Стране Детства.   – Писатели выросли и написали воспоминания о своем детстве. Все писатели родились в XIX веке, а сейчас уже XXI! Они, наверное, пишут о далеком прошлом, может быть, о детях XIX века Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Чтение и анализ сти-хотворения А. Н. Плещеева «Детство» Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Алексей Николаевич Плещеев родился в 1825 году в Костроме – небольшом городке на Волге. Его детство прошло в Нижнем Новгороде, а учился поэт в Петербурге. Первый сборник его стихов вышел в 1864 году. Поэт писал стихи для взрослых и детей. Особой известностью пользовались его стихи для детей. – Что вспомнилось поэту из далеких детских лет?     – Какие чувства вызывают эти воспоминания у поэта? – Сколько можно выделить частей в этом стихотворении? – Где проходило детство поэта? – Прочитайте, где любили собираться дети?   –Как проводили время ребята? Прочитайте.   –Как родители относились к долгим играм?   –Как вы понимаете слова «нежный упрек»?   – Что вспоминается поэту во второй части стихо-творения?     –Найдите и прочитайте слова, которыми поэт рисует образ мальчика. –Замените близким по значению слово «кротко». –Есть ли еще строки, описывающие мальчика?   – Взор – это взгляд. Взгляд у мальчика был добрый. Еще какие строчки говорят о его доброте? –Почему он не играл, а «молча в сторонке сидел»? –Какое увлечение было у мальчика? Прочитайте. –Каким вы представляете себе этого мальчика? Охарактеризуйте его словами. –Что с ним стало? –В последних строчках стихотворения поэт показывает свое отношение к детям. Прочитайте слова, в которых выражена любовь к ним.     –Что вы узнали о жизни поэта из этого стихотворения? Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.   –Поэт вспоминает родной уголок детства, где он рос, свои игры, забавы. Ему вспомнились лица товарищей, друзей. – Эти воспоминания вызывают добрые, нежные, приятные и в то же время грустные чувства. – Две части.   – Это был очень зеленый городок. Читают: «Приходского храма угрюмые своды». – «Вокруг него зелень берез... У этих берез, за церковной оградой, Сойдется нас много детей». Читают: «И не было играм конца», «Мы птичек к себе приручали проворных». Читают: «Там матери нежный упрек забывался И выговор строгий отца». – Нежный упрек – замечание сделано без злости, просто ласково высказано неудовольствие. – Во второй части поэт вспоминает одного из своих товарищей. Мы узнаем о его жизни. Поэт рассказывает, как могла сложиться судьба этого мальчика. Читают: «...Кротко светились Глаза его, был он несмел». – Кротко (синонимы) – покорно, смирно. Читают: «...Улыбался, но доброго взора С игривой толпы не спускал». – «Отдать бы последнее рад».   – Он был слаб здоровьем, сирота. – Мальчик «читал все и ночью, и днем». – Это тихий, кроткий, несмелый, добрый, увлеченный чтением, любознательный мальчик. – Поэт не знает, как сложилась жизнь у мальчика. Читают: «...и опять вечерком Малютки... Болтают, усевшись рядком. Там долго... раздаются И звонкие их голоски. » –Узнали о том, где и как проходило детство поэта. О его друзьях, о том, чем он дорожил в жизни Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слу-шать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
IV. Чтение и анализ сти-хотворения И. С. Никитина «Воспо- минание о детстве» Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Детство поэта Ивана Николаевича Никитина прошло в Воронеже, отец его был купцом – владельцем небольшого свечного завода. Иван Саввич учился в духовном училище, а потом в семинарии, но не закончил учение. Мать поэта была добрая, ласковая женщина, но рано умерла. Отец не смог заботиться о сыне. Все тяготы взрослой жизни взял на себя Иван Саввич. Ему пришлось много работать. Тем самым он подорвал свое здоровье. Стихи Никитин начал писать рано, но долго не решался их напечатать. – С каким чувством вспоминает поэт годы детства? – Что вызывало радость в душе ребенка? – Что любил будущий поэт?   – Какова тема этого стихотворения?   – Стихотворение носит автобиографический характер: это значит, что в стихотворении нашли отражение факты жизни самого поэта. Что вы узнали о детстве поэта из стихотворения и моего рассказа на прошлом уроке? – Сколько можно выделить частей в стихотворении? – Будем читать по частям, и объяснять трудные, непонятные слова. Прочитайте первую часть. Остановитесь, где, как вы считаете, она заканчивается. – Что мы узнаем сразу же из первых строк? – Как вы понимаете слово «однообразно»?     – Прочитайте, каким мы видим дом поэта. – Что означает «счастливый плод воображенья»?   – Прочитайте, как выглядело убранство комнаты. – Память оставила поэту точное изображение картины дома. Прочитайте вторую часть стихотворения. – Докажите словами автора, что увиденные картины природы ему радостны. – Каким близким по значению словом можно заменить слово «отрадой»? – Перечитайте про себя вторую часть. Попробуйте представить и рассказать увиденные картины природы. Какие картины вы увидели? – Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называются «эпитеты». Найдите во второй части яркие образные слова, например, такие, как «сонною землею», «полосатыми полями». Какие еще эпитеты использует поэт? – Для чего поэт использует эти слова?   – Прочитайте третью часть. Остановитесь там, где, как вы считаете, заканчивается эта часть. – Какое настроение описывает поэт? – Чтобы выразить печаль и тяжесть на душе в сырой осенний день, поэт сравнивает туман с дымом свинцовым. Этот прием сравнения знакомого явления с другим предметом помогает по-особому увидеть это явление. – В стихотворении поэт использует литературный прием «олицетворение». Поэт одушевляет самовар и называет его верным другом. В одной только части поэт использует разные приемы. Для чего поэт так пишет стихотворение? – Дочитываем четвертую часть. – Что было радостью, утешением для будущего поэта? Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.       – С грустью и печалью.   – Общение с природой вызывало радость. – Поэт любил родные просторы, леса, поля и нивы. Любил читать книги, слушать рассказы няни. – Воспоминания о детстве, об окружающей его природе и людях. – Родился Никитин в Воронеже, в семье купца. Детство его прошло печально, рано умерла мать. Чувствовал он себя одиноко: «в пустыне рос я сиротой». Любил прогулки на природе, книги и рассказы няни «о блеске чудных царств и гор». – В стихотворении четыре части.   Читает один ученик. Дети поднимают руки на строке «Под ним узорчатый ковер...».   – Как шли годы детства автора. – Однообразно – изо дня в день одно и то же, постоянно. Ничто не менялось. Дни были похожи друг на друга. – «Я помню дом наш деревянный...» – «Счастливый плод воображенья» – необычный, придуманный кем-то рисунок. – «Большой диван и круглый стол». Дочитывают до строчки «Одной был радостью святой…» и поднимают руку. – «С какою тайною отрадой»...; «язык природы одной был радостью святой...» – Отрада – удовольствие, радость.   – Раннее утро, восходит солнце, золотые лучи пробиваются сквозь облака. Местность холмистая, с красивыми берегами рек. Поля с хлебами. – Эпитеты: золотистыми волнами, и тень волнистой нивы, восток безоблачный.     – Чтобы читатель мог ярче представить себе картины природы, явления. Читает один ученик. Дети молча поднимают руку на строчке «Как собеседник, отвечал...». – Настроение грустное и печальное. – Поэт хочет показать свои чувства, передать свое настроение, точнее описать каждый предмет.   Читают стихотворение до конца. – Чтение любимых книг, сказки, рассказанные няней Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
V. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Найти строчки о детстве русских поэтов и писателей, доказать текстом. Выучить понравившийся отрывок из стихотворения Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать, со-хранять учебные задачи
VI. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Чем интересно было для нас чтение «воспоминаний о детстве»? – Мы представили картину жизни поэта, его мысли и переживания. Давно нет поэта, а чувства, которые он выразил в стихотворении, трогают нас, не оставляют равнодушными. Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.   – Поэты жили в ХIХ веке, и нам было интересно узнать, как жили люди другого века, что чувствовали, что любили Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: