Нижегородского кинематографа (1896 – 1963)




Т. В. Кучерова,

заместитель директора по основной деятельности,

МКУК «Центральная городская библиотека им. В.И. Ленина»

 

 

Страницы истории

Нижегородского кинематографа (1896 – 1963)

Публикация подготовлена по итогам совместного проекта «Нижегородский кинематограф: год, век, эпоха» МКУК «Центральная городская библиотека им. В.И. Ленина» и МКУ «Архив города Нижнего Новгорода», реализованного в 2016 году в рамках Года российского кино.

2016 год был ознаменован юбилеем двух событий, непосредственно связанных друг с другом: 120-летием XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде и первых на нижегородской земле киносеансов, проведенных в ее рамках в кафе-паризьен Шарля Омона на ярмарке. Среди зрителей был корреспондент газет «Одесские новости» и «Нижегородский листок» Алексей Пешков, будущий всемирно известный писатель Максим Горький. В своих репортажах он оценил значение синематографа как научного достижения и нового вида искусства, «демонстрирующих энергию и пытливость человеческого ума»[1].

История сохранила для нас и имя первого кинодокументалиста, заснявшего на пленку посетителей Нижегородской ярмарки в августе следующего, 1897 года, – физика-оптика Карла-Оскара Краузе, который тогда же продемонстрировал свое творение в кинематографе Месстера в помещении цирка Никитиных на ярмарке. Одновременно «синема» впервые заработало и в центре Нижнего Новгорода – в доме Полуярославцевой на Большой Покровской улице и в помещении нового городского театра[2].

Предприимчивые дельцы включали «живую фотографию» в программы театров-варьете, цирков, ярмарочных балаганов или арендовали под проведение сеансов театральные залы, учебные аудитории, торговые помещения. О репертуаре проката можно судить по рекламе и фотографиям начала ХХ века. Например, на одном из снимков М. П. Дмитриева запечатлен павильон на Самокатной площади Нижегородской ярмарки, пестрящий афишами фильмов на все вкусы: здесь и вестерны про ковбоев и индейцев, и «новинка из Парижа» – картина «Нана» для взрослых, и сюжеты о русско-японской войне, а также «Война и мир» и «Тайны доктора Фауста»[3].

Одновременно в Нижнем Новгороде появились и первые стационарные «электротеатры»: «Патеграф» Зуля в доме Н. Х. Курепина у Мытного рынка[4], «Бразильский» купца Сметанкина на ул. Осыпной и другие (их перечень дан в Приложении.)

Наряду с коммерческим параллельно возник и получил развитие кинематограф, ставящий перед собой научно-просветительные и образовательные цели. Одна из инициатив исходила от Постоянной комиссии по техническому образованию Императорского Русского технического общества, которая еще в 1897 – 1898 учебном году устроила в Петербурге ряд киносеансов в пользу школ. Этому примеру последовали и другие города страны – Москва, Одесса, Баку, Екатеринослав… Для организации просветительных сеансов либо арендовались киноаппарат и картины, либо заключалась договоренность с владельцем кинематографа об устройстве специального сеанса. Приобрести собственную киноаппаратуру учебные заведения почти не имели возможности из-за ее дороговизны и сложности обслуживания[5].

К 1911 году кинематограф сделался обычным явлением повседневной жизни. Предприниматели, завладевшие изобретением с первых лет его появления, рассматривали его в качестве занятной игрушки, способной приносить большую прибыль. Именно этим фактом объясняется мнение императора Николая II, высказанное им в 1913 году: «Я считаю, что кинематография – пустое, никому не нужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством. Все это вздор, и никакого значения таким пустякам придавать не следует»[6].

Однако параллельно возникал и постепенно получал развитие кинематограф, ставящий перед собой научно-просветительные и образовательные цели. Одна из первых инициатив исходила от Постоянной комиссии по техническому образованию Императорского Русского технического общества, которая еще в 1897 – 1898 учебном году устроила в Соляном городке[7] систематический ряд кинематографических сеансов в пользу школ. Некоторые ленты сопровождались лекциями В. И. Срезневского[8] и Я. И. Ковальского[9] об устройстве «живой фотографии». Этому примеру последовали и другие города страны – Москва, Одесса, Баку, Екатеринослав…

Для организации просветительных сеансов либо арендовались киноаппарат и картины, либо заключалась договоренность с владельцем кинематографа об устройстве специального сеанса. Например, в газете «Пензенский городской вестник» говорилось: «Нужно использовать их [кинокартины]... как хорошее воспитательное средство. Следовало бы войти в соглашение с содержателями кинематографов и предложить им, при условии взаимной денежной компенсации или обязательного посещения известного дня известным учебным заведениям, обзавестись картинами исторического, бытового и описательного содержания, по естествознанию, минералогии и т.д. Тогда и кинематограф, входящий в наши дни в повседневное употребление, в деле нравственного оздоровления сыграл бы очень благодарную роль...»[10].

Приобрести собственную киноаппаратуру учебные заведения почти не имели возможности из-за ее дороговизны и сложности обслуживания. В этом плане уникальный пример являет «Просветительный кинематограф» в Нижнем Новгороде, возникший под эгидой секции гигиены воспитания и образования при Нижегородском отделении Русского общества охранения народного здравия. Инициатива создания «Просветительного кинематографа» исходила от врача, общественного деятеля и организатора медицины Николая Алексеевича Грацианова, бессменного председателя секции с 1900 по 1913 год[11]. При обсуждении данной идеи летом 1911 года товарищ председателя секции Н. М. Романов[12] сообщил о намерении руководства Нижегородского графа А. А. Аракчеева кадетского корпуса приобрести в наступающем учебном году проекционный кинематографический аппарат. Он узнал об этом, будучи включен в комиссию по закупке аппарата в качестве специалиста-товароведа. Н. А. Грацианов решил воспользоваться этим обстоятельством и попросил учесть на заседаниях комиссии интересы секции, так как совместными усилиями можно было значительно уменьшить затраты на приобретение оборудования и кинолент.

Кадетским корпусом был приобретен кинопроектор производства английской фирмы Камма (Лондон). Для проведения киносеансов было решено приспособить зал Нижегородского коммерческого училища, на что дали согласие его директор статский советник Василий Иванович Алексеев и члены Попечительского совета. Таким образом, «Просветительный кинематограф» в нашем городе был создан на базе двух учебных заведений – Нижегородского графа А. А. Аракчеева кадетского корпуса и Нижегородского коммерческого училища. Следует отметить деятельность последнего директора корпуса Л. П. Войшин-Мурдас-Жилинского в деле культурно-нравственного воспитания кадет. Опытный военный, вероятно единственный из директоров кадетских корпусов, имевший чин генерал-лейтенанта Генерального штаба, он много сделал для приобщения своих воспитанников к культуре и искусству. Достаточно отметить, что в корпусе было два музыкальных оркестра – струнный и духовой[13].

Первоначально вся практическая сторона руководства «Просветительным кинематографом» легла на С. Н. Малинина, имевшего опыт подобной деятельности в Васильском уезде Нижегородской губернии, но вскоре на посту председателя кинематографической организации его сменил Н. М. Романов. Была организована подписка специализированных журналов – «Сине-фото», «Вестник кинематографии», «Наша неделя», «Der Кinematographe» и «Сinema Revue».

Об истории создания и собственно работе «Просветительного кинематографа» можно узнать из его отчетов. В фонде ЦГБ им. В.И. Ленина их сохранились два – за 1912 и 1914 годы, еще один (за 1913 год) хранится в фонде Российской государственной библиотеки (Москва) и доступен в открытом доступе на сайте РГБ. Попытки отыскать отчеты «Нижегородского Просветительного кинематографа» за другие годы не дали положительного результата.

Деятельность Нижегородского «Просветительного кинематографа» началась 8 декабря 1912 года с двух сеансов фильма «В стране снежных гор» о Швейцарии в сопровождении комментариев А.А. Костромина[14]. Продолжительность сеансов составила 1 час 40 минут, контингент посетителей – учащаяся молодежь.

Газеты «Волгарь» и «Нижегородский листок» откликнулись на это событие серией статей, в которых отмечалось, что инициативной группе нижегородской интеллигенции пришлось преодолеть много препятствий, как по устройству помещения, так и по приобретению картин, затратив на эти цели 4500 рублей[15], и что усилия не пропали даром: «Секция… делает первую в России попытку организовать показы научных кинематографических картин на прочных основаниях и приспособить, таким образом, кинематограф, это изобретение человеческого гения, размеры влияния которого на жизнь будут, без всякого сомнения, огромны, к целям распространения просвещения»[16].

Самой большой проблемой стало приобретение кинолент. Приходилось их выписывать из-за границы, даже из Америки, порой по частям, затем подбирать и вырезать фрагменты картин по содержанию. Это был весьма трудоемкий процесс, но в итоге в распоряжении секции оказалась неплохая подборка по курсу географии, истории, анатомии, физиологии и других дисциплин.

15 и 16 декабря 1912 года были проведены сеансы по теме «Море», также с пояснениями А. А. Костромина. На декабрь 1912-го и весь 1913 год была определена следующая тематика сеансов: пять тем по гигиене личной и общественной жизни; пять детских программ; пять тем по отечественной литературе и истории; пять тем по географии России; пять тем по географии Европы; пять тем по географии других континентов; пять тем по естествознанию. Далее приводятся подробные сведения о названии и содержании кинокартин, планы сеансов и список учебных кинолент.

В отчете за 1913 год подробно рассказывается, каким образом улучшалась техническая сторона показов фильмов и приводятся интересные сведения. Например, секция гигиены воспитания и образования впервые выступила с пропагандой сельскохозяйственных знаний и пригласила в качестве лектора губернского инструктора пчеловодства Н. Д. Ламонова. Эта же лекция была продублирована для крестьян, занятых в данной отрасли хозяйства, а просветительная инициатива получила одобрение и материальную поддержку Нижегородского губернского земского собрания. В том же году секция получила субсидию от Министерства народного просвещения на приобретение кинолент. Деятельность «Нижегородского Просветительного кинематографа» привлекла внимание не только местной прессы, но и всех кинематографических журналов и центральной газеты «Русские ведомости». Исходя из этих отзывов, Н. М. Романов отмечал: «…наш кинематограф по характеру своей организации и по успеху дела представляется явлением исключительным в России, вот почему в осеннем семестре к нам поступило так много запросов из разных городов России…»[17]

В 1914 году после начала Первой мировой войны здание Нижегородского коммерческого училища было передано под военные нужды, и учебное заведение временно было размещено в доме Д. В. Сироткина на Верхневолжской набережной. Сеансы «Просветительного кинематографа» проводились как в новом помещении училища, так и в Коммерческом клубе на Грузинской улице. На организацию работы наложили отпечаток условия и потребности военного времени: лентами снабжались лазареты для раненых, отдельные сеансы были организованы для детей из Кутайсовского приюта, в программу показов были включены военные темы. Всего в 1914 году было выполнено 18 программ, из них девять по географии, четыре детских, две по гигиене, две военных, одна по естествознанию. При этом показы фильмов сопровождались чтениями не только нижегородских, но и приезжих лекторов, например, московского путешественника, магистранта (так в документе. – Авт.) географии С. Г. Григорьева. Он прочитал цикл лекций «Неделя в Каире» и «Две недели на Ледовитом океане», основываясь на собственных впечатлениях о поездках в Египет и Арктику. В отчете даются подробные сведения по тематике и посещаемости кинопоказов, а содержание учебных лент раскрывается настолько подробно, что эти тексты можно использовать в качестве методико-дидактического пособия для учителей.

Осенью 1914 года большой популярностью у зрителей пользовались сеансы военной тематики. Вот как описывает сеансы на тему «Картины военной жизни» корреспондент газеты «Волгарь»: «Вчера в зале Коммерческого училища в кинематографе Секции гигиены воспитания и образования демонстрировались картины маневров бельгийской и французской армий, стрельба из пулеметов, джигитовка и другое. /…/ Очень хорошо справлялся со своей работой преподаватель кадетского корпуса С. Л. Федоров, дававший объяснения тому, что происходило на экране. Он подробно описывал порядок действий в мирное время и на войне войск всех родов оружия. Публики, особенно молодежи, было полно на каждом сеансе»[18] .

В ноябре проходили сеансы по теме «Воздухоплавание», в ходе которых рассказывалось и о полетах геройски погибшего поручика Петра Нестерова, уроженца Нижнего Новгорода. Комментировал их пилот управляемых аэростатов штабс-капитан Л. П. Иванов[19].

В течение года лентами секции пользовался целый ряд учебных заведений и просветительских организаций в Нижнем Новгороде и за его пределами. В связи с этим были разработаны условия транспортировки и демонстрации кинолент, изложенные в 13 пунктах. Прокат был платным: по 1 копейке за метр кинопленки за день демонстрации независимо от числа сеансов. Предусматривалась материальная ответственность за порчу или утрату кинолент. С фильмами можно было бесплатно ознакомиться заранее. От прокатчиков требовалось предоставлять афиши и отчеты о посещаемости сеансов. Кроме того, было организовано консультирование по использованию видеоматериалов, также можно было приобрести методические материалы секции. Среди прокатчиков лент в Нижнем Новгороде помимо кадетского корпуса и коммерческого училища значатся Нижегородская торговая школа имени цесаревича Алексея, Мариинская женская гимназия, Мариинский институт благородных девиц, Александровский дворянский институт, женская гимназия Миловой, Общество разумных развлечений в Канавине, городской лазарет в Молитовке и купец Арсений Марков. В губернии лентами секции пользовались: Второе общественное собрание в Сормове, Общество трезвости Сормовского района, мужская гимназия в селе Павлово, комитет трезвости в селе Лысково. За пределами Нижегородской губернии к услугам кинопроката прибегли следующие организации: Самарское общество народных университетов, Пензенское общество содействия школьному образованию, Пензенский драматический кружок им. В. Г. Белинского, лекционный кружок в Орле, Харьковское общество любителей природы, Научно-художественный кинематограф Воронежа, Научно-просветительный кинематограф при Симбирском областном музее, Педагогическое общество Калуги, Екатеринославское коммерческое училище, Народный дом писчебумажной фабрики Кувшинова в Тверской губернии, Ломоносовская гимназия Архангельска. К сожалению, текст отчета сохранился не полностью и обрывается на сведениях о лицах и учреждениях, обратившихся за методической помощью.

Конечно, «Нижегородский Просветительный кинематограф» не был первым подобным опытом в масштабах страны, но обладал несомненным приоритетом в плане своей организации: во-первых, он был создан на базе именно учебных заведений, а, во-вторых, действовал на регулярной основе и с методическим сопровождением.

После революции 1917 года большинство заслуг, связанных с просветительской функцией кинематографа, включая школьные и детские киносеансы различного характера, постепенную кинофикацию деревни, лекции с киносопровождением, было приписано инициативе большевиков. В действительности же ими были взяты на вооружение идеи прогрессивной части российской интеллигенции, начавшие воплощаться в жизнь в 1910-е годы, в том числе и в Нижнем Новгороде. При этом нельзя не отдать должное прагматизму новой власти: она сразу оценила роль и значение кинематографа именно с точки зрения пропаганды новых идей и воспитания человека новой формации – «советского человека». Достаточно вспомнить хорошо известные слова В. И. Ленина, обращенные к А. В. Луначарскому: «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», которые разительно отличаются от мнения последнего русского императора.

27 августа 1919 года был провозглашен Декрет советской власти о переходе всей фото- и кинематографической промышленности в ведение Наркомата просвещения. В результате, наследником Нижегородского «Просветительного кинематографа» стала киносекция при Нижегородском губернском отделе народного образования (губоно).

24 августа 1920 года в Нижегородской губернии было создано Управление художественными предприятиями губоно, позже реорганизованное в Управление зрелищными предприятиями (УЗП) при отделе политико-просветительной работы губоно (губполитпросвет). Передача кинопроката в ведение политпросвета показывает, что власть весьма серьезно относилась к кино, и в первую очередь – как к политико-просветительскому, идеологическому учреждению. В ведение губполитпросвета были переданы все имевшиеся на тот момент киноустановки (городские кинотеатры и киноустановки в уездах и рабочих поселках, еще не входивших в городскую черту – в Сормове, Молитовке и др.), а также склад кинокартин, прежде принадлежавших «Просветительному кинематографу».

8 июля 1926 года в Нижнем Новгороде было открыто отделение Всероссийского кинематографического акционерного общества «Совкино», созданного по Постановлению СНК РСФСР от 13 июня 1924 года. С момента создания советская государственная фото-кинематографическая организация «Совкино» получила монопольные права на импорт, производство и прокат кинофильмов на всей территории СССР. Поскольку Нижегородское отделение распространяло свою деятельность не только на территории Нижегородской губернии, но и в Нижнем Поволжье и Прикамье, то оно стало именоваться Волжско-Камским отделением. Склад кинокартин находился в здании бывшей домовой церкви Иоанна Богослова при Кутайсовском детском приюте (снесена в 1930 году).

В 1930 году Волжско-Камское отделение «Совкино» было реорганизовано в Нижегородское краевое отделение Всесоюзного государственного кино-фото-объединения («Союзкино»), а в 1932 году – в Горьковскую краевую контору Государственного треста по продвижению фильмов, эксплуатации киносети и строительству кинотеатров «Роскино». Постановлением СНК РСФСР № 1144 от 14 ноября 1933 года «Об организации управления киносетью на территории РСФСР» трест «Роскино» был реорганизован в Управление по кинофикации при СНК РСФСР. На местах на базе упраздняемых контор треста «Роскино» и органов управления киносетью организовывались краевые (областные) тресты по кинофикации. Постановлением Секретариата Горьковского крайисполкома № 293 от 17 декабря 1933 года был создан краевой трест по кинофикации и управлению городской и сельской киносетью «Горькрайкино». Первым управляющим трестом стал бывший руководитель Горьковской конторы «Роскино» П. Н. Гольдблат. На основании приказа треста «Горькрайкино» от 5 января 1935 года было ликвидировано управление городскими кинотеатрами, а кинотеатры города выделены в самостоятельные хозрасчетные единицы, подчиненные непосредственно тресту[20].

О том, какую идеологическую нагрузку несли на себе кинотеатры, свидетельствуют некоторые документы городского архива 1930-х годов: малейшая оплошность грозила сотрудникам не просто выговором или увольнением, но и ночным визитом сотрудников НКВД. В частности, приказ № 116 по кинотеатру «Палас» от 15 августа 1937 года гласит (здесь и далее орфография подлинника): «За хранение запрещенного кино-журнала с кадрами врага народа Ягоды в кинокамере и не предупреждение об этом дирекции театра на предмет изъятия и сдачи этого журнала уполномоченному ГУРК (Главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром. – Авт.), а так-же за не предупреждение замещающего должность старшего к/механ. т. Корелова в период отпуска т. Струве[21], который при сдаче дел умолчал о содержании кадров журнала Волга – Москва, благодаря чего т. Кореловым была допущена демонстрация этого журнала на практике группе курсантов киномехаников звуковиков, старшего киномеханика Струве с работы снять и дело о нем передать в следственные органы...»[22]

Руководство кинопрокатом обязано было исключить любые накладки, халтуру, невнимательность при подготовке к демонстрации и самой демонстрации кинокартин (особенно, если в них фигурировал И. В. Сталин). Так, в преддверии демонстрации художественной кинокартины «Клятва» вышел приказ Управления по делам кинофикации № 33 от 3 августа 1946 года[23], предписывавший директорам кинотеатров «Палас» и «Художественный»:

1. Привести их «в образцовое состояние, тщательно проверить проекционную и звуковую аппаратуру и немедленно устранить обнаруженные дефекты.

2. Обеспечить высококачественную широкую рекламу: а) в печати; б) афиши, летучки; в) по радио (два раза в день), г) художественно оформленные стенды на фасадах кинотеатров, а также у Лыковой дамбы, на площади Минина, у Блиновского садика, у Детского садика.

3. Организовать в «Паласе» художественную выставка отображающую претворение в жизнь Клятвы тов. Сталина, данную им у гроба В. И. Ленина / к созданию выставки привлечь библиотеку им. В. И. Ленина и товарищество «Художник».

4. Организовать прием заявок на коллективное посещение фильма «Клятвы», завести книгу отзывов зрителей.

5. Обсудить на производственных совещаниях работников «Паласа» и «Художественный» мероприятия связанные с выпуском фильма «Клятва».

6. Согласовать с Свердловским райкомом ВКП(б) всю работу связанную с организацией зрителя и массово-политической работой вокруг фильма «Клятва». Начальник городского Управления по делам кинофикации Гельфонд[24]».

Такие же меры принимались и при демонстрациях фильмов, посвященных недавно завершившейся Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Накануне первых показов кинокартин «Повесть о настоящем человеке», «Сталинградская битва» и «Падение Берлина», учитывая «большую идейно-художественную значимость» этих фильмов, работников кинопроката обязали подойти к выпуску фильмов с исключительной ответственностью. Все приуроченные к этому мероприятия, направленные на наибольший охват населения, согласовывались с райкомами партии и комсомола. Афиши и плакаты вывешивались не только рядом с кинотеатрами, но и в витринах магазинов, на трамвайных остановках и в вагонах. В самих кинотеатрах перед сеансами предусматривались «вступительное слово» лекторов, выступления ветеранов войны, а также организация выставок, посвященных фильмам[25].

Очень большая роль отводилась кинотеатрам как просветительским учреждениям широкого профиля. Они вели разнообразную научно-популяризаторскую деятельность: в них устраивались популярные лектории, проводились различные фестивали, встречи не только с деятелями кино, но и, как тогда говорили, со «знатными людьми». В период посевных кампаний кинопередвижками обслуживались труженики села[26]. Организовывались бесплатные киносеансы для отдельных категорий зрителей – красноармейцев, комсомольцев, студентов, детей из детских домов. В фойе играли оркестры, проводились выставки, приуроченные к различным событиям в жизни страны – памятным датам, юбилеям выдающихся деятелей науки, культуры, перед сеансами устраивались лекции по различным темам – от астрономии до физиологии. Все это должно было привлечь, и привлекало, широкие массы трудящихся, что и являлось одной из основных задач кинематографа тех лет. В качестве примера, наглядно иллюстрирующего эту сторону деятельности кинотеатров, можно привести приказ № 7 Управления по делам кинофикации от 17 февраля 1946 года. В нем говорится: «27 февраля исполнится десять лет со дня смерти Великого русского ученого физиолога И. П. Павлова. Приказываю: директору кинотеатра «Рекорд» т. Борякову Е. А. организовать в этот день в театре демонстрацию фильма «Павлов». В фойе к/театра организовать выставку, посвященную жизни и деятельности И. П. Павлова. Перед сеансами провести выступление Горьковских физиологов о Павлове. Начальник городского Управления по делам кинофикации Гельфонд»[27].

Особое внимание уделялось работе с детьми и подростками. В кинотеатрах существовала специальная должность детского организатора и библиотекаря[28]. В период летних каникул «в целях улучшения обслуживания детского зрителя и пропаганды научно-просветительских фильмов» в кинотеатрах города организовывались декады таких фильмов. В частности, приказом № 38 по кинотеатру «Палас» от 24 мая 1947 декада включала в себя следующие темы: «800-летие Москвы», «Наша Советская Родина», «Памятники старины и архитектуры», «Грозные явления в природе», «О происхождении человека», «Астрономия на службе человека». Каждый сеанс предварялся вступительным словом лектора[29]. Может, не так было все и плохо с культурно-просветительным досугом подрастающего поколения? Детям действительно не только прививали уважение к своей стране, но и всесторонне развивали.

Руководству горьковским кинопрокатом пришлось приложить немало усилий для обновления материально-технической базы кинотеатров, организовать курсы киномехаников, наладить прокат фильмов советского производства, вести агитацию через кино. Помимо контроля за качеством кинокартин и кинолент, уделялось внимание и доходности кинотеатров. Именно в связи с этим в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 30 марта 1948 года № 980 «Об улучшении кинообслуживания населения и увеличения доходов от кино», Горьковское городское управление кинофикации ликвидировало все ведомственные киноустановки учреждений, предприятий и организаций[30]. В число лишенных права бесплатного просмотра фильмов практически на рабочем месте попали горисполком, облисполком, областная партшкола и даже обком ВКП(б), не говоря об институтах, училищах и заводах. Всё же думается, что цензурные вопросы и в данном случае тоже играли немаловажную роль – мало ли какие фильмы могли крутить в неподконтрольных управлению комнатах тех же учебных заведений? Тем более, что не так давно закончилась война, трофейные киноленты пользовались большой популярностью, а в стране набирала обороты борьба с «западным влиянием» в музыке, эстраде, искусстве, даже в стиле одежды.

Помимо художественных картин в кинотеатрах города демонстрировались научно-популярные фильмы, о чем свидетельствуют, например, строки из приказа № 51 по Горьковскому городскому управлению кинофикации «О пропаганде естественнонаучных знаний в кинотеатрах города» от 7 августа 1948 года: «Не реже одного раза в неделю проводить во всех кинотеатрах специальные киносеансы с демонстрацией научных фильмов и с выступлением лекторов и докладчиков. Обязываю директоров кинотеатров лично обеспечить проведение указанных сеансов на высоком организационном и идейном уровне. Репертуар картин, лекторов и докладчиков согласовывать в райкомах ВКП(б), широко рекламировать фильмы на естественнонаучные темы, организовывать выставки в фойе…»[31].

Особенно большое внимание научному и документальному кино стали уделять в середине 1950-х годов, после принятия в январе 1954 года Постановления Совета Министров СССР и приказа Министра культуры СССР «О расширении показа научно-популярных, видовых, хроникально-документальных и учебных фильмов». Во исполнение этих директив Управление культуры исполкома Горьковского городского Совета депутатов трудящихся издало приказ № 38 от 5 августа 1954 года, в котором директорам кинотеатров города предписывалось:

«а) при демонстрировании художественных кинофильмов на всех киноустановках, в том числе передвижках, в обязательном порядке включать в каждый сеанс очередной киножурнал «Новости дня» или один короткометражный научно-популярный, видовой или хроникально-документальный фильм;

б) с 14 августа 1954 г. проводить регулярный платный показ полнометражных и специально-подобранных сборных программ, документально-хроникальных, научно-популярных и видовых фильмов… не менее 1 сеанса в неделю в каждом кинотеатре /…/;

г) улучшить рекламирование…, используя для этого местную печать, радио, а также афиши и плакаты…». Действие данного приказа распространялось на семь кинотеатров г. Горького: «Рекорд», «Прогресс», им. Ворошилова, им. Белинского, им. Маяковского, «Колхозник», «Сормовский»…»[32] (адреса указаны в Приложении).

Нельзя обойти вниманием и такой аспект культурно-просветительской работы, как музыкальное оформление в кинотеатрах. Практически в каждом из них имелись свой оркестр и вокальные исполнители. К репертуару относились очень серьезно – цензура не дремала (не дай бог прозвучит какая-нибудь «пошлая западная музыка»!). Вся деятельность оркестров строго регламентировалась. Приведем несколько любопытных примеров. Приказом № 49 по кинотеатру «Палас» от 24 января 1936 г. джаз-оркестру запрещалось выступать вне кинотеатра[33]. Ответственность за выполнение данного распоряжения ложилась на инспектора оркестра (!).

Позже контроль стал еще строже: исполнение концертных программ джаз-оркестров в кинотеатрах стал возможен лишь после получения разрешения от уполномоченного Главного управления по контролю за зрелищными предприятиями и репертуаром (Главрепертком) по Горьковской области[34]. В противовес «тлетворному влиянию Запада» в кинотеатрах (и не только) стали создавать оркестры русских народных инструментов с соответствующим репертуаром. Из приказа по Горьковскому городскому управлению кинофикации № 135 от 26 декабря 1951 года: «В целях улучшения культурного обслуживания зрителей, необходимости внесения разнообразия в дополнительное развлечение, существующее в кинотеатрах города, разрешить директору кинотеатра «Палас» тов. Самсонову Е. В. создать музыкальный ансамбль народных инструментов в составе 14 человек. Обязать тов. Самсонова, по договоренности с директорами кинотеатров города, составить план работы данного ансамбля с таким расчетом, чтобы обеспечить выступление ансамбля в первоэкранных кинотеатрах города. План представить на утверждение...»[35]

Годом позже «в целях улучшения работы оркестров кинотеатров и удовлетворения идейно-художественных запросов кинозрителя» при городском управлении кинофикации был создан художественный совет в следующем составе:

1. Сосулин К.Т.[36] – начальник Городского управления кинофикации.

2. Варшавский Е.М. – директор кинотеатра «Рекорд».

3. Рейсер – руководитель оркестра кинотеатра «Рекорд».

4. Миловский – руководитель оркестра кинотеатра «Художественный».

5. Яковлев – руководитель оркестра кинотеатра «Прогресс».

6. Быков – музыкант кинотеатра «Палас».

7. Аникин – пианист кинотеатра «Художественный»

8. Николаев В.Ф. – музыкант кинотеатра «Прогресс».

9. Маренов – музыкант кинотеатра «Рекорд»

10. Представитель Обкома Союза просвет-учреждений.

11. Представитель Свердловского Райкома ВПК/б/»[37].

На художественный совет были возложены «просмотр и утверждение концертных программ оркестров кинотеатров города». Руководителю оркестра кинотеатра «Рекорд» Давиду Вениаминовичу Рейсеру предписывалось составить план работы художественного совета на ближайший период, рассмотреть его на художественном совете и представить на утверждение.

Ряд документов позволяет сделать вывод о качественном составе оркестров кинотеатров: многие музыканты были выпускниками Саратовской, Горьковской консерваторий. Так, в период учебы в Горьковской консерватории, в оркестре кинотеатра «Палас» работал А. С. Лаписов, сын С. Н. Кнушевицкого, выдающегося советского музыканта, профессора Московской консерватории[38]. В конце 1955 года на работу в кинотеатр имени К. Минина была переведена пианистка симфонического оркестра Горьковской филармонии А. В. Виллуан, дочь В. Ю. Виллуана – одного из организаторов музыкальной жизни Нижнего Новгорода на рубеже XIX–XX веков[39].

Проведенный в 1958 году смотр-конкурс музыкальных коллективов пяти государственных кинотеатров г. Горького – «Палас», им. Минина, «Прогресс», «Рекорд», «Буревестник» – продемонстрировал высокий уровень исполнительского мастерства оркестрантов. Это нашло отражение в решении профессионального жюри под руководством И. Б. Гусмана[40]. По итогам смотра отделу кинофикации[41] было рекомендовано «реорганизовать существующие оркестры кинотеатров: создать музыкальные коллективы определенных профилей и назначить художественного руководителя оркестров, отвечающего за их творческую деятельность. Рекомендовать ежегодно проводить в филармонии открытые концерты и общественные прослушивания оркестров с последующим обсуждением их работы квалифицированными музыкантами»[42].

Приказом по Горьковскому городскому управлению культуры от 4 ноября 1960 года № 226 при кинотеатре «Спутник» с 9 ноября того же года открывался кино-университет. Главной его задачей было «содействие повышению коммунистической сознательности широких народных масс, их идейно-эстетическому воспитанию, пропаганде лучших советских фильмов. Организуя просмотры фильмов и встречи с работниками искусств, знакомить зрителей с творчеством выдающихся мастеров советского и зарубежного кино». Был разработан тематический план работы киноуниверситета, занятия проводились два раза в месяц, аудиторию составили рабочие, служащие, учащаяся молодежь. Руководство деятельностью осуществлял художественный совет из 11 человек, в состав которого вошли директор кинотеатра «Спутник» А. А. Бухвалов, известный искусствовед Ю. И. Волчек, руководители областной конторы кинопроката, отдела кинофикации и городского управления культуры, артисты нижегородских театров, журналисты, представители райкома КПСС и областного отделения Общества по распространению политических знаний[43].

В целях дальнейшего развития пропаганды киноискусства, усиления в кинотеатрах массовой работы со зрителем и, что немаловажно, создания более широкого круга кинокритиков, приказом № 68 по Горьковскому городскому управлению культуры от 10 июля 1961 года совместно с Горьковским отделением Союза советских журналистов при управлении культуры было создано Бюро по пропаганде киноискусства. Члены Бюро пользовались эксклюзивным правом смотреть новые фильмы до их выхода на большой экран, для чего в кинотеатре им. Минина по средам в 18 часов устраивались закрытые просмотры. В составе Бюро было 15 человек: сотрудники газет «Горьковская правда», «Горьковский рабочий» и «Ленинская смена», Горьковской телестудии, руководители кинотеатров города, от Союза писателей Н. Н. Скворцов и Л. В. Шерешевский, кинокритик М. И. Голубчик (кстати, Михаил Иосифович с 1979 по 1992 год руководил клубом «В мире прекрасного» при Центральной городской библиотеке им. В. И. Ленина). В то же время предварительный просмотр являл собой определенный элемент цензуры[44].

Не только демонстрация «правильных» фильмов, но и вся система советского кино была направлена на воспитание советского патриотизма. Надо отдать должное – пропагандистская машина работала на полную мощность. Не удивительно, что вопросами назначения и освобождения от руководящих должностей в сфере киноиндустрии и кинопроката ведали партийные органы, поэтому нельзя не обратить внимания на кадровый состав руководящих работников кинопроката тех лет. Как известно, «кадры решают всё». Но, к сожалению, сказать, что во главе кинопроката и кинотеатров города в 1930 – конце 1950-х годов стояли профессионалы именно этой отрасли, довольно затруднительно. Анализ личных дел руководителей и сотрудников кинотеатров г. Горького, ответств



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: