Жизнь моя – самый сложный роман




Класс Учитель Филипова Т. П. 08.11.2021

Жизнь и творчество А.А. Фета. Художественное своеобразие лирики.

Добрый день!

Запишите в тетрадь дату, тему урока и эпиграф.

Жизнь моя – самый сложный роман

А.А.Фет

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с поэзией середины 19 века, а говорить будем об Афанасии Афанасьевиче Фете - необычном, уникальном поэте русской литературы.

Посмотрите на его портрет (учебник стр. 320). Глаза, выражение лица многое могут рассказать о внутреннем мире человека: нахмуренный, слегка презрительный взгляд, суровое лицо, седая борода патриарха. Кто этот человек?

2.ПОСМОТРИТЕ ПРЕЗЕНТАЦИЮ «Жизнь и творчество А. А. Фета» по ссылке:

https://ppt-online.org/172878

Внутренний мир раскрывает и поэзия: какое стихотворение по характеру, эмоциональной окраске принадлежит, на ваш взгляд, перу этого человека?

Угадал — и я взволнован,
Ты вошла — и я смущен,
Говоришь — я очарован.
Ты ли, я ли, или сон?

Тонкий запах, шелест платья, —
В голове и свет и мгла.
Глаз не смею приподнять я,
Чтобы в них ты не прочла. (А. Фет)

Все сразу наводит на мысль о двойственности натуры А.А.Фета. Творчества поэта мы сегодня коснёмся, чтобы понять противоречивые мнения о нём современников: В.Белинский: “Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет» Д. Писарев утверждал: «Произведения Фета ни на что не годны, кроме как оклеивания комнат под обои и для завертывания свечей, сыра и рыбы”. И у одного, и у другого мнения были сторонники. Опять противоречивость! Олег Дозморов, современный поэт, литературный критик: «Фет – самый, возможно, несчастный, невезучий и непрочитанный наш поэт».

- Какразрешить противоречия и сформировать собственное мнение о поэте и его творчестве? (познакомиться с биографией и основными этапами творчества )

Вопросы: а) кем были родители поэта? б) какова история его рождения? в) почему фамилия Фёт приносила её владельцу нравственные пытки? г) со скольких лет начал писать поэт? д) кто был первым ценителем поэта? е) как Фёт стал Фетом? - А в 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к тебе с приветом”.

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.

- Какова тема стихотворения? (любовь)

- Какие слова в стихотворении вы можете выделить? (привет, солнце, свет, трепет листьев)

- Какое настроение они передают? (радость, счастье, любовь)

- Для чего же Фет пришел в поэзию? О чем он будет рассказывать?

(Радость, счастье, любовь - это то, о чем пришел рассказать Фет в русской поэзии. Поэзия Фета в целом очень жизнерадостна, оптимистична, не зря Фет своим учителем считал Пушкина. И чем суровее была к нему жизнь, тем ярче, теплее и радостнее становились его стихи.)

- Сформулируйте 2 основные темы поэзии Фета. (Любовь и природа).

- Стихотворения этого периода открыли для читающей публики нового поэта. Многие были положены на музыку. Первое - “На заре ты ее не буди…”, ставшее вскоре, благодаря музыке Варламова, “почти народной песней”. Послушайте фрагмент этого прекрасного романса.

- Кажется, что стихи и музыка в нем неразделимы. И это так, ведь Фет очень музыкален.

А как же складывается дальнейшая судьба поэта?

-что заставило А.А.Фета поступить на военную службу в нижнем чине?

- какое событие,связанное с этим периодом,стало величайшей радостью и одновременно трагедией всей его жизни?

- почему поэт отказался от любви всей своей жизни?

- Фет любил и был счастлив (прочитайте стихотворение,определите тему и основную мысль)

Какое счастие: и ночь, и мы одни!

Река - как зеркало и вся блестит звездами;

А там-то... голову закинь-ка да взгляни:

Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови

Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею

И в сердце чувствую такой прилив любви,

Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблён; но, мучась и любя -

О слушай! о пойми! - я страсти не скрываю,

И я хочу сказать, что я люблю тебя -

Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

- …но сам отказался от своего счастья и страдал от этого всю свою жизнь. Памяти Марии Лазич Фет посвящает цикл стихотворений, которые пишет до конца жизни.

 

- Да, счастья нет, как и не было. Есть жуткая тоска. С годами она усиливается. И все чаще преследуют Фета воспоминания о Марии Лазич. На пороге своего 58-летия Фет пишет строки, вырвавшиеся из самых глубин сознания: “Ты отстрадала, я еще страдаю”.

(Прочитайте стихотворение вслух)

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю,
Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. –
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!

- Да, эпоха славы ушла безвозвратно. 72-летний старик, камергер императорского двора, академик, почетный мировой судья, богатый помещик Фет-Шеншин умер в чинах, обласканный двором и царской фамилией.

А гениальный русский лирик доживал свой век освистанным и оскорбленным всей интеллигентной Россией. Последние его стихи неизменно вызывали град насмешек у читающей публики, над общественными и политическими убеждениями Фета посмеивались даже его лучшие друзья Страхов, Полонский, Л.Н.Толстой.

Он ушел из жизни, не желая ни перед кем оправдываться.

Спустя 20 лет историк литературы Борис Садовский бросит современникам упрек: “Россия… прозевала Фета”. Между тем смерть Фета в атмосфере полного душевного одиночества означала конец уникального явления в русской лирике, так и не понятого современниками.

3. Сделайте выводы

Красота – единственная цель художника, по мнению сторонников “чистого искусства”. Чистые лирики вели борьбу с поэтами некрасовской школы за право называться наследниками Пушкина. Искусство для искусства

Это значит, что в своем творчестве Фет уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые особенно в то время волновали Россию. Фет считал, что поэзия не может быть средством выражения идей, она самодостаточна и самоценна!

-Импрессионизм – направление в живописи, одним из основателей которого был Клод Оскар Моне, французский живописец-пейзажист. А получило название это направление от названия картины «Впечатление. Восход солнца». 1872г. Добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивания красок на палитре. Чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего цвета, на расстоянии они сливаются, смешиваются в глазу зрителя и листья кажутся зелеными и трепещущими на ветру. То же самое делает Фет со словами (стихотв. «. Шепот, робкое дыханье…»)
4.Подведем итог урока.

- Стихи А. Фета - поэта, хранящего "священный огонь поэзии" - посвящены трем составляющим прекрасного: любви, природе, искусству. На следующем уроке мы будем читать стихотворения поэта, поработаем над анализом, поговорим о значении лирики Фета.

5.Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: