Проза о Великой Отечественной войне 50—70-х гг.




Новое осмысление проблемы человека на войне.

 

 

История человечества полна войн. Но войны, подобной 2-й мировой, мир не знал никогда. Она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей. Еще не ушла в историю эта война. Еще живы очевидцы, участники военных событий, хотя с каждым годом их становится меньше.

Как вы помните, первые литературные произведения о Великой Отечественной войне появились тогда, когда она ещё не закончилась. В конце же 1940 -х — первой половине 1950 -х гг. военная тематика временно уходит из центра литературного процесса. Объясняется это прежде всего идеологическими интересами того времени: страна восстанавливает разрушенное производство, отстраивает населенные пункты, и на первый план выходят произведения о современности, о строительстве «новой жизни». Сыграла свою роль и психологическая усталость от потрясений военных лет: боль понесенных утрат была столь сильна, что людям хотелось отвлечься от мыслей о них. Показательно, что за период с 1951 по 1954 г. в СССР не вышло ни одного художественного фильма о войне. В появлявшихся же в это время книгах о войне преобладала романтико-героическая тональность: персонажи-коммунисты с честью проходили все испытания.

На рубеже 50-х - 60-х годов в военную литературу входит целый ряд писателей - новая волна военной прозы. Началом этой новой волны, неким импульсом к возрождению фронтовой тематики можно считать знакомый вам рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», вышедший в 1957 году. Название этого рассказа можно считать лейтмотивом многих последующих произведений. Действительно, основной тематикой советской военной прозы становятся не столько патриотизм и героические поступки, сколько именно судьбы людей.

В 60-е годы в литературу пришло осмысление войны как величайшей трагедии народа. Вторая волна военной прозы связана в первую очередь с именами Григория Бакланова, Василия Быкова, Константина Воробьева, Владимира Богомолова, Юрия Бондарева. В критике она была названа «лейтенантской» прозой: артиллеристы Г. Бакланов и Ю. Бондарев, пехотинцы В. Быков и Ю. Гончаров, кремлевский курсант К. Воробьев на войне были лейтенантами. За их повестями закрепилось и другое название — произведения «окопной правды». В этом определении значимы оба слова. Они отражают стремление писателей отразить сложный трагический ход войны «так, как это было» — с предельной правдой во всем, во всей обнаженной трагедии. Предельная приближенность к человеку на войне, окопная жизнь солдат, судьба батальона, роты, взвода, события, совершающиеся на пяди земли, сосредоточенность на отдельном боевом эпизоде, чаще всего трагедийном, — вот что отличает повести В. Быкова «Круглянский мост», «Атака с ходу», Г. Бакланова «Пядь земли», Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и другие произведения того времени. В них «лейтенантский» угол зрения смыкался с «солдатским» взглядом на войну.

Личный фронтовой опыт писателей, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, подсказывал им делать упор на описании трудностей жизни на войне. Они считали их преодоление подвигом не меньшим, чем совершенный при исключительных обстоятельствах героический поступок. Такая точка зрения не была принята официальной критикой. В дискуссионных критических статьях зазвучали термины «ремаркизм», «заземление подвига», «дегероизация». Рождение подобных оценок нельзя считать случайностью: уж очень непривычно было глядеть на войну из окопов, откуда ведут огонь, ходят в атаку, но где ко всему этому еще и… живут люди. Г. Бакланов, В. Быков, Б. Васильев, В. Богомолов писали о войне безвестной, что проходила южнее, западнее ли, но в стороне от главных ударов. Ситуации, в которых оказывались солдаты, от этого не становились менее трагедийными. «Лейтенантская проза» из всей военной литературы стала наименее агитационной, беспристрастно судя не рядовых и офицеров, не трусов и храбрецов, не патриотов и предателей, даже не советских солдат и немецких, а лишь Человека, как он есть. Ибо на войне человек становится тем, что есть на самом деле, без единого слоя наносной фальши.

Новый творческий поиск, вызвавший немало споров, отличался тремя характерными особенностями. Во-первых, в центре произведения разворачивался один бой, один безымянный рубеж, в пекле которого раскрывались одна или две солдатские судьбы. Причем не обязательно этот рубеж находился именно на линии фронта. Во-вторых, война представлялась без парада, без исключительных подвигов, а с кровью, грязью, с трупным смрадом, с ужасом смерти. В-третьих, рассматривались сложные душевные переживания и мысли рядового участника событий.

Изображение войны в произведениях этого периода отличается локальностью описываемых событий, предельной сжатостью в пространстве и времени. Поэтому именно малые жанровые формы (рассказ и повесть) заняли ведущее место в литературе о войне

Жесточайшие споры вокруг «большой» и «малой» правды о войне, которые имели место в начале 60-х годов, выявили истинные ценности военной прозы, которая приводила к новому осмыслению самой сути происходящего на фронте.

***

Война совсем не фейерверк,

А просто трудная работа,

Когда, черна от пота, вверх

Скользит по пахоте пехота.

В этих стихах М. Кульчицкого передана суть тех открытий, которые делали писатели в своих книгах о войне. Эти «новые слова», сказанные писателями фронтового поколения, отмечены пафосом великой трагедии, необратимость которой вызывала слезы горечи и бессилия, звала к суду и возмездию. Задачей авторов, прошедших грозными фронтовыми дорогами, было показать читателю скорее не патриотизм и героизм советских солдат, а трудности окопной жизни, трагизм войны, тяжесть морального выбора человека.

Таким образом, в творчестве писателей-фронтовиков, в их произведениях 50—60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усиливался трагический акцент в изображении войны. Война в изображении этих прозаиков - это не только и даже не сколько эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели “второй волны”. Нравственный опыт прошлого – вот что привлекает к литературе о войне сегодня. Война – это ситуация, когда резко появляется существо человека, существо народа, когда добро и зло, благородство и низость, геройство и трусость с возможностью противостоять друг другу.

 

 

Юрий Васильевич Бондарев

ГОРЯЧИЙ СНЕГ (1965)

БЕРЕГ (1975)

Среди книг Юрия Бондарева о войне "Горячий снег" занимает особое место, открывая новые подходы к решению нравственных и психологических задач, поставленных ещё в его первых повестях - "Батальоны просят огня" и "Последние залпы". Эти три книги о войне - целостный и развивающийся мир, достигший в "Горячем снеге" наибольшей полноты и образной силы.

" Горячий снег " - это недолгий марш выгрузившейся из эшелонов армии генерала Бессонова и бой, так много решивший в судьбе страны; это стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые декабрьские ночи. Нравственно-этическое произведение, где в центре не операции, не бои, а чувствование человеком войны. Мир «Горячего снега» широк и значителен – человек и общество, человек и обстоятельства, предложенные ему жизнью. В этой повести, вобравшей в себя элементы автобиографизма, артиллеристам, отбивающим яростные атаки немцев, принадлежит главная роль. «Мы писали о человеке, очутившемся в самой нечеловеческой обстановке. Мы искали добро и пытались увидеть будущее » (Ю.Бондарев). Художественная сила романа «Горячий снег» заставляет нас подняться от изображённых в них событий времени Великой Отечественной войны к широким обобщениям, даёт ощущение движения истории, обогащает наше понимание не только прошедшей войны, но и всей жизни. Духовное становление человека в горниле суровых испытаний составляет его тему.

Произведение «Берег» по сюжету в основном состоит из воспоминаний главного героя о войне, толчком к которым стала его поездка в Германию. В этой книге описываются не столько бои, сколько моменты принятия различных трудных решений. Они связаны могут быть связаны как с огромной ответственностью, так и с мародёрством, насилием, интимными отношениями.

Автор говорит не о подвиге и героизме, а об упорстве и настойчивости солдата, о его ратном труде и самоотверженности, равно отвергая и картинную преувеличенность подвига, и нарочитое «прилизывание» мучительно-опасного, кровавого труда фронтовиков. По мысли Юрия Бондарева, героизм – «это преодоление самого себя и это самая высокая человечность. Человечность советского солдата, а значит, и его героизм, не в том, что он бесконечно заявляет о презрении к смерти, а в том, как он поступает, что делает, о чем думает, кого любит и кого ненавидит».

При этом Бондарев не стал на путь идеализации своих героев и реальности их отношений. Простота, с какою описывает Бондарев своих героев, нарочитая сниженность и даже огрубленность слов не маскируют высоты их духовного состояния. Изображая героев в трагической ситуации между жизнью и смертью, он показывает их как людей естественных, верных самим себе.

В «Береге» Бондарев опирается на образно-ассоциативное мышление, а не на понятийное. Публицистические эпизоды в романе – только один из моментов. Так к ним и следует относиться. В определенном смысле весь роман – это дискуссия, реализуемая в расстановке и соотнесенности лиц, в их судьбах, в характерах, в жизненных и сюжетных ситуациях. Главная проблема, которую автор ставит в этом произведении, этическая. Волнующий его вопрос является особенно актуальным в момент борьбы за разрядку и мирное сосуществование западной и советской системы. При анализе "Берега" Бондарева нужно отметить, что главный спор идет вокруг вопроса, чем определяется человечность, чем является подлинный гуманизм, отличается ли он от отвлеченного. Название продиктовано философским замыслом. Юрий Бондарев в романе "Берег" представляет себе два берега и два временных плана, которые то отталкиваются, то сближаются. В них олицетворяется советский берег с западным и время, современное для героев, с событиями войны.

 

 

Василь Владимирович Быков

СОТНИКОВ (1969)

ОБЕЛИСК (1971)

Тема Великой Отечественной войны - центральная в творчестве Быкова. Свидетель и участник грандиозных событий, он почти все свои произведения

посвятил событиям военного времени. Сам Быков отмечал, что почти все, что им создано, “связано с Великой Отечественной войной” и что он “до сих пор был и продолжает оставаться военным писателем”.

Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу — именно эти проблемы затрагиваются автором. Но все-таки главной темой

творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек

приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.

Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть “ Сотников ”. Действие происходит зимой 1942 года. Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, раненными, окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое - Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства - вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести "Сотников". Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть "Сотников" специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении.

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. "Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит". Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Произведения Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

В повести "Обелиск" автора также интересует не столько сам героический поступок, сколько морально-этический аспект. Главный герой, учитель Алесь Мороз, не совершал подвига в прямом смысле этого слова, то есть не убивал собственноручно врагов, не взрывал немецкие склады с боеприпасами, не участвовал в разведках и т.п. В белорусской деревушке Сельце Алесь Иванович учил ребятишек читать, писать, считать, воспитывал в них добродетельные качества, прививал любовь к своему народу, Родине. Он боролся с немцами, боролся словом. Кроме этого, Мороз помогал партизанам. Ученики Алеси Ивановича на деле показали свою преданность Родине, взорвав машину с гитлеровцами. Немцы раскрыли участников взрыва - всех обнаруженных школьников ожидала смерть. Узнав о предстоящей казни своих учеников, Мороз уходит из партизанского отряда и добровольно сдается в плен к немцам, чтобы остаться вместе с ребятами во время казни, а перед казнью успел помочь сбежать от карателей лучшему своему ученику, Павлу Миклашевичу. Но после войны о Морозе почему-то помнили только то, что он добровольно сдался в плен. Так совершил ли подвиг учитель или нет? Должно ли его имя украшать Обелиск Славы? В первые послевоенные годы фамилии учителя не было среди героев и только стараниями и доказательствами Павла Миклашевича справедливость восторжествовала. Таким образом, автор показывает, что подвиг – это не только героическое сражение на фронте.

Борис Львович Васильев

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ… (1969)

В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» старшина Васков и пять девушек под его командованием проявляют в экстремальных ситуациях чудеса храбрости, но никогда не изменяют чести и справедливости, ведь на кону в этой войне – не только их жизни, но судьба их близких, друзей, всей страны. Эта повесть необычайно драматическая и вместе с тем трагическая, здесь погибают все девушки: Лиза Бричкина нелепо тонет в топком болоте, так и не доставив депешу; обидно, неожиданно, настигает смерть студентку Соню Гурвич; не выдержали нервы - испугалась вооруженных до зубов немцев - Галя Четвертак; чтобы не быть обузой Баскову, кончает с собой раненая Рита Осянина; сознательно жертвует собой отчаянная Женя Комелькова, отвлекая на себя огонь противника. Смерть каждой из девушек отзывается болью в сердце читателя, потому что он породнился с девушками, знает биографию каждой из них: чуткая и отзывчивая Соня ушла на войну со студенческой скамьи, Галя воспитывалась в детском доме, Рита, единственная из девушек, имевшая военный опыт, она уже мать, сына которой после ее гибели возьмет на воспитание Федот Васков.

Девушки погибли, не участвуя в крупных боевых действиях, но они отстояли тот клочок земли, который им было поручено защищать. После прочтения этого произведения очень ясно понимаешь – «у войны не женское лицо», женщинам не место на войне. Автор, создав женские образы, противопоставляет их нежность и доброту жестокости войны. При этом действия происходят на фоне гармоничной природы, которая производит умиротворяющее впечатление. Поэтому еще больнее, когда эту гармонию разрушают выстрелы врага. И природе, и женской сущности чужда война, которая неотвратимо вторгается и все разрушает. Война лишает женщину призвания быть матерью и хранительницей семейного очага. Последствия войны ужасны.

В конце повести о старшине говорится: «И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфович Васков, был ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия». Он сдержал слово: усыновил Альберта, с ним вместе установил памятники девушкам.

Единый подвиг – защита России – уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

 

 

Константин Дмитриевич Воробьев

УБИТЫПОД МОСКВОЙ (1963)

В повести «Убиты под Москвой» события занимают лишь пять дней. Главный герой произведения – младший лейтенант Алексей Ястребов, он во многом автобиографичен. Всего пять дней, проведенных на фронте, меняют его, заставляют мужать и взрослеть. События, описанные в повести, происходят в ноябре 1941 г. в Подмосковье. К бою готовится рота кремлевских курсантов, ни один из которых еще не участвовал в боях, и представления их о фронте весьма далеки от реальности. Алексей Ястребов, который только две недели назад получил звание лейтенанта, командует четвертым взводом. Все для него происходит в первый раз. Первые погибшие товарищи и первый убитый в рукопашной охватке враг, первый бой и первый безумный животный страх перед смертью; впервые испытанное чувство полного душевного опустошения после страшной гибели роты и после собственного малодушия и первый один на один – бой с фашистским танком. Эти эпизоды, как ступеньки, по которым автор крупными шагами ведет своего героя к тому моменту, когда он почувствует себя не просто повзрослевшим, но солдатом и гражданином, ответственным за собственную судьбу и за судьбу Родины. В финале повести, оставшись один из всей роты, полуживой, измученный, Ястребов все же не сломлен духом, он стремится выйти из окружения к своим, он верит в победу.

 

 

Виктор Петрович Астафьев

ПАСТУХ И ПАСТУШКА

Утонченная психологическая повесть «Пастух и пастушка» - повесть-притча, романтическая в своей основе, призывает к осмыслению жизни. В повести соотнесены и противопоставлены два несовместимых явления: любовь, то есть созидание, жизнь, и война - разрушение, смерть

Виктор Петрович Астафьев работал над этой книгой с 1967 по 1974 год. Повесть писалась в то время, когда литература стремилась сосредоточить внимание читателей на конкретном человеке. Задачей писателя стало изображение чувств человека и его жизни до мельчайших подробностей.

Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине, посреди России опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека. Герои же, обозначенные в заглавии, - два несчастных старика, жертвы бомбардировок советских самолётов. Таких жертв война уносит множество. Но бывшие пастух и пастушка лежат, крепко держась за руки. И любовь двоих становится лейтмотивом повести. Солдату необходимо высокое чувство, вера в то, что его ждут. Не хватало этого чувства и Борису. Да, он защищал Родину, боролся за ее освобождение, за спокойную и счастливую жизнь русского народа. Но подсознательно он чувствовал необходимость сильной, бескорыстной женской любви. Не каждому человеку выпадает в жизни такое чувство. Но Борис заслужил его своей отвагой, верностью родной земле и силой воли, ведь нет ничего страшней, чем привыкнуть к смерти.

Любов вспыхнула между Борисом и Люсей, в избушке которой остановилась на ночевку часть взвода. Тяжелая судьба солдата развела героев, но в памяти потом долго всплывали моменты счастья, проведенные рядом.

Образ Люси перерастает в символ. Жажда жизни рождает неслыханную стойкость – человек может перебороть неволю, голод, увечье и смерть, поднять тяжесть выше своих сил. Смерть героя определили не физические, а духовные, нравственные причины. Любовь – символ жизни. А война, противная человеческой природе, ежедневно, ежечасно и ежеминутно эту жизнь убивает. Борис думает: «Зачем? Для чего? Убивать или быть убитым? Нет, нет, нет!» Жизнестойкость уходит. Смерть поселилась в Борисе потому, что он устал от войны. Безмерная тоска по Люсе делает Бориса отрешенным, разъединяет с миром, людьми. Покорность судьбе и смерти, безысходность поселяются в нем. И Борис уходит в небытие.

Любая война – безнравственна. Это горе и смерть. Человек, прошедший войну – ранен навсегда. И только любовь помогает людям пережить тяжелые душевные травмы, страх и боль. Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. А память неподвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время. И своей повестью автор призывает каждого читателя не учиться воевать, а учиться любить.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: