- Определение причин недостаточной мощности дизель-генераторов в эксплуатации. Во всех приведенных случаях дизель-генератор должен быть осмотрен при приемке-сдаче смены локомотивными бригадами и при прохождении ТО-2.
Проверка работы цилиндров. Осуществляется следующими последовательными операциями:
- при работе дизеля на холостом ходу поочередным подъемом реек ТНВД проверить их работу. При этом в проверяемом цилиндре должен появиться металлический стук, а при обжатии рукой трубопровода высокого давления (между ТНВД и форсункой) ощущаться пульсация топлива;
- отсутствие стука может указывать на прогоревшие, просевшие или зажатые клапаны, а при открытии индикаторного крана наблюдается выброс паров топлива без его вспышки, т.е. давление сжатия в таком цилиндре отсутствует или очень мало на всех режимах работы дизеля;
если рейка ТНВД не перемещается от руки или перемещается очень туго, то возможно заклинивание плунжерной пары ТНВД или чрезмерно затянут сухарь 31 (см. рисунок);
если в цилиндре не усиливается рабочий стук и отсутствует пульсация топлива, то, вероятно, неисправен ТНВД (произошла поломка пружины, задир толкателя и др.). Если при этом наблюдается разжижение масла топливом, то возможна трещина плунжерной пары, и ТНВД подлежит замене;
если при подъеме рейки стук в цилиндре усиливается вяло, а при работе на холостом ходу выше первой позиции контроллера в трубопроводе высокого давления рукой на ощупь не ощущается пульсация топлива, то, вероятно, неисправна форсунка или ТНВД. Форсунку следует снять с дизеля и проверить на стенде. Если форсунка исправна, то снять на проверку ТНВД. Если проверка форсунки и ТНВД не выявила дефекта, то следует проверить герметичность цилиндра. При этом предварительно надо осмотреть гидротолкатели, отрегулировать в них зазоры «на масло» и одновременность открытия клапанов, проверить легкость их перемещения;
герметичность цилиндров контролируется в положении поршня в ВМТ на такте сжатия (все клапаны закрыты). Через трубку, навинченную на индикаторный кран, подвести воздух от магистрали через разобщительный кран, после которого (перед индикаторным краном) установлен манометр. После подвода воздуха в цилиндр (определяется по показаниям манометра) принять решение о степени его герметичности.
Обычно такое решение принимается по результатам сравнения с герметичностью других цилиндров дизеля. Негерметичность вызывается прогаром или просадкой клапана, прогаром или трещиной головки поршня (обычно сопровождается повышением давления газов в картере), залеганием компрессионных колец, увеличенным износом поршня и втулки цилиндра или их задиром, выпадением седла выпускного клапана, изгибом клапана, зависанием его или обрывом.
Проверка состояния ротора турбокомпрессора. Выполняется следующим образом:
• состояние лопаток компрессора можно осмотреть, сняв патрубок воздухозаборника компрессора после прокачки дизеля маслом (при этом ротор должен свободно вращаться от руки в обе стороны без заеданий);
• одновременно можно определить радиальный люфт в подшипниках;
• через контрольную пробку можно проверить наличие в ней масла, которое может указывать на выход из строя подшипников.
Проверка состояния механизма управления ТНВД.
Содержит ряд операций:
заеданий и размыкания тяг и рычагов 16, 18, 22 и 23 (см. рисунок) механизма управления ТНВД между отключаемыми и неотключаемыми цилиндрами;
- убедиться в отутствии посторонних предметов, попавших под тяги механизма управления;
- в положении максимальной подачи топлива убедиться в наличии зазора под болтом упора мощности 42 (не менее 0,35 мм) и зазора между болтом и упором г (см. рисунок) предельного выключателя;
- в положении максимальной подачи топлива убедиться в наличии зазора при полностью опущенных упорах 19 механизма отключения (штоков пневмоцилиндров BOTH) и рычагами 18 и 22, который должен быть не менее 1 мм;
- приспособлением Д49.181.124спч (штангенглубиномером) проверить выход реек ТНВД (установочный размер А) в положении нулевой подачи А = 70,5... 72,5 мм (при установке стрелки указателя нагрузки регулятора в положение «Стоп») и в положении максимальной подачи — А = 89... 91 мм;
- на нулевой позиции контроллера проверить работу механизма отключения ТНВД, при включении BOTH у работающих цилиндров выход реек должен быть А = 78... 80 мм, у отключенных — А = 69... 72 мм (допускаемая разница выдвижения реек должна быть не менее 6 — 8 мм);
- на первой позиции контроллера машиниста без нагрузки при всех включенных цилиндрах проверить выход реек ТНВД, который должен быть в пределах А = 75... 77 мм.
Проверка состояния объединенного регулятора. Выполняется следующим образом:
- проверить правильность подсоединения к регулятору механизма управления ТНВД (см. рисунок), при этом рычаг 7 между упругой (буферной) тягой 4 и валом управления регулятора дизеля должен располагаться горизонтально при нулевом положении указателя нагрузки. Если есть необходимость, то проверить выход реек ТНВД так же, как было описано выше;
- снять крышку регулятора, переместить от руки механизм управления ТНВД с нулевой до максимальной подачи топлива и обратно, и убедиться в отсутствии обрыва или заедания обратной рычажной передачи;
- проверить положение сектора согласования поршней согласно меткам на корпусе регулятора и на самом секторе. Если раскрутился винт, удерживающий сектор, то установить сектор согласно меткам;
- проверить частоту вращения коленчатого вала по позициям контроллера, допускаемое отклонение частоты вращения должно быть не более 0,25 с-1 (15 об/мин) на всех позициях;
- на первой позиции контроллера без нагрузки, при всех включенных цилиндрах, проконтролировать зазор под тарелкой на измерителе скорости (у = f + d), который должен быть равен 3... 3,5 мм.
При выявлении отклонений в выходах реек ТНВД, отсутствии зазора под болтом упора мощности, после устранения неисправностей объединенного регулятора, турбокомпрессора и других ответственных узлов и деталей, а также в случае необнаружения неисправности тепловоз необходимо передать на реостатную установку для выполнения регулировочных работ.
Определение причин недостаточной мощности дизель-генераторов при реостатных испытаниях. Перед реостатными испытаниями должны быть выполнены все рассмотренные проверки и устранены выявленные неисправности. На реостате при максимальной мощности необходимо проверить:
тепловые параметры по цилиндрам (температуру выпускных газов и максимальные давления сгорания), которые проверяются на режиме холостого хода при всех включенных цилиндрах и на 8-й позиции под нагрузкой;
давление сжатия по цилиндрам на режиме холостого хода;
- величину давления наддувочного воздуха перед охладителем наддувочного воздуха и в ресивере дизеля с целью определения утечек наддувочного воздуха или степени загрязнения охладителя. Если есть подозрение, что загрязнен воздухоочиститель турбокомпрессора, то замеряют и сравнивают давление наддувочного воздуха при надетом и снятом соединительном патрубке между воздухоочистителем и турбокомпрессором. При всех замерах нигде не должно быть значительных перепадов давления наддува.
частоту вращения коленчатого вала дизеля по позициям без нагрузки и под нагрузкой;
зазор под болтом упора мощности 42 (см. рисунок) и зазор между болтом и упором г предельного выключателя; величину выхода реек ТНВД;
- положение сердечника индуктивного датчика объединенного регулятора на полной мощности и его перемещение в переходных режимах работы дизеля при наборе и сбросе позиций;
- уровень мощности при переводе схемы возбуждения тягового генератора на аварийный режим работы — возможно, дизель «давит» схема возбуждения (при необходимости следует настроить схему возбуждения);
-исправность гидроусилителя приставки ограничения по наддуву объединенного регулятора;
-давление топлива и его температуру на входе в дизель; давление масла и его температуру на входе в дизель;
-выпускных коллекторов;
угол опережения подачи топлива.
Контрольные вопросы:
1. Чем часто сопровождается снижение мощности ДГУ?
2. С чем могут быть связаны причины снижения мощности?
3. Какими последовательными операциями осуществляется проверка работы цилиндров?
IV. Домашнее задание:
Проработать текст С.П. Присяжнюк Управление тепловозом и его обслуживание стр. 73-79.
Ответить на контрольные вопросы. Фото вопросов с ответами на вопросы отправить сообщением в группе в Вконтакте https://vk.com/club194189853
( Гр.46 ЯЦПТО. Дистанционное обучение) или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе
Литература:
1. С.П. Присяжнюк Управление тепловозом, М.Транспорт,1987. 312с.;