Учет в практике обучения музыке возрастных особенностей детей
Основные положения и концепции возрастной психологии
Возрастная психология самостоятельная отрасль психологической науки возникла в конце XIX в.. Исследования науки направлены на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Таким образом, предметом возрастной психологии как научной дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе (онтогенез — развитие индивида на протяжении его жизни).
Предметом возрастной психологии (по Р. Немову), является изучение основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, включая развернутые психологические характеристики детей, относящихся к разным возрастным группам.
Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения. Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.
Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.
Особое место в возрастной психологии занимает детская психология.
|
Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце 19 в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка». В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера в том, что он ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук.
К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец 19 века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физическое наказание эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги.
Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским. Это метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них.
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского разрабатывалась в 20-30 гг. XX в. Одним из ключевых в концепции Выготского является учение об интериоризации (от лат. – «извне внутрь»).С помощью этого учения он показал, как происходит филогенез (процесс возникновения и развития психики, а также форм сознания в ходе эволюции) и онтогенез (индивидуальное развитие организма) человеческой психики. Центральным моментом в этом процессе являются возникновение деятельности, овладение словом, знаком. При этом знаки, будучи продуктом общественного развития, несут на себе отпечаток культуры того социума, в котором растет ребенок. Дети усваивают знаки в процессе общения и начинают использовать их для управления своей внутренней психической жизнью. Благодаря интериоризации знаков, у детей формируется знаковая функция сознания, происходит становление таких собственно человеческих психических процессов, как логическое мышление, воля, речь.
|
Теории психического развития
Сторонники биогенетической концепции развития психики полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности и др. Истоки «природного», «биологизаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально, - уходят в работы французских философов Р.Декарта и Жан-Жака Руссо.
Основной биогенетический закон для объяснения психического развития - закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Закон сформулирован Э. Геккелем.
Рекапитуляция (от лат. recapitulatio — повторение) (биологическая), повторение признаков далёких предков в онтогенезе современных организмов — их структуре, химизме, функциях. Рекапитуляция (от лат. recapitulatio — повторение) (биологическая), повторение признаков далёких предков в онтогенезе современных организмов — их структуре, химизме, функциях. Рекапитуляция (от лат. recapitulatio — повторение) (биологическая), повторение признаков далёких предков в онтогенезе современных организмов — их структуре, химизме, функциях.Рекапитуляция (от лат. recapitulatio — повторение) (биологическая), повторение признаков далёких предков в онтогенезе современных организмов — их структуре, химизме, функциях.Рекапитуляция (от лат. - повторение) (биологическая), повторение признаков далёких предков в онтогенезе современных организмов. Принцип Р. впервые сформулирован в 1859 в теории Ч. Дарвина.
|
Американский психолог С. Холл (1846-1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Им выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др.
Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.