Этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Сроки: 2011 год январь - май
№ | мероприятия | сроки | ответственные |
1. | Мониторинг уровня освоения и использования ИКТ педагогами в ДОУ | январь 2011 | Старший воспитатель С. А. Калачикова |
2. | Анкетирование родителей по использованию ИКТ в условиях семейного воспитания | январь 2011 | Старший воспитатель С. А. Калачикова, педагоги детского сада |
3. | Разработка управленческого проекта «ИКТ в управлении детского сада» | февраль 2011 | Старший воспитатель С. А. Калачикова |
4. | Презентация управленческого проекта для педагогов, с целью включения в проектную деятельность. | Март 2011 | Старший воспитатель С. А. Калачикова |
5. | Презентация проекта на общем родительском собрании, с целью включения родителей в проектную деятельность. | Апрель 2011 | Старший воспитатель С. А. Калачикова |
6. | Проведение семинара – практикума по созданию и работы с документами в Microsoft Word | Апрель 2011 | Старший воспитатель С. А. Калачикова |
7. | Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках ИКТ, через курсы повышения квалификации | Май 2011 | Управление образования администрации МО МР «Сыктывдинский» |
Этап – ОСНОВНОЙ
Сроки: 2011-2012 год
№ | мероприятия | сроки | ответственные |
1. | Создание электронного информационно – консультативного материала для родителей. | Сентябрь – ноябрь 2011 | Старший воспитатель С. А. Калачикова, педагоги ДОУ |
2. | Создание страницы детского сада в социальной сети | Сентябрь | Старший воспитатель С. А. Калачикова |
3. | Создание электронного банка конспектов, развлечений, праздников для детей дошкольного возраста | Декабрь 2011 – январь 2012 | Старший воспитатель С. А. Калачикова, педагоги ДОУ |
4. | Создание электронного банка картотек по основным направлениям развития ребёнка с учётом ФГТ. | Февраль – март | Старший воспитатель С. А. Калачикова, педагоги ДОУ |
5. | Создание электронного банка педагогических проектов реализуемых в ДОУ с детьми и родителями | Март-апрель | Старший воспитатель С. А. Калачикова, педагоги ДОУ |
6. | Создание информационно – методической службы в ДОУ | Январь – май | Старший воспитатель С. А. Калачикова |
7. | Участие в районном семинаре с целью обмена опытом | Апрель 2012 | Старший воспитатель С. А. Калачикова |
8. | Приобретение необходимого оборудования (ноутбук), подключение к сети Интернет | В течение года | Заведующий М. В. Осипова |
9. | Реализация совместных проектов с семьями воспитанников в воспитательно-образовательном процессе | В течение года | Старший воспитатель С. А. Калачикова, педагоги ДОУ |
Этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Сроки: 2012-2013 год
№ | мероприятия | сроки | ответственные |
1. | Обучающий тренинг по умению работать с текстовыми документами, созданию презентаций | Сентябрь | Методический кабинет Управления образования, К. А. Андреев |
2. | Обучающий тренинг по созданию и умению работать с электронной почтой | Октябрь | Старший воспитатель С. А. Калачикова |
3. | Обучающий тренинг по работе в сети Интернет | Ноябрь – декабрь 2012 | Старший воспитатель С. А. Калачикова |
4. | Обмен и распространение педагогического опыта через педагогические сообщества в сети Интернет. Создание медиатеки педагогического опыта педагогов ДОУ. | Январь – май | Старший воспитатель С. А. Калачикова, педагоги ДОУ |
5. | Участие в конкурсах регионального, международного уровня через использование сети Интернет с детьми, родителями. | Январь – май | Старший воспитатель С. А. Калачикова, педагоги ДОУ |
6. | Реализация совместных проектов в воспитательно-образовательном процессе | В течение года | Старший воспитатель С. А. Калачикова, педагоги ДОУ |
7. | Анкетирование родителей, педагогов «ИКТ в образовательном процессе и в семье» | Май | Старший воспитатель С. А. Калачикова, педагоги ДОУ |
8. | Презентация для родителей «ИКТ – как эффективное средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ» на общем родительском собрании | Май | Старший воспитатель С. А. Калачикова |
Управленческий проект «Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в управлении детского сада» начал свою работу с 2011 года в дошкольном учреждении МБДОУ "Детский сад № 10 комбинированного вида" с. Выльгорт.
В начале работы над проектом был проведен мониторинг уровня освоения и использования ИКТ педагогами в образовательной деятельности, который показал, что из 10 педагогов:
- имеют дома компьютер – 14;
- умеют включать – 10;
- создавать документ Microsoft Word – 6;
- что такое презентация – видели, но как это делать не умеют 9 педагогов.
Анализ анкетирования родителей показал следующие данные. В анкетировании приняло 73 семьи, из них: дома имеют компьютеры 33 семьи; владеют профессионально – 18 семей; пользовательские – 10 семей; приобретены для детей и пользуются только дети- 5 семей.
Исходя из этого, мы сделали вывод, что необходимо срочно обучать педагогов первоначальной работе и владением ИКТ. Затем разработали данный проект: выявив проблему, поставили цель, задачи, сроки, разработали поэтапный план работы на три года.
Проект был представлен для педагогов, после чего выбор был за педагогом – участвовать в этом проекте или нет. Конечно, было очень приятно, когда все педагоги согласились быть участниками. Вся дальнейшая работа стала проходить в соответствии плана. Провели презентацию для родителей, с целью привлечь и родителей, повысить их компетентность в области ИКТ. Затем в рамках семинара – практикума начались практические занятия для педагогов по овладению компьютером, работы с документами и презентациями Microsoft Word, PowerPoint, использование фотоаппарата, сканера, принтера в своей работе. Да, некоторым педагогам было тяжело, но всё же они овладели этими знаниями, умениями. Таким образом, все педагоги освоили компьютер, научились работать с документами Microsoft Word, обучаются создавать презентации PowerPoint, сканировать документы, ксерокопировать, пользоваться визуальными средствами (копировать, отправлять, вставлять и т. д.)
Целью второго этапа стало создание единой информационно – коммуникационной методической службы в ДОУ. Педагоги активно включились в работу по созданию данной среды, был создан банк электронного носителя: информационно – консультативный банк для родителей, электронный банк конспектов, сценарии и развлечений для детей дошкольного возраста, картотеки игр, наблюдений, игровых ситуации по основным направлениям и образовательным областям ФГТ. Весь материал перенесли на электронные носители. Данный материал облегчает работу педагогам, они меньше затрачивают время на поиски и создания, а объединившись, распределив кто, что делает, «продукта» выходит больше. А затем обмениваются с коллегами других детских садов, что позволяет расширить и пополнить банк электронного носителя в области воспитания и развития детей дошкольного возраста, проведение мероприятия для родителей, взаимодействие с социальными партнёрами. Главное работать в единой команде единомышленников и сообща.
Для установления более тесного контакта с семьями воспитанников и социальными партнерами была создана страничка детского сада в социальной сети, которая помогает нам оперативно принимать и отправлять информацию, размещать объявления, достижения, благодарности, познавательный и консультативный материал для родителей по воспитанию и развитию детей, знакомить с нормативными документами по ДОУ и многое другое.
В рамках введения в воспитательно-образовательный процесс федеральных государственных требований педагогам было предложено разработать и реализовать педагогические проекты с использованием ИКТ, а затем представить их среди педагогов и родителей. В основном все педагоги справились с данным заданием. Но уже больше было задействовано средств ИКТ, а самое уникальное – это использование мультимедийного оборудования. Конечно, пока в детском саду нет своего мультимедийного оборудования, но педагоги нашли выход и позаимствовали оборудование у коллег другого детского сада. Зато представление проектов стало ярким, зрелищным, запоминающимся. Вот и опять шаг вперёд по использованию ИКТ в образовательном процессе педагогами.
На третьем этапе, в первой половине учебного года через обучающие тренинги, педагоги узнали, «Что такое электронная почта», «Как с ней работать», «Как создать электронную почту», «Путешествие в сети Интернет». Результатом этих обучающих тренингов стало создание педагогами электронных ящиков на yandex.ru и mail.ru., умение принимать и посылать электронные письма. Но и на этом мы останавливаемся, хотя некоторые уже и говорили: «Мы уже научились и нам этих знаний хватит». Так оно и есть: научились, молодцы! Но необходимо себя и наших детишек показывать не только на уровне детского сада или района, но и выходить на разный уровень: республиканский, российский, международный. А как это сделать, если не двигаться вперед и не учиться ориентироваться в сети Интернет? Педагоги творческие и поэтому это их заинтересовало. И вновь образовательный процесс сильнее закрутился. Педагоги стали выкладывать свои наработки на педагогических сообществах.
Все материалы из опыта работы использовались в образовательной деятельности с детьми, родителями, социальными партнёрами при проведении тематических дней, праздников, досугов и других видов образовательной деятельности с использованием всех средств информационно- коммуникационных технологии.
Анализ проведённого анкетирования родителей и записи из книги отзывов показал, что многие родители хотели бы видеть страничку детского сада в «рабочем состоянии». А все остальные записи заключаются в словах благодарности, напутствии, пожелании.
Но наряду с положительными моментами у нас действительно есть и отрицательный момент – это работа сайта детского сада. Поэтому в перспективе нашего управленческого проекта будет запланирована работа по работе с сайтом детского сада: обновление, функционирование в рабочем режиме.
Педагогический проект «Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в управлении детского сада», который реализовывается с 2011 года по сегодняшний день, учит педагогов работать и владеть средствами информационно – коммуникационных технологий.
Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях. В период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель часто бывает занят с детьми и не всегда может уделить должного внимания родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия с родителями. И страничка в социальной сети стала открытой формой общения с семьями воспитанников. Материалы для оформления родительских уголков, педагоги опять же находят в сети Интернет. Яркая и красочная информация всегда привлекает внимание и отличается лаконичностью и доступностью для родителей. Какие преимущества получают родители от общения через Интернет?
Во-первых, имеют возможность следить за жизнью группы.
Во-вторых, получить информацию о том, что нового узнают их дети в течение текущей недели. Такая информация будет интересна и для тех, кто пропустил дни посещения детского сада.
В-третьих, такое общение позволяет лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада, могут получить от них необходимую консультацию.
А дома вместе с ребёнком всегда интересно заглянуть на страничку детского сада, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребёнка о прошедших событиях.
Используя ИКТ в работе с родителями даёт большие преимущества:
· Электронную почту для обмена мнениями без затраты времени;
· Информация изучается родителями в удобное для них время;
· Возрастают потоки информации;
· Индивидуальный подход в подаче информации;
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе:
· Способствовало повышению профессионального уровня педагогов, активизировало их на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению их творческих способностей.
· Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.
· Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы, детского сада в целом, и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.
· Повысилось качество воспитательно-образовательной работы ДОУ в целом.
Как и у всех, в нашей работе тоже есть свои камни преткновения. Но всё-таки мы всегда с надеждой глядим в будущее. Поэтому дальнейшие перспективы в нашей работе таковы:
· Дальнейшее повышение собственной ИКТ-компетентности.
· Активное участие в вебсеминарах и интернет - конференциях
· Поиск наиболее интересных методических новинок в сети интернет для повышения качества воспитательно-образовательного процесса
· Пополнение и расширение методических материалов электронной библиотеки
· 100 % включение родителей в жизнь группы и детского сада с помощью информации через использование ИКТ
Мы приглашаем всех к сотрудничеству!