Мысль народная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».




60-е годы XIX века в России стали периодом наивысшей активности крестьянских масс, подъёма общественного движения. Центральной темой литературы 60-х годов стала тема народа. Эта тема не оставляет равнодушным и такого великого писателя, как Л. Н. Толстой. Особенностью раскрытия этой темы у Толстого можно назвать следующее: автор рассматривает проблему народа через призму истории. А само понятие "народ" у Толстого включает и крестьян, и нацию в целом, и купечество, и мещанство, и патриотически настроенное патриархальное дворянство, если все они вместе или каждый по отдельности являются носителями нравственности. Все, что безнравственно, исключается Толстым из понятия "народ".

В романе "Война и мир", по замыслу автора, путь идейного и нравственного роста ведет положительных героев к сближению с народом (не разрыв со своим классом, а нравственное единение с народом). Главное испытание, через которое проходят герои романа, чтобы прийти к пониманию истинной народности, это Отечественная война 1812 года. Жизнеспособность каждого героя проверяется "мыслью народной". Она помогает Пьеру Безухову обнаружить и проявить свой лучшие качества. Андрея Болконского солдаты называют "наш князь". Наташа Ростова принимает решение отдать подводы раненым солдатам. Марья Болконская отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться во власти французских войск. Все это и есть представление об истинной народности. Наряду с проявлением такой народности Л. Толстой показывает и псевдонародность, подделку под неё. В салоне Анны Шерер берут штраф за французский язык, все стараются приблизиться к русскому, национальному образу жизни. В кругу московского дворянства читаются манифесты, в которых говорится о чувстве долга и патриотизме, но кроме напыщенности в словах этих воззваний нет ничего.

Для Толстого очень важно, чтобы читатель понял, что патриотизм - свойство души любого русского человека, и в этом отношении нет разницы между Андреем Болконским и любым солдатом его полка.

Близок к народу и капитан Тушин, в образе которого сочетается "малое и великое", "скромное и героическое". Этого героя сближает с народом его интуитивное начало, которое руководит им в ходе сражения при Шенграбене.

Тема народной войны находит свое выражение в образе Тихона Щербатого. Тихон Щербатый - крестьянин из отряда Денисова, предстает пред нами человеком богатырской силы. Мастер на все руки, он "одинаково верно, со всего размаха раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки".

Обладающий живой народной сметкой, расторопный и изворотливый, он отличается той достаточно хитрой чудаковатостью, которая служит постоянным объектом для шуток в отряде Денисова. Внешне спокойный и уравновешенный, Щербатый непримирим к врагам родной земли, он проявляет замечательный героизм и беззаветную отвагу.

Другим представителем народа на страницах романа является Платон Каратаев. Образ Каратаева, по замыслу Толстого, должен был воплотить все лучшие черты русского крестьянства. В крестьянстве Л. Н. Толстой видел особый мир, сближение с которым может оздоровить человека из привилегированных классов.

Пьер Безухов встречается с Каратаевым в исключительно тяжелых условиях, в бараке для военнопленных, куда его привели после расстрела французами ни в чем неповинных русских людей. При первом же вопросе Каратаева к Пьеру "такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе, что у Пьера задрожала челюсть, и он почувствовал слезы". У Каратаева личное, индивидуальное заслонено "роевым", слитностью с крестьянским миром, в котором автор не желает видеть сложность классовых противоречий. Интересен язык и рассуждения героя, в которых слышится народная речь: "не нашим умом, а божьим судом", "рок головы ищет", "наше счастье дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь -ничего нету". В образе Каратаева Толстой пытался воплотить черты идеализируемого им патриархального крестьянства.

В своем романе Толстой показал, что не только армия, войско, но и весь народ встал на защиту "священной земли русской". Сильной могучей волной поднимается партизанское движение. "Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною величественной силой". Патриотический подъём в народе хорошо выражен в словах одного ополченца: "Всем народом навалиться хотят, одно слово -Москва". Толстой показывает партизанские отряды Долохова и Денисова, рассказывает о старостихе Василисе, побившей сотни французов. "Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами по себе сыпались с иссохшего дерева - французского войска, и тогда трясли это дерево".

Подлинным полководцем народной войны, воплотившим дух всего народа. Толстой выводит Кутузова. Писатель показывает нам его и как простого, хорошего человека, презирающего все показное, и как мудрого исторического деятеля, и как полководца.

Как основную черту Кутузова Толстой подчеркивает его связь с народом, "то народное чувство, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его". "Только признание в нем этого чувства заставило народ... выбрать его, против воли царя, в предводители народной войны. И только это чувство поставило его на... высшую человеческую высоту" Своим родным чувствуют Кутузова солдаты к офицеры-дворяне.

Носитель народного духа и народной воли, Кутузов глубоко и верно понимал ход вещей, в самом разгаре событий давал им правильную оценку.

Для ведения народной войны, какой была война 1812 года, и нужен был именно такой полководец. Изображая Кутузова как народного полководца, как воплощение народных мыслей и чувств, Толстой нигде не впадает в схематизм. Кутузов - живое лицо. Такое впечатление создается у нас прежде всего потому, что Толстой наглядно, ярко рисует нам портрет Кутузова.

Нельзя не отметить, что весь ход рассуждений и описания событий войны 1812 года служат для утверждения решающей роли в истории народных масс. Так называемые "великие люди" не оказывают решающего влияния на ход исторических событий. Толстой исходит из стихийности исторического процесса, он отрицает роль личности в истории. Писатель считает, что ход истории решает народная масса. О Кутузове в связи с этим Толстой пишет: "Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этою силою и руководил ею, насколько это было в его власти".

Отрицая роль личности в истории, Толстой стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий, лишь пассивным созерцателем их.

Таким образом, "народная" мысль в романе прослеживается автором следующим образом: во-первых, это изображение лучших представителей народа (а народом, по мнению Толстого, можно считать представителя любого класса и сословия при условии его патриотизма и нравственного начала), во-вторых, это герои-солдаты, решившие исход Отечественной войны 1812 года, в-третьих, это изображение величайшего народного полководца Кутузова, и наконец, это сложный процесс обретения истинной народности "любимыми" героями Толстого через приобщение к народной мудрости, постижение инстинктивного "роевого" начала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: