МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.И.МЕЧНИКОВА
ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА Физической и коллоидной химии
Научная дисциплина Коллоидная химия нефти и нефтепродуктов
РЕФЕРАТ
Нефтяные масла. Состав, классификация,
Стандартизация, области применения.
Присадки к маслам
Студенток IV курса
Дневной формы обучения
Кардаш А. С., Каражековой Е. Д.,
Голубчик К.О., Трощ О. В.
Проверил преподаватель
Тымчук А.Ф.
Подпись _______________
«__ » _____________ 20 _12_ г.
Оценка _______________
Одесса 2012_ г.
ПЛАН
1. Нефтяные масла. Их классификация:
а) по способу производства
б)по областям применения
2. Буквенное обозначение нефтяных масел.
3. Присадки к маслам, их свойства и применение.
НЕФТЯНЫЕ МАСЛА. ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Масла нефтяные, смеси высокомолекулярных углеводородов, получаемые из нефти и применяемые в основном в качестве смазочных материалов. Масла нефтяные используются также как гидравлические и смазочно-охлаждающие жидкости, электроизоляционные среды, поверхностно-активные вещества, смягчители, компоненты пластичных смазок, лекарственных препаратов и др. Существует две основные системы классификации нефтяных масел: по способу их производства и по областям применения. По способу производства их делят на: дистиллятные, получаемые вакуумной перегонкой мазутов; остаточные, получаемые из деасфальтизированных масляных гудронов, и компаундированные - подобранные по вязкости и другим показателям смеси дистиллятных и остаточных масел.
Современные процессы производства (включающие вакуумную перегонку, деасфальтизацию, селективную очистку, депарафинизацию, контактную или гидродоочистку) обеспечивают достаточно полное извлечение масляных фракций из нефти, необходимую их очистку и требуемые физико-химические свойства; при этом качество масел зависит от химического состава и свойств исходной нефти. Перспективные, каталитические процессы получения масел (гидрокрекинг, гидроизомеризация, алкилирование, полимеризация и другие) позволяют получать масла заданных химического состава и свойств, с более высоким выходом из перерабатываемого сырья.
|
По областям применения нефтяные масла разделяются на моторные масла, реактивные масла, трансмиссионные масла, индустриальные масла, цилиндровые масла (для паровых машин), электроизоляционные масла, технологические масла и так называемые белые масла, используемые в медицине и парфюмерии. Первые 5 из перечисленных групп относятся к смазочным маслам, остальные - к несмазочным маслам.
Для каждого вида масел разработан и строго нормируется стандартами перечень физико-химических свойств, зависящий от условий использования. Существует, однако, ряд характеристик, относящихся практически ко всем нефтяным маслам. Это прежде всего вязкость (или внутреннее трение), измеряемая обычно при температурах 50 и 100 °С. Диапазон колебания вязкостей товарных масел очень велик - от 2,0 - 2,5 сст (1 сст = 10-6 м2/сек) при 100 °С у лёгких индустриальных масел до 60 - 70 сст у тяжёлых цилиндровых. Для масел, используемых в арктических условиях («северные масла»), вязкость определяется также и при отрицательных температурах, -40 °С и ниже; важным показателем для них является так называемый индекс вязкости, характеризующий температурную зависимость вязкости. Температура застывания Масла нефтяные может быть от 17 °С у тяжёлых цилиндровых до минус 45-60 °С у некоторых моторных и индустриальных. Эту характеристику следует учитывать при выборе условий транспортировки, хранения и использования смазочных продуктов. Допустимый высокотемпературный предел использования нефтяных масел косвенно характеризуется температурой вспышки. Важный показатель для нефтяных масел - фракционный состав, однако для подавляющего большинства нефтяных масел, в том числе моторных, он техническими стандартами не нормируется. Основным показателем электроизоляционных масел являются высокие диэлектрические свойства, характеризуемые прежде всего тангенсом угла диэлектрических потерь.
|
Большинство нефтяных масел должны обладать также малой зольностью, высокой стойкостью к окислению. Эти показатели связаны с противоизносными, антинагарными и коррозионными свойствами масел.
Для использования в современных двигателях и машинах с высокими скоростями, нагрузками и температурами масла нефтяные необходимо легировать различными добавками, присадками, улучшающими эксплуатационные качества масел (понижающими температуру застывания, повышающими противоизносные и диспергирующие свойства и так далее). Практически все товарные масла содержат присадки или их композиции в количестве от 0,5-1,0 до 25 % и более.
В ряде случаев вместо масла нефтяные используются синтетические масла, имеющие более высокие технические характеристики.