Кризисные периоды пребывания во временном детском коллективе
Лагерная жизнь такова, что, независимо от ваших усилий, через какое-то время для иных ребят наступают кризисные периоды пребывания во временном детском коллективе.
Первый — «пик трудности » — приходится на 3–4-й день пребывания и выражается в конфликтности ребёнка. Не обостряйте эту ситуацию: постарайтесь быть с ним мягче, внимательнее.
Второй — «пик привыкания » — наступает на 13–14-й день. Детям уже ничто неинтересно, они проявляют равнодушие к занятиям, к поручениям. При планировании учтите это и на эти дни наметьте наиболее интересные дела.
Третий — «пик усталости » — наступает перед концом смены. Многие ребята устают жить в большом и шумном коллективе. Это время может нести повышенную конфликтность. Совет здесь один — больше игр, спортивных соревнований, там, где возможно, — плавание.
К концу смены устают не только дети, но и вожатые, особенно если это в последние дни смены. Поэтому советуем вам в конфликтных ситуациях обратиться за помощью к коллегам: кратко обсудите ситуацию, распределите роли. Коллеги дополнят ваши действия, играя поддерживающую роль. В ситуациях, угрожающих безопасности воспитанников, безопасность получает приоритет. Очень важно вовремя обратиться за помощью в подобной ситуации либо к коллегам, либо даже к ребятам. Если, например, во время драки в отряде присутствуют и другие воспитанники, попросите того, кто обладает авторитетом, помочь вам утихомирить драчунов.
Снижают напряжение звуки голоса, тон, визуальный контакт. Кроме того, что голос может звучать громко или тихо — как сигнал к спокойствию, существенную роль при разговоре играет ещё и разница в тоне и скорости речи. Когда голос понижается, коммуникация становится менее категоричной. Педагоги, заканчивая свою просьбу, распоряжение «весомой точкой», дают понять, что они считают их исполнение само собой разумеющимся.
|
Движения воспитателей должны быть предсказуемыми, точно рассчитанными. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов. В конфликтных ситуациях возникает естественная потребность быстрее передвигаться, резче и быстрее говорить. Но спокойствие легче установить нарочито замедленным темпом речи и движений. Существуют определённые движения, легко вызывающие беспокойство и обратную реакцию, к примеру, поднятая кверху или вытянутая вперёд рука.
Все подростки испытывают потребность в физическом контакте. Но они хотят контактов в разных ситуациях по-разному. Определить, какие формы физического контакта приемлемы, а какие — нет, поможет педагогическая интуиция, да и сама ситуация.
При кризисной ситуации естественным будет сдержанность в физических контактах.
Если вы станете свидетелем неадекватного поведения подростка или группы их, знайте, что лучший способ остановить такое поведение — не говорить длинные предложения, не повышать голос, ваше поведение в этой ситуации должно быть максимально спокойным, движения замедленными, жестикуляция сведена к минимуму.
Дальше следуют этапы короткого наставления: вступите в контакт с подростком, назовите адекватное поведение в данной ситуации. Скажите подростку что-то положительное, хотя бы о том, чем он занимается или занимался, упомяните что-нибудь нейтральное. Во время инцидентов и кризисов вступление в контакт, как правило, затруднено. В таком случае лучше всего обозначить своё чувство. Например: «Мне показалось, что ты на что-то сердишься?», при этом лучше использовать невербальные сигналы, снижающие напряжение; не отвлекаться от темы, косвенно подсказывая подростку следующий шаг его действий.
|
Процессы воспитания (методы воспитательного воздействия, как формирование сознания личности ребенка на смене в лагере)
Вожатый в своей работе с детьми использует различные методы воспитательного воздействия на детей. Методы воспитательной работы будут действенны, если их применять в системе. К числу ведущих методов воспитательной работы относятся:
Метод убеждения
предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную информацию, ребята воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая полученную информацию, они или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения как метод воспитательного процесса реализуется через различные формы, в частности, часто используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.
Метод убеждения эффективен также при проведении дискуссий.
Метод упражнения
род такого воздействия обеспечивает реальное практическое действие ребенка. Оно воплощает его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.
|
Метод упражнения реализуется следующим образом: примером вожатого-юноши, когда он встает при входе в комнату воспитателя-женщины, вожатой-девушки, просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например: «Пожалуйста, отнеси роектор в младший корпус»), просьбой что-либо перепроверить, переделать (например: «Я вас прошу вернуться в отряд и проверить, остался ли кто-нибудь там, позабыв про обед»), приказом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности (подготовкой танца, номера художественной самодея-ти (например: «Протяните, юноши руку девушке – вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться»), специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, занятее по этикету), традиционным использованием некоторых правил поведения (например, КТД считается завершенным только при обмене вожатого и детей благодарностью за общение и работу: «Спасибо» - «Спасибо»), приказ к действию в особых случаях (экстремальные ситуации, оскорбление) (например, прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к опасному предмету).
Метод оценки
имеет две разновидности: открытая педагогическая оценка, скрытая педагогическая оценка.
К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, т.к. рассчитана на субъективную самостоятельность.
Виды открытой оценки по мере усиления воздействия: назовем положительную оценку – поощрение, отрицательную оценку – наказание.
Поощрение:
одобрение вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово «хорошо»), похвала, раскрывающая основание оценки (например: «Замечательно! Теперь всем будет комфортно..»), материальным предметом, который создаст протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка символ, лакомство), благодарность – персональным либо коллективным признанием значимости сделанного ребенком, когда ребята благодарят за помощь, оказание которой привело к победе в игре, присвоением звания – признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда, когда ребенок проявил смелость, самопожертвование, бескорыстие, осмотрительность,
Наказание:
неодобрение, замечание, выговор, исключение из системы общения либо из группы. Выражения скрытой педагогической оценки: оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных с жизненным явлением (например: «Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой девочки»), оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: «Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно же, стыдно?..»), естественное последствие как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил себя ребенок (например: «Разлил? – Неси тряпку!» или «Не сделал? Значит, надо сделать!»), возложение оценочных полномочий на ребенка (например, «Что ты скажешь? Как ты расцениваешь свои действия?»), оттянутая во времени оценка (например: «Я потрясен, поговорим, когда приду в себя…») и др.
Метод рассказа
используется преимущественно в младших и средних отрядах
это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание
воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, формирует у них положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение
Метод объяснения
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т. п.), применяется метод объяснения
Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснения сочетаются с наблюдением учащихся, с вопросами вожатого к детям и детей к вожатому и могут перерасти в беседу
Метод этической беседы
это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников
Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества
Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы
Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений
Метод разъяснения
Прибегают, когда воспитаннику необходимо что-то разъяснить, сообщить о новых нравственных нормах, так или иначе повлиять на его сознание и чувства
Применяется для формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения, а также для выработки правильного отношения к определенному поступку, который уже совершен
Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность
Метод поручения
как метод воспитательного воздействия может быть адресовано как конкретному ребенку, так и целому отряду. В работе отрядов широко используют такие поручения (вспоминаем ЧТП)
поручение должно обладать общественной ценностью. Воспитательное воздействие поручений зависит и от заинтересованности детей разного возраста и пола в выполнении поручения. Чтобы поручение воспитывало, вожатому необходимо знать интересы и склонности своих воспитанников, особенности их характеров, уровень воспитанности и т.д.
Вожатому также следует помнить, что поручение должно соответствовать особенностям возраста, быть посильным и в то же время, предоставлять возможность преодолевать трудности, проявлять волю, настойчивость, упорство, инициативу
Эффективность поручений зависит от контроля за их выполнением. Контроль должен предполагать и своевременный совет, и подсказку, а иногда и требовательный разговор с теми, кто тормозит работу, безответственно относится к поручению
Метод внушения
используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Оно воздействует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, и характеризуется тем, что школьник некритично воспринимает педагогическое воздействие
Внушение усиливает действие других методов воспитания. Внушать – значит влиять на чувства, а через них – на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний
Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая себе вопрос: «Что сказали бы мне в этой ситуации учитель или родители?»
Метод игрой
Для вожатого игра — самый удобный, приятный, хотя одновременно и нелегкий, метод воздействия на детей
Воспитательная эффективность игры достигается в том случае, когда вожатый заботится об идейном содержании игр, учитывает возрастные особенности детей, сам организует игру