Урок 84. Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с картиной мира ХIХ века на примере поэтических произведений А. Н. Плещеева «Детство», И. С. Никитина «Воспоминание о детстве»; формировать интерес к работе с книгой на основе проектной деятельности; развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение; воспитывать любовь к природе, интерес к творчеству писателей; развивать эмоционально-чувственное отношение к родной поэзии | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведениямиА. Н. Плещеева «Детство» и И. С. Никитина «Воспоминание о детстве»; научатся: пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах | Метапредметные: Познавательные: определять основную идею произведения; осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут; выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока. Коммуникативные: оформить 3–4 слайда к уроку, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы | Личностные: посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения |
|
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся рассказывают наизусть одно из стихотворений Марины Цветаевой. Оценивают чтение друг друга, определяя лучших чтецов | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Проводит беседу. – Узнали ли вы это стихотворение? О какой стране идет речь? – Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»? – Объясните название «Страна далекого детства». Откройте содержание и просмотрите фамилии писателей, с произведениями которых мы встретимся в этой главе. Обратите внимание на годы их жизни. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Как вы думаете, о чем эти произведения? | Заранее подготовленный ученик читает отрывок стихотворения С. Михалкова «Мой секрет»: В той удивительной стране, Где я увидел свет, Как многим, исполнялось мне И пять, и десять лет. В Стране Фантазий и Проказ И озорных Затей Когда-то каждый был из нас Одним из тех детей. Все те, кто рос тогда со мной И набирал года, Однажды с этою Страной Простились навсегда. – Мы будем говорить о Стране Детства. – Писатели выросли и написали воспоминания о своем детстве. Все писатели родились в XIX веке, а сейчас уже XXI! Они, наверное, пишут о далеком прошлом, может быть, о детях XIX века | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Чтение и анализ сти-хотворения А. Н. Плещеева «Детство» | Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Алексей Николаевич Плещеев родился в 1825 году в Костроме – небольшом городке на Волге. Его детство прошло в Нижнем Новгороде, а учился поэт в Петербурге. Первый сборник его стихов вышел в 1864 году. Поэт писал стихи для взрослых и детей. Особой известностью пользовались его стихи для детей. – Что вспомнилось поэту из далеких детских лет? – Какие чувства вызывают эти воспоминания у поэта? – Сколько можно выделить частей в этом стихотворении? – Где проходило детство поэта? – Прочитайте, где любили собираться дети? –Как проводили время ребята? Прочитайте. –Как родители относились к долгим играм? –Как вы понимаете слова «нежный упрек»? – Что вспоминается поэту во второй части стихо-творения? –Найдите и прочитайте слова, которыми поэт рисует образ мальчика. –Замените близким по значению слово «кротко». –Есть ли еще строки, описывающие мальчика? – Взор – это взгляд. Взгляд у мальчика был добрый. Еще какие строчки говорят о его доброте? –Почему он не играл, а «молча в сторонке сидел»? –Какое увлечение было у мальчика? Прочитайте. –Каким вы представляете себе этого мальчика? Охарактеризуйте его словами. –Что с ним стало? –В последних строчках стихотворения поэт показывает свое отношение к детям. Прочитайте слова, в которых выражена любовь к ним. –Что вы узнали о жизни поэта из этого стихотворения? | Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. –Поэт вспоминает родной уголок детства, где он рос, свои игры, забавы. Ему вспомнились лица товарищей, друзей. – Эти воспоминания вызывают добрые, нежные, приятные и в то же время грустные чувства. – Две части. – Это был очень зеленый городок. Читают: «Приходского храма угрюмые своды». – «Вокруг него зелень берез... У этих берез, за церковной оградой, Сойдется нас много детей». Читают: «И не было играм конца», «Мы птичек к себе приручали проворных». Читают: «Там матери нежный упрек забывался И выговор строгий отца». – Нежный упрек – замечание сделано без злости, просто ласково высказано неудовольствие. – Во второй части поэт вспоминает одного из своих товарищей. Мы узнаем о его жизни. Поэт рассказывает, как могла сложиться судьба этого мальчика. Читают: «...Кротко светились Глаза его, был он несмел». – Кротко (синонимы) – покорно, смирно. Читают: «...Улыбался, но доброго взора С игривой толпы не спускал». – «Отдать бы последнее рад». – Он был слаб здоровьем, сирота. – Мальчик «читал все и ночью, и днем». – Это тихий, кроткий, несмелый, добрый, увлеченный чтением, любознательный мальчик. – Поэт не знает, как сложилась жизнь у мальчика. Читают: «...и опять вечерком Малютки... Болтают, усевшись рядком. Там долго... раздаются И звонкие их голоски. » –Узнали о том, где и как проходило детство поэта. О его друзьях, о том, чем он дорожил в жизни | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слу-шать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
IV. Чтение и анализ сти-хотворения И. С. Никитина «Воспо- минание о детстве» | Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Детство поэта Ивана Николаевича Никитина прошло в Воронеже, отец его был купцом – владельцем небольшого свечного завода. Иван Саввич учился в духовном училище, а потом в семинарии, но не закончил учение. Мать поэта была добрая, ласковая женщина, но рано умерла. Отец не смог заботиться о сыне. Все тяготы взрослой жизни взял на себя Иван Саввич. Ему пришлось много работать. Тем самым он подорвал свое здоровье. Стихи Никитин начал писать рано, но долго не решался их напечатать. – С каким чувством вспоминает поэт годы детства? – Что вызывало радость в душе ребенка? – Что любил будущий поэт? – Какова тема этого стихотворения? – Стихотворение носит автобиографический характер: это значит, что в стихотворении нашли отражение факты жизни самого поэта. Что вы узнали о детстве поэта из стихотворения и моего рассказа на прошлом уроке? – Сколько можно выделить частей в стихотворении? – Будем читать по частям, и объяснять трудные, непонятные слова. Прочитайте первую часть. Остановитесь, где, как вы считаете, она заканчивается. – Что мы узнаем сразу же из первых строк? – Как вы понимаете слово «однообразно»? – Прочитайте, каким мы видим дом поэта. – Что означает «счастливый плод воображенья»? – Прочитайте, как выглядело убранство комнаты. – Память оставила поэту точное изображение картины дома. Прочитайте вторую часть стихотворения. – Докажите словами автора, что увиденные картины природы ему радостны. – Каким близким по значению словом можно заменить слово «отрадой»? – Перечитайте про себя вторую часть. Попробуйте представить и рассказать увиденные картины природы. Какие картины вы увидели? – Представить, увидеть картины природы помогают образные поэтические слова. Такие слова в литературе называются «эпитеты». Найдите во второй части яркие образные слова, например, такие, как «сонною землею», «полосатыми полями». Какие еще эпитеты использует поэт? – Для чего поэт использует эти слова? – Прочитайте третью часть. Остановитесь там, где, как вы считаете, заканчивается эта часть. – Какое настроение описывает поэт? – Чтобы выразить печаль и тяжесть на душе в сырой осенний день, поэт сравнивает туман с дымом свинцовым. Этот прием сравнения знакомого явления с другим предметом помогает по-особому увидеть это явление. – В стихотворении поэт использует литературный прием «олицетворение». Поэт одушевляет самовар и называет его верным другом. В одной только части поэт использует разные приемы. Для чего поэт так пишет стихотворение? – Дочитываем четвертую часть. – Что было радостью, утешением для будущего поэта? | Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – С грустью и печалью. – Общение с природой вызывало радость. – Поэт любил родные просторы, леса, поля и нивы. Любил читать книги, слушать рассказы няни. – Воспоминания о детстве, об окружающей его природе и людях. – Родился Никитин в Воронеже, в семье купца. Детство его прошло печально, рано умерла мать. Чувствовал он себя одиноко: «в пустыне рос я сиротой». Любил прогулки на природе, книги и рассказы няни «о блеске чудных царств и гор». – В стихотворении четыре части. Читает один ученик. Дети поднимают руки на строке «Под ним узорчатый ковер...». – Как шли годы детства автора. – Однообразно – изо дня в день одно и то же, постоянно. Ничто не менялось. Дни были похожи друг на друга. – «Я помню дом наш деревянный...» – «Счастливый плод воображенья» – необычный, придуманный кем-то рисунок. – «Большой диван и круглый стол». Дочитывают до строчки «Одной был радостью святой…» и поднимают руку. – «С какою тайною отрадой»...; «язык природы одной был радостью святой...» – Отрада – удовольствие, радость. – Раннее утро, восходит солнце, золотые лучи пробиваются сквозь облака. Местность холмистая, с красивыми берегами рек. Поля с хлебами. – Эпитеты: золотистыми волнами, и тень волнистой нивы, восток безоблачный. – Чтобы читатель мог ярче представить себе картины природы, явления. Читает один ученик. Дети молча поднимают руку на строчке «Как собеседник, отвечал...». – Настроение грустное и печальное. – Поэт хочет показать свои чувства, передать свое настроение, точнее описать каждый предмет. Читают стихотворение до конца. – Чтение любимых книг, сказки, рассказанные няней | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
V. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Найти строчки о детстве русских поэтов и писателей, доказать текстом. Выучить понравившийся отрывок из стихотворения | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, со-хранять учебные задачи |
VI. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Чем интересно было для нас чтение «воспоминаний о детстве»? – Мы представили картину жизни поэта, его мысли и переживания. Давно нет поэта, а чувства, которые он выразил в стихотворении, трогают нас, не оставляют равнодушными. Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Поэты жили в ХIХ веке, и нам было интересно узнать, как жили люди другого века, что чувствовали, что любили | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
|
|