Рыночная власть и показатели ее измерения




 

Для анализа структуры рынка, для оценки ее динамики, для межотраслевых сравнений и для ряда других аналитических целей, а также для решения практических задач, связанных с государственным регулированием рыночных процессов, требуется использовать количественные характеристики структуры рынка. Эти количественные характеристики должны оценивать степень рыночной власти — отдельных фирм и рынка в целом.

Не существует системы показателей, описывающих структуру рынка с достаточной полнотой. Невозможно также непосредственно измерить такую важную характеристику, как мера рыночной власти. По этой причине приходится использовать косвенные измерители для количественной оценки тех или иных свойств рыночной структуры.

Для сопоставления различных рыночных структур их располагают таким образом, чтобы они оказались упорядоченными по степени реализуемой рыночной власти. «Нижний» предел этой шкалы должен соответствовать совершенно конкурентной структуре: в условиях совершенной конкуренции ни одна фирма не в состоянии существенно влиять на ситуацию на рынке в целом.

«Верхний» предел шкалы должен соответствовать монополии: единственная фирма на рынке, на первый взгляд, обладает всей полнотой рыночной власти. Однако это не совсем так. Действительно, монополия, встречающаяся с жестким спросом, может значительно повысить цену своей продукции, не опасаясь резкого падения объема продаж. Но если эластичность спроса велика, то даже небольшое повышение цены приведет к заметному сокращению объема продаж, что существенно ограничивает власть фирмы на рынке. Это относится ко всем видам рынков с несовершенной конкуренцией.

Таким образом, рыночная власть зависит, по крайней мере, от двух обстоятельств: а) от степени концентрации продаж; б) от эластичности спроса.

Показатели концентрации являются основным инструментом для контроля над рынками со стороны антимонопольных структур. Число фирм на рынке рассматривается как простейшая числовая характеристика рыночной структуры. Данная характеристика дополняется информацией о дифференциации их размеров. При фиксированном числе фирм концентрация тем выше, чем сильнее различаются между собой фирмы по размерам.. Для разных целей используются различные показатели размеров фирмы: численность работающих, размер активов, объем продаж и др. С рыночной властью в наибольшей степени связана дифференциация объема продаж на данном рынке.

Для измерения дифференциации размеров фирм в принципе могут использоваться характеристики, используемые для подобных целей в других сферах применения статистики. Остановимся лишь на коэффициенте вариации.

Коэффициентом вариации называют отношение среднего квадратического отклонения величины к ее среднему арифметическому значению. Будем использовать следующие обозначения:

N — число фирм, действующих на рынке;

qi — объем продаж i -й фирмы; где i=1,……N.

Q = Σ qi рыночный объем продаж;

si доля i -й фирмы в рыночном объеме продаж;

¯s= 1 / N — средняя рыночная доля фирмы;

σ среднее квадратическое отклонение рыночных долей фирм.

В этих обозначениях для коэффициента вариации рыночных долей (V) справедливо равенство

V = =σ/ s= Nσ.

 

В дальнейшем нам понадобится выражение для квадрата коэффициента вариации. Приведем его с учетом того, что дисперсия любой величины равна разности между средним квадратом величины и квадратом ее среднего значения:

 

V 2 = N Σ s 2 i - 1

Коэффициент вариации переменной не изменится, если все ее индивидуальные значения умножить на одно и то же число. Поэтому коэффициент вариации долей является в то же время коэффициентом вариации объемов продаж.

Пример 1. Пусть на рынке действуют 3 фирмы с объемами продаж 50, 30 и 20, так что общий объем продаж отрасли равен 100, а доли фирм соответственно 0.5, 0.3 и 0.2. Формула (1) позволяет вычислить коэффициент вариации долей особенно просто: V 2 = 3·(0.52 + 0.32 + 0.22 ) – 1 = 0.14, так что V ≈ 0.374. Легко проверить непосредственным расчетом, что эта же величина равна коэффициенту вариации объемов продаж.

Показатели дифференциации сами по себе не являются характеристиками концентрации; они дают представление о концентрации только вместе с указанием числа фирм.

 

Простейшими показателями концентрации являются так называемые индексы концентрации (CR, concentration ratio). Они определяются как суммарная рыночная доля m фирм, имеющих наибольшие объемы продаж. При этом параметр m устанавливается нормативно.

Расчет индекса концентрации сводится к ранжированию фирм по убыванию объемов продаж (или, что равносильно, по убыванию рыночных долей) и суммированию m значений рыночных долей фирм, стоящих в начале ряда.

Пример 2. В отрасли 6 фирм, рыночные доли которых составляют (в процентах):

4, 25, 10, 12, 20, 16.

Требуется найти CR3. Упорядочим ряд по убыванию:

25, 20, 16, 12, 10, 4 —

и найдем сумму трех первых членов ряда: CR3 = 25 + 20 + 16 = 61%.

Индексы концентрации привлекательны прежде всего простотой их практического определения. Достаточно располагать сведениями об объемах продаж нескольких крупнейших фирм отрасли, а также об общем объеме продаж на рынке — для определения рыночных долей ведущих фирм.

Вместе с тем индекс концентрации не учитывает дифференциации долей среди m крупнейших фирм. Выбор того или иного значения числа фирм, по которым исчисляется индекс, не может иметь убедительного обоснования, и в практике различных государств он производится по-разному. Эти обстоятельства делают показатели типа CR m недостаточно подходящими для задач сравнения (межотраслевого, межтерриториального) и анализа тенденций.

Среди показателей концентрации широко используется индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Существующие показатели рыночной власти основываются на отклонении фактических характеристик фирм от идеализированных значений, соответствующих полному отсутствию рыночной власти, и принимаемых за начало отсчета. В качестве таких характеристик выбираются:

а) равенство нулю экономической прибыли (в длительном периоде);

б) равенство цены предельным экономическим затратам.

В соответствии с этими подходами могут быть выделены группы показателей рыночной власти. Среди показателей рыночной власти фирм используют коэффициенты Бейна, Лернера, Тобина и др. Рассмотрим некоторые из них.

Одним из первых предложил оценивать уровень рыночной власти Бейн. В составе бухгалтерской прибыли, получаемой фирмой, одна часть — нормальная прибыль — представляет собой удерживающий доход владельцев. Его экономический смысл состоит в том, что в условиях свободного перемещения ресурсов использование капитала в данной отрасли должно обеспечить собственнику по крайней мере такой же доход, как в экономическом окружении. Нормальная прибыль при экономическом исчислении составляет часть затрат фирмы. Экономическая прибыль, которая может быть оценена как превышение бухгалтерской прибыли над нормальной, может использоваться при количественном измерении рыночной власти.

Коэффициент Бейна или норма экономической прибыли фиксирует получаемую экономическую прибыль на 1$ собственного капитала. Данный показатель построен на общеизвестном положении о том, что в условиях совершенной конкуренции, норма экономической прибыли должна быть одинаковой(нулевой) для всех видов актива.

Другим показателем, относящимся к этой же группе, является коэффициент q Тобина, связывающий рыночную стоимость (P) фирмы с восстановительной стоимостью ее активов (K):

q = P / K,

причем рыночная стоимость фирмы определяется как рыночная цена ее акций и облигаций.

Рыночная оценка фирмы является по существу оценкой участниками фондового рынка потока ее будущих доходов. Если оценка фондовым рынком фирмы выше восстановительной стоимости ее активов (q > 1), то это свидетельствует о наличии у фирмы рыночной власти. Многочисленные эмпирические исследования показали, что фирмы с высокими значениями коэффициента q обычно обладают уникальными ресурсами или выпускают уникальные товары, что создает условия для извлечения монопольной ренты. Небольшие значения характерны для конкурентных и регулируемых отраслей. Если q больше 1, то фирма будет получать прибыль.

 

Измерение рыночной власти путем сопоставления цены с предельными затратами базируется на теоретическом положении о том, что фирма, максимизирующая прибыль при экзогенно заданной цене своего продукта P, выбирает такой объем выпуска, при котором выполняется равенство MC(q) = P. Такая ситуация имеет место в условиях совершенной конкуренции. Поэтому фирма обладает рыночной властью только тогда, когда она имеет возможность влиять на установление цены выше предельных издержек.

На сопоставлении цены с предельными затратами основано измерение рыночной власти с помощью индекса Лернера, представляющего собой отношение

Непосредственное практическое определение индекса Лернера для фирмы с помощью равенства вызывает трудности, связанные с необходимостью измерения предельных издержек. Поэтому на практике чаще всего при расчете индекса Лернера заменяют в формуле предельные издержки средними переменными издержками, считая переменные издержки приблизительно пропорциональными объему выпуска.

Индекс Лернера никак не оценивает прибыльность фирмы. Это связано, прежде всего, с тем, что, будучи ориентирован лишь на предельные затраты, он никак не учитывает величину постоянных затрат. Предельные затраты могут быть и выше, и ниже средних, так что превышение цены над предельными затратами само по себе не несет информации не только о величине прибыли, но даже о ее знаке.

Сама по себе монопольная власть не гарантирует высокую норму прибыли т.к. прибыль зависит от соотношения цены и средних издержек. Фирма может обладать большей рыночной властью, но получать меньшую прибыль если у нее высокие средние издержки.

 

В рассмотренных коэффициентах не учитывается влияние нематериальных активов, однако в конце 20 века наблюдался интенсивный рост этих активов, поэтому реальную рыночную власть фирмы нужно оценивать с учетом нематериальных активов.

В качестве показателя проявления рыночной власти фирмы стали выступать бренды.

Коэффициент рыночной власти определяется как отношение оценки брендов фирмы к оценке материальных активов фирмы.

В данном показателе оценка бренда может быть взята из баланса самой фирмы и скорректирована с учетом изменения рыночной стоимости акций данной фирмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: