Введение. Понятие качества.
Понятие качество введено 2500 лет назад Аристотелем, который давал три его трактовки:
1. Качество – это существенная определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом (качество как философская категория).
2. Качество – это один из существенных признаков, свойств и особенностей, характеризующих данный объект (качество как свойство продукции, например масса, цвет).
Свойство согласно ГОСТ 15467-79 – это объективная особенность продукции, которая может проявляться при её создании, эксплуатации и потреблении.
3. Качество – это совокупность свойств объекта, проявляющихся в процессе его использования по назначению.
Определения качества, которые давали учёные:
§ В. Шухарт, 1931 г.: «Качество имеет два аспекта, во-первых, это объективные физические характеристики (свойства), а во-вторых, субъект – аспект насколько вещь хороша»
§ К. Ишикава, 1950 г.: «Качество – это свойство, реально удовлетворяющее потребителей»
§ Д. Джуран, 1979 г.: «Есть два аспекта качества: пригодность для использования и степень удовлетворенности потребителей»
Определение качества в стандартах:
§ ГОСТ 15467 – 79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения»
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определенным требованиям в соответствии с её назначением.
§ ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь»
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.
§ ИСО 9000:2000 «СМК. Основные принципы и словарь»
|
Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.
На данном этапе развития управления качеством продукции вводят понятие качество жизни.
ВЫВОД: качество существует необъективно, а лишь с позиции некоторого лица, называемого потребителем.
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КВАЛИМЕТРИИ В НАШЕЙ СТРАНЕ И ЗАРУБЕЖОМ.
КВАЛИМЕТРИЯ - научная дисциплина, изучающая методологию и проблематику количественного оценивания качества объектов любой природы.
(«квали» - какой, какого качества? (лат.) + «метрио» - мерить, измерять (греч.) = квалиметрия – измерение качества)
Первый случай оценки качества относится к XV веку до н.э.: гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком соответствия качеству продукции.
Первый экспертный метод оценки качества – дегустация вин.
В средние века с развитием экономики появилась наука товароведение. В 2549 году открыта первая кафедра товароведения в Италии в Падуанском университете.
XIX - XX века в Европе и США стали использовать методы оценки качества с помощью баллов - бальная система оценки качества продукции.
В России кораблестроитель академик А. М. Крылов впервые обосновал и применил аналитические методы оценки качества. Во время русско-японской войны (1904-1905 г. г.) с помощью специальных коэффициентов учитывались свойства корабля, исходя из этого, Крылов предложил оценку качества проектов их строительства.
В 20-е годы стали появляться экспертные методики оценивания качества. Для некоторых товаров широкого потребления были разработаны сравнительные коэффициенты качества, которые носили нормативный характер. Появляются первые методики оценивания качества (МОК пищевых продуктов)).
|
В 40-50-е появляется новая отрасль математики – исследование операций, которая базируется на теории множеств. В 50-60-е – теория надёжности, важнейшая составляющая качества. Так же развивались метрология, эргономика, психология.
1967 г. – в Москве на неофициальном симпозиуме объявлено о рождении квалиметрии как науки управление качеством. Через год в журнале «Стандарты и качество» вышла статья, которая открывала квалиметрию широкому кругу читателей, развернулась дискуссия о том, какой должна быть квалиметрия.
1971 г. – на 15 Международной Конференции Европейских организаций по контролю Качества (ЕОКК) одна из секций была посвящена квалиметрии.
1972 г. – первая всесоюзная конференция по квалиметрии в Талине.
1979 г. – термин квалиметрия стал стандартизован в ГОСТ 15467 – 79.
ТРИ ВЕТВИ КВАЛИМЕТРИИ:
1. теоретическая разрабатывает общие теоретические проблемы, систему понятий, теорию оценивания, аксиомы и правила, теорию квалиметрических шкал;
2. специальная рассматривает модели и алгоритмы оценки, а так же точность, достоверность оценок:
· Экспертная квалиметрия,
· Квалиметрия-таксономия (теория классификации и систематизации сложных объектов, имеющих иерархическое строение),
· Вероятностно-статическая квалиметрия,
· Индексная квалиметрия,
3. прикладная разрабатывает прикладные методики оценивания качества различных объектов.
По предметам оценивания квалиметрия подразделяется на (виды прикладной квалиметрии):
|
-продукции;
-труда и деятельности;
-решений и проектов;
-процессов (СМК);
-персонала;
-спроса;
-информации.
Квалиметрия использует аппарат других наук: метрологии, экспериментальной психологии, прикладной матемтики.
Прикладные разделы квалиметрии связаны с техническими науками (например, дозиметрия).
Области применения квалиметрии:
Квалиметрия применяется для решения следующих задач:
1. оптимизация конструирования изделия
2. совершенствование технологического процесса
3. повышение надёжности и конкурентоспособности продукции
4. актуализация нормативных документов
5. оптимизация процедуры сертификации
6. повышение объективности тендеров
7. оценка и отбор кандидатов при приёме на работу, продвижение по службе и т.д.
8. разработка требований к качеству процессов и их оценка.
ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ КВАЛИМЕТРИИ
1. Расширение сферы применения.
2. Углубление анализа.
3. Совершенствование технологии оценивания качества.