Диаметрально противоположного подхода к развитию психики детей придерживаются сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое в его действии – лишь продукт внешнего воздействия.
Еще в 17 веке английский философ Джон Локк (1632-1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобно «чистой доске» (tabula rasa), белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка. Разум человека, по мнению Локка, способен комбинировать идеи, пришедшие к нему из опыта, но не может изобретать их сам; источником для развития разума выступает опыт.
Теория конвергенции или теория двух факторов, разработанная немецким психологом В. Штерном рассматривает взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Ведущее значение Штерн признавал за врожденными факторами.
Теория социального научения. Представители этого направления считают, что наряду с классическим научением существует также научение путем имитации и подражания. Учеными было введено понятие «социализация» (процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта). Данное понятие было введено в социальную психологию в работах А. Бандуры, Дж.Кольмана (1940-1950 гг.).
С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. По Выготскому, возраст или возрастной период – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. В психологии возраст подразделяется на физический (хронологический) и психологический.
|
Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой происходит процесс психического развития, становление личности ребенка.
Психологический возраст, по Выготскому, - это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего появлением новообразований, подготовленных всем ходом предшествующего развития.
В настоящее время существует несколько десятков периодизаций возрастного развития, что объясняется наличием различных критериев возрастных особенностей.
В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста.
Младенчество- | 1 год жизни | |
Преддошкольный возраст (раннее детство) | 1-3 года | Ведущий вид деят-ти- предметная деятельность |
Дошкольный возраст | От 3- до 6-7 лет | Ведущий вид деят-ти – игра Формирование готовности к школе |
Младший школьный возраст | От 6-7 до 10-11лет | Ведущий вид деят-ти – учебная деят-ть; новообразования – произвольность психических процессов, рефлексия, внутренний план действия; переход от наглядно-образного к сло-весно-логическому мышлению |
Средний школьный возраст (подростковый) | От 10-11-до 15 лет | Ведущий вид деят-ти – общение со сверстниками; новообразова-ния: социальное сознание, самосознание, |
Старший школьный возраст (период ранней юности) | От 15-18 лет | Новообразования: самосознание, критикантство, максимализм, |
|
Л.С. Выготский ввел в психологию понятие «критический период ». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Ученый выделил несколько таких периодов: период новорожденности, одного года, трех лет, шести-семи лет, подростковый период.
Возрастные кризисы подробно описаны в работах Л. С. Выготского.
Кризис новорожденности характеризуется актом возникновения психической жизни - появлением улыбки и глазного контакта.
Кризис одного года Выготский связывает с возникновением автономной речи и отчасти с появлением самостоятельной ходьбы.
Кризис 3-х лет - это в первую очередь кризис социальных отношений, в результате чего происходит психологическое отделение ребенка от взрослого (эмансипация), что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет, выделяя 7 симптомов.
1) негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание. 2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.
|
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. 4 ) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков); 5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"
7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
Ведущим видом деятельности в 3-хлетнем возрасте выступает предметная деятельность.
Кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание: ребенок что - то из себя строит, что - то скрывает (уже душа закрыта); 3) симптом "горькой конфеты ": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В работах Выготского выделяются два симптома этого кризиса: манерничанье; кривляние.
Новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, рефлексия, внутренний план действия; переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Подростковый период. Ведущий вид деятельности – общение со сверстниками.Новообразования: стремление к личностному самосовершенствованию, самопознание, самовыражение и самоутверждение, половое созревание. Новообразованием критической фазы подросткового возраста является «чувство взрослости», формируется “Я – концепция, самосознание.Самый легкий способ достижения взрослости – подражание взрослым.