Здравствуйте, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии, меня зовут Кутузова Ольга, студентка группы 4Д2, специальности «Социально-культурная деятельность».
Руководителем моей выпускной квалификационной работы является заведующая предметно-цикловой комиссии Логинова Елена Владимировна
Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему «Значение метода монтажа в драматургии и режиссуре литературно-музыкальной композиции».
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что литературно-музыкальная композиция – это одна из сложнейших форм мероприятия для реализации на сценическом пространстве. Она требует огромной работы для постановки: от широкого использования определенных элементов материально-технической базы, до применения актерского мастерства, чем отличается от многих форм досуговых мероприятий.
Игнорирование режиссерами работы, требуемой для постановки качественной литературно-музыкальной композиции и пренебрежение множеством возможностей метода монтажа, приводит к потере уникальности жанра литературно-музыкальной композиции.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является выявление уровня значимости монтажа в драматургии и режиссуре литературно-музыкальной композиции.
Для достижения цели мы задались следующими задачами:
– Рассмотреть понятие «литературно-музыкальная композиция» и её отличительные особенности;
– Изучить понятие «монтаж» и историю его возникновения;
– Изучить монтаж как творческий метод режиссера, а также «монтажность» эпизодов театрализованного представления;
– Ознакомиться с видами и приемами монтажа;
|
– Выявить уровень значения метода монтажа в драматургии и режиссуре литературно-музыкальной композиции;
– Применить на практике метод монтажа в драматургии и режиссуре литературно-музыкальной композиции.
Объектом исследования является – литературно-музыкальная композиция.
Предмет исследования – монтаж в драматургии и режиссуре литературно-музыкальной композиции.
Выпускная квалификационная работа содержит в себе введение, две главы: теоретическая и практическая, заключение, список литературы, приложение.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы использования метода монтажа в драматургии и режиссуре литературно-музыкальной композиции.
Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.
Монтаж – это «сопоставление и истолкование материала», «драматизация материала», «метод мышления и аргументации». Это художественный метод соединения разножанрового материала. При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные ощущения. Монтаж любого произведения начинается в сознании автора и заканчивается в сознании зрителя.
В сценарной практике монтаж занимает ведущее место среди остальных методов работы над материалом сценария. Любой подобранный материал художественный, документальный, устные выступления, видео записи – всё это по сути готовый материал для монтажа.
|
Специфичность сценарной драматургии проявляется и в выстраивании конфликта, так как не всегда, развитие конфликта происходит здесь через сюжет, когда конфликтность возникает в результате действия и противодействия противоборствующих сил, как в театральной драматургии.
В сценариях театрализованных представлений конфликт чаще всего проявляется через монтажное столкновение сценарного материала.
При всей сложности можно выделить два основных вида монтажа:
– Последовательный или конструктивный монтаж – это вид монтажа, когда фрагменты сценария выстроены в определённом логическом порядке;
– Параллельный монтаж или симультанный – вид монтажа, где действие происходит одновременно, дополняя и обогащая друг друга;
В рамках этих двух видов монтажа можно выделить множество различных приемов монтажного соединения:
– Контрастный монтаж – прием монтажа, где через сопоставление контрастирующих элементов достигается острая выразительность;
– Ассоциативный приём – прием, где благодаря монтажной связи между номерами одно из представлений вызывает другое;
– Приём рефрена – прием, где задействуется повторяющаяся музыкальная или поэтическая строка, отдельное действие, видеоряд;
– Приём лейтмотива – прием повторяющегося подчеркивания основной мысли;
– Приём контрапункта – прием в музыке одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое.
Многие из этих приемов я постаралась использовать при разработке литературно-музыкальной композиции «Через века, через года! Помните!», посвященной 75-летию Великой Победы.
|
Вторая глава раскрывает особенности практического применения приема монтажа в драматургии и режиссуре литературно-музыкальной композиции.
Тема: о важности сохранения памяти о войне в умах поколений; о том, что только память о тех страшных событиях истории поможет не повторить те же ошибки вновь.
Идея: «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Сверхзадача: с помощью художественного и документального материала литературно-музыкальной композиции способствовать формированию у зрителей чувства гордости за свой народ, укреплению любви к родине, увековечиванию памяти воинов, погибших при защите Отечества, а также вовлечь зрителей в активное празднество Дня Победы через атмосферу торжества.
Сценарно-режиссерский ход: осуществляется за счет метафоры – свечи-футажа, которая сопровождает каждый эпизод и символизирует память, которую проносят через поколения
Выразительные средства:
1. Традиционные: музыкальные материалы, шумовые, свет, мультимедиа, театрализация, танец;
2. Нетрадиционные: огонь;
3. Иносказательные: метафора, символика.
Приемы активизации зрителя: вербальная активизация, физическая активизация (момент минуты молчания и общего исполнения «гимна Победы»/призыв встать).
Композиционное строение
ЭКСПОЗИЦИЯ
До начала мероприятия на экран проецируется заставка мероприятия. Зал тематически оформлен, фоном играют песни военных лет.