Самостоятельная работа аспирантов выполняется по заданию преподавателя индивидуально и без его непосредственного участия. Целью самостоятельной работы аспирантов является самостоятельное выполнение практической работы, систематизация и закрепление полученных знаний и практических умений, углубление и расширение знаний, приобретение навыков самостоятельной работы с литературой, развитие способностей к самосовершенствованию.
Используются виды самостоятельной работы аспиранта: в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах, на рабочих местах с доступом к нтернет-ресурсам, в домашних условиях. Аспиранты имеют возможность получать консультации у преподавателя.
Самостоятельная работа подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим основную и дополнительную учебную и научную литературу, а также конспекты лекций.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины помогает обучающемуся организовать самостоятельное изучение разделов дисциплины и к которому аспирант имеет доступ, приведено в разделе 10 данной программы.
Аспиранты могут выполнять необходимую при изучении дисциплины самостоятельную работу в читальных залах ГПНТБ СО РАН, в читальном зале библиотеки ИГД СО РАН, в учебных кабинетах, на рабочих местах и на дополнительно оборудованных стационарных местах с выходом в Интернет, а также в домашних условиях.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию | Наименование оценочного средства |
Раздел 1 Общие положения | ОПК-1, ПК-1, ПК-2 | устный опрос | |
Раздел 2 Основы экспериментальных исследований и проектирования пневмо- и гидроударных машин для горной промышленности | ОПК-1, ПК-1, ПК-2 | собеседование, устный опрос | |
Раздел 3 Определение основных параметров пневмо- и гидроударных машин для горной промышленности | ОПК-1, ПК-1, ПК-2 | собеседование, устный опрос | |
Раздел 4 Повышение эффективности передачи энергии удара породному массиву и ресурса пневмо- и гидроударных машин для горной промышленности | ОПК-1, ПК-1, ПК-2 | собеседование, устный опрос |
Типовые контрольные задания или иные материалы
Текущий контроль.
Текущий контроль качества усвоения лекционного материала и разделов для самостоятельной работы включает оценку ответов на вопросы при устном собеседовании, организованном либо в ходе лекций, либо по окончании изучения раздела.
Специальных вопросов или тестовых заданий при этом не предусматривается.
Промежуточная аттестация.
По окончании курса изучения дисциплины аспирант сдает экзамен.
Вопросы к экзамену.
1. История развития. Конструктивные схемы, классификации и практическое применение пневмо- и гидроударных машин в горном деле.
2. Способы воздухораспределения и воздухораспределительные устройства пневмоударных машин. Конструктивные схемы. Сравнительные характеристики.
3. Способы управления движением ударника в гидроударных машинах. Основные конструктивные схемы для их реализации в гидромолотах. Их особенности и сравнительные характеристики.
4. Развитие методов расчета пневмоударных и гидроударных машин. Их краткая сравнительная характристика.
5. Теорема Б.В. Суднишникова. Особенности её применения для расчёта конструктивных и динамических параметров пневмоударных и гидроударных машин.
6. Развитие методов математического моделирования автоколебательных пневмо- и гидроударных систем.
7. Математические модели автоколебательных гидроударных систем объемного типа одностороннего и двухстороннего действия.
8. Методы физического моделирования пневмо- и гидроударных машин.
9 Определение параметров машин с использованием методов теории планирования эксперимента.
10. Безразмерные параметры задачи, динамические критерии подобия и интегральные выходные характеристики
11. Экспериментальные методы исследования рабочего цикла пневмо- и гидроударных машин. Диаграммы рабочего процесса.
12. Выбор оборудования для регистрации диаграммы рабочего процесса и методы их обработки.
13. Методы снижения параметров вибрации ручных пневматических машин ударного действия изменением рабочего цикла, динамическим уравновешиванием и виброизоляцией. Их особенности и сравнительные характеристики.
14. Источники шума. Методы снижения шумовых характеристик.
15. Доводка пневмо- и гидроударных машин действия. Подготовка машин к доводке. Методика получения стабильного режима работы.
16. Методы экспериментальное исследование напряженного состояния деталей ударных машин. конструктивных, режимных, технологических требований к ним. Оценка влияния конструктивных, режимных, технологических параметров машин на ресурс деталей.
17. Особенности работы пневмоударных машин в условиях противодавления. Определение длины шламотранспортной магистрали для удаления разрушенной при бурении породы.
18. Стенды, приборы и оборудование для определения динамических параметров пневмо- и гидроударных машин.
19. Теория подобия и размерностей. Анализ результатов экспериментов и прогнозирование технических характеристик пневмо- и гидроударных машин.
20. Расчетные модели удара. Особенности передачи энергии удара рабочему органу машин.
21. Методики оценки ресурса. Резервы повышения предударной скорости в машинах ударного действия.
22. | Элементы конструкции пневмоударника для шламо и виброзащиты |
Возможности использования в работе пневмоударников энергоносителя повышенного давления | |
Создание пневмоударников для работы на повышенном давлении энергоносителя | |
Станки для бурения анкерных и технологических шпуров и скажин в угольных шахтах | |
Перспективы создания техники для комбинированного вращательно-ударного способа бурения шпуров | |
Создание средств проходки прямолинейно направленных скважин | |
Создание и внедрение в производство мощных погружных пневмоударников | |
Современные мощные погружные пневмоударники | |
Разработка оборудования для проходки скважин увеличенного диаметра. | |
Совершенствование схем и конструкций погружных пневмоударных расширителей скважин | |
Анализ дефектов элементов конструкции погружных пневмоударников | |
Повышение энергетических параметров погружных пневмоударников | |
Пневмоударный расширитель скважин | |
Развитие теории и совершенствование схем и конструкций погружных пневмоударных расширителей скважин | |
Моделирование динамического взаимодействия соударяющихся деталей импульсных машин | |
Методики оценки ресурса при ударно-циклическом нагружении | |
Конструктивное совершенствование деталей на базе оценок напряженно-деформированного состояния и ресурса | |
Расчетные модели удара. Класическая модель удара. Волновые модели удара. Теория Герца | |
Долговечность деталей машин, анализ бойков различной формы | |
Напряжения, действующих в бойке погружных пневмоударников | |
Оценка ресурса детали при напряжениях переменных во времени | |
Методика оценки ресурса при ударно-циклическом нагружении | |
Экспериментальное исследование напряженного состояния деталей ударных машин. | |
Обоснование конструктивных, режимных, технологических требований к буровому оборудованию и инструменту для угольных шахт. | |
Составные бойки в машинах ударного действия | |
Резервы повышения предударной скорости в пневматических машинах ударного действия | |
Анализ методов расчета систем соударения «боек - инструмент» и «инструмент - среда» | |
Модели продольного удара стержней как абсолютно твердых тел Модель Релея для описания продольного удара стержней Волновая модель продольного удара сосредоточенной массы по стержню, взаимодействующему с абсолютно жесткой преградой (модель продольного удара Сен-Венана) Волновая модель продольного удара по стержню с разнородными участками | |
Классификация способов бурения |
Критерии оценивания
Оценка «отлично» выставляется аспиранту, показавшему всесторонние, систематизированные, глубокие знания учебной программы дисциплины и умение уверенно применять их на практике при решении конкретных задач, свободное и правильное обоснование принятых решений.
Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, умеет применять полученные знания на практике, но допускает в ответе или в решении задач некоторые неточности.
Оценка «удовлетворительно» выставляется аспиранту, показавшему фрагментарный, разрозненный характер знаний, недостаточно правильные формулировки базовых понятий, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, но при этом он владеет основными разделами учебной программы, необходимыми для дальнейшего обучения и может применять полученные знания по образцу в стандартной ситуации.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает большей части основного содержания учебной программы дисциплины, допускает грубые ошибки в формулировках основных понятий дисциплины и не умеет использовать полученные знания при решении типовых практических задач.