В чем отличие реконструкции общественных зданий от жилых домов?




Прежде, чем заниматься реконструкцией старого общественного здания, нужно определиться с его новой функцией. В зависимости от этого создается проект. Важно учесть габариты основных и вспомогательных помещений, от этого зависит вместимость и пропускная способность здания. Огромное внимание уделяется внешнему облику здания – ведь общественные здания нередко формируют силуэт города. Своего рода «лицом города» выступают музеи, театры, библиотеки, высшие учебные заведения.

Задача реконструкции общественных зданий усложняется во много раз по той причине, что необходимо «красиво вписать» отдельный объект во всю городскую картину.

Реконструкция общественных зданий имеет ряд специфичных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе выполнения данных работ. Если данные особенности проигнорировать, то они отрицательно скажутся на эффективности строительного производства. Специфические условия заключаются в том, что здания, подлежащие реконструкции, зачастую расположены в условиях функционирующих структур, а соответственно, в условиях, где уже сложились транспортные и коммуникационные территории. Все эти факторы препятствуют выбору индустриальных методов и способов выполнения работ, а также ограничивает использование высокопроизводительных машин и специализированной техники.

Реконструкция общественных зданий требуют особого внимания, так как необходимо не только сохранить его функциональность, но и обеспечить достойный уровень безопасности для посетителей и работников. Благодаря проведению работ по реконструкции, многие объекты становятся намного лучше, чем были построены изначально. Все работы по реконструкции должны выполняться со строгим соблюдением действующих строительных норм и требований, которые предъявляются в отношении качества. Целью реконструкции здания может быть, как частичная, так полная перепланировка помещений. Например, новые функциональные назначения. Современные компании, сферой деятельности которых является реконструкция общественных зданий, предлагают свои уникальные решения для реализации выполнения данных работ. Перед выполнением работ по реконструкции здания подвергаются тщательному обследованию, позволяющему определить их общее состояние и объем предстоящих работ.

Переустройство общественных зданий решается по следующим уровням:

• 1 уровень – путём модернизации без изменения назначения и объёмно – планировочного решения (техническое перевооружение, реконструкция инженерных сетей, устройство механических средств подъёмников);

• 2 уровень – перепланировка основных групп без изменения их назначения, размещение нового технологического оборудования;

• 3 уровень – расширение площадей за счёт устройства антресольного этажа, переноса фронта ограждения, надстройка, пристройка дополнительного объёма.

Модернизацию старой застройки можно проводить безболезненно за счёт устройства ряда этажей под землёй и достройки корпусов внутри кварталов. Удачным вариантом является надстройка зданий или обстройка их современными конструкциями (ЦУМ в Минске).

Таким образом, можно выделить несколько подходов к реконструкции общественных зданий:

• I подход заключается в максимально возможном сохранении объёмно – планировочного и конструктивного решений памятника архитектуры. Облик здания сохраняется.

• II подход заключался в развитии (назначении) функции здания. Т.е. функция сохраняется и развивается на том же месте, но предполагается расширение здания, строительство дополнительных объёмов и пр. Должно быть сохранено стилевое единство, сомасштабность застройки. (Государственная Третьяковская галерея, транспортные сооружения, ж/д вокзалы…).

• III подход ориентирован на развитие новой социальной функции, ранее совершенно не свойственной зданию. Например, автовокзал становится банком; баня – церковью. Фабрика – магазином. И т.д.

В этом же ряду стоит процесс «ситизации» – размещения офисов, магазинов, клубов, казино, банков в малоэтажном жилом фонде.

 

Реконструкции зданий административного назначения

Реконструкция зданий административного назначения должна осуществляться в соответствии с требованиями СНиП 31-05-2003 Общественные здания административного назначения.

Определяющими признаками, объединяющими указанную группу зданий, являются состав основных функциональных групп помещений, объемно-планировочная структура, принадлежность к одному классу установленной в СНиП 21-01 классификации зданий и помещений по функциональной пожарной опасности, учитывающей способ использования зданий (только в дневное время), меру угрозы безопасности людей в случаях возникновения пожара и характеристику основного контингента.

Планировочные решения зданий представляют собой набор административных и бытовых помещений, имеющих выходы в общие коридоры, ведущие в вестибюль и в лестничные клетки. Конструктивная система каркасная или комбинированная.

Помещения в зданиях административного назначения, как правило, составляют следующие основные функциональные группы: а) кабинеты руководства; б) рабочие помещения структурных организаций; в) помещения для совещаний и (или) конференц-залы; г) помещения информационно-технического назначения; д) входная группа помещения, в том числе: вестибюль, гардероб, бюро пропусков, помещение охраны; е) помещения социально-бытового обслуживания (общественное питание, медицинское обслуживание и т.п.); ж)помещения технического обслуживания; з) помещения инженерного оборудования.

Состав, оборудование, в том числе количество сантехприборов и площадь помещений функциональных групп определяются с учетом норм, установленных в СНиП 2.08.02 и СНиП 2.09.04.

Высота помещений от пола до потолка должна быть не менее 3 м. В небольших офисах, размещаемых в объеме жилых зданий, и в заводских конторах, размещаемых в административно-бытовых зданиях, высота помещений может соответствовать высоте, принятой в этих зданиях. Высота коридоров и холлов должна быть не менее 2,4 м; в офисах, размещаемых в жилых зданиях, и в заводских конторах, размещаемых в административно-бытовых зданиях, - не менее 2,2 м.

Ширина коридоров должна быть не менее 1,2 м при длине 10 м; не менее 1,5 м - при длине свыше 10 м и не менее 2,4 м - при использовании их в качестве кулуаров или помещений ожидания для посетителей. Высоту технических этажей следует принимать с учетом размещаемого оборудования, инженерных сетей и условий их эксплуатации; при этом в местах прохода обслуживающего персонала высота в чистоте должна быть не менее 1,8 м. Сквозные проезды в зданиях следует принимать шириной в свету не менее 3,5 м, высотой не менее 4,25 м. Сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 м.

Выходы из пассажирских лифтов следует проектировать через лифтовый холл, в том числе через вестибюль или холл другого назначения, если лифтовый холл входит в их площадь. Ширина лифтового холла пассажирских лифтов должна быть не менее:

• при однорядном расположении лифтов – 1,3 наименьшей глубины кабины лифтов;

• при двухрядно расположении – не менее удвоенной наименьшей глубины кабины.

Перед лифтами с глубиной кабины 2100 мм и более ширина лифтового холла должна быть не менее 2,5 м, а при двухрядном расположении лифтов - не менее удвоенной наименьшей глубины кабины.

При проектировании и реконструкции зданий следует применять правила противопожарной защиты людей и зданий, содержащиеся в СНиП 21-01, а также дополнительные требования пожарной безопасности, установленные в данном СНиП, обусловленные спецификой зданий административного назначения.

При проектировании и строительстве зданий учреждений должна быть обеспечена их доступность для маломобильных групп населения, работающих или посещающих эти здания в соответствии с требованиями СНиП 35-01. Данные требования уточняются в задании на проектирование с определением, при необходимости, числа инвалидов и видов инвалидности.

Одним из способов реконструкции административных здания является надстройка над существующим зданием 2-4 этажей; пристройка эркеров и ризалитов. Надстройка одного или нескольких этажей может быть достаточным условием для придания зданию соответствующего эстетического облика, соответствующего сложившейся композиции

фасадов соседних домов. Цель надстройки –повышение комфортности, увеличение полезной площади, улучшение архитектурного облика.

Основные способы надстройки:

• надстройка с изменением конструктивной схемы здания;

• надстройка, опирающаяся на самостоятельные конструкции, или метод «встроенного каркаса»

Планировка и конструкции надстраиваемых этажей могут быть иными, чем в существующем здании, т.к. они зависят только от решения несущих конструкций или от остова ненагруженной надстройки.

Несущий остов надстраиваемых этажей имеет два варианта:

• устройство платформы (стола) основания, на котором новые этажи могут

• иметь любые планировочные и конструктивные решения;

установка в каждом этаже иди через этаж несущие элементы в виде балок (ферм, рам) устанавливаемых на колоннах надстройки.

 

Реконструкция торговых зданий и помещений

Проблемы переустройства торговых зданий (помещений) решаются следующим образом:

• Модернизация без изменения назначения и объемно-планировочного решения. Осуществляется главным образом техническое перевооружение торговых помещений, обусловленное износом торгового и технологического оборудования и форм обслуживания. Производится реконструкция инженерных сетей, архитектурно-художественное оформление интерьера и пр.

• Перепланировка основных групп помещений без изменения их назначения с увеличением мощности, пересмотр функционально-планировочных решений, размещение нового технологического оборудования.

• Реконструкция путем расширения торговых площадей за счет использования смежных помещений, использование антресольного этажа, переноса ограждения или пристройки дополнительного объема.

• Устройство торговых пассажей путем использования примыкающих дворов. Например, создание супермаркета и сети специализированных магазинов, ориентированных во внутренний остекленный пассаж П- или О- образной формы плана здания. В нем размещаются магазины товаров повседневного спроса, специализированные магазины, кафе и предприятия бытового обслуживания.

Реконструкция зрелищно-спортивных зданий

Реконструируемые зрелищно-спортивные здания должны удовлетворять требованиям, приведенным в Пособии к СНиП 2.08.02-89 Спортивные сооружения.

В проекте реконструкции спортивно-зрелищного здания следует обеспечить его универсальность: с ареной, трансформируемой для попеременного проведения соревнований по нескольким видам спорта или нескольким видам культурно-зрелищных мероприятий.

В спортивно-зрелищных залах для проведения культурно-зрелищных и общественных мероприятий при их реконструкции следует предусматривать устройство сборно-разборной эстрады. Выбор варианта размещения эстрады определяется исходя из возможности максимального использования стационарных мест для зрителей.

Исходя из универсального использования по многим видам спорта для разминки соревнующихся предусматривается зал, размещаемый в удобной связи с ареной. Во время, когда не проводятся соревнования, этот зал рекомендуется использовать для учебно-тренировочных занятий, в связи с чем при нем предусматриваются раздевальные с душевыми и уборными при них.

Размеры залов принимаются в соответствии с Пособием к СНиП 2.08.02-89. Ограждающие и несущие конструкции, а также полы спортивных залов должны допускать возможность крепления к ним стационарного и переносного спортивного оборудования и быть рассчитаны с учетом нагрузок от него.

Расчетное число зрительских мест в универсальных спортивно-зрелищных залах с устройством партера определяется как сумма мест в партере и ни трибунах за вычетом мест, расположенных за пределами горизонтального угла 120 градусов с вершиной в середине дальней стороны эстрады и удалении от нее не более 40 метров.

На стационарных трибунах и в партере спортивно-демонстрационных и спортивно-зрелищных залов и предусматриваются места для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, а при предназначении этих сооружений для соревнований республиканского и более высокого масштаба на трибунах предусматриваются, как правило, также и места для представителей прессы (ложа прессы), с которых обеспечивается хороший обзор арены. В зданиях спортивно-демонстрационных и спортивно-зрелищных залов рекомендуется вестибюли для занимающихся (соревнующихся) и для зрителей устраивать отдельно друг от друга.. Площадь вестибюлей определяется из расчета 0,5 м2на одного занимающегося в смену (но не менее 20 м2) и 0,25 м2на одно зрительское место. Во всех сооружениях, где имеются места для зрителей, предусматривается фойе, площадь которого определяется из расчета 0,35 м2на зрительское место; при этом принимаемое в расчет число зрительских мест должно учитывать схемы трансформации арены и зрительских мест.

В ходе реконструкции спортивных арен стадионов под трибунами размещаются спортивно-тренировочные и спортивно-развлекательные комплексы, в подземном пространстве размещаются автостоянки. На месте устаревших хозяйственных построек возводятся многофункциональные спортивно-демонстрационные и спортивно-развлекательные комплексы с устройством террасного парка на озелененных кровлях (проект реконструкции стадиона Динамо г.Москва). По проекту реконструкции стадиона «Динамо» в г. Хабаровск на месте старого стадиона будет построен крупный спортивный комплекс, включающий спортивную арену, гостиницу, боулинг-клуб, фитнес-центр и другие объекты.

При реконструкции зрелищно-спортивных зданий проектируются меры по восстановлению и усилению большепролетных конструкций перекрытий и покрытия.

В последние годы разработан ряд проектов спортивных комплексов с широким использованием большепролетных алюминиевых конструкций. Наиболее важным преимуществом алюминиевых большепролетных конструкций является малый собственный вес. Например, для объектов, построенных в III снеговом районе при снеговой нагрузке 180 кг/кв. м, собственный вес блочных алюминиевых покрытий (включая утеплитель, пароизоляцию и пожарозащиту) не превышает 30 кг/кв. м при пролетах до 60 м. В проекте реконструкции комплекса «Прометей», в Геленджике, предусмотрены алюминиевые покрытия футбольного манежа (трансформируемого), бассейна с морской водой, спортзалов, а также пешеходные мосты.

Общие требования к проектам реконструкции

Состав разделов проектной документации на реконструкцию и требования к содержанию этих разделов приведены в Постановлении Правительства Российской Федерации № 87 от 16 февраля 2008 г. В соответствии с данным положением объекты капитального строительства, подвергающиеся ре конструкции, в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:

а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;

б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);

в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).

Проектная документация состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть содержит сведения о реконструируемом здании и сооружении, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.

Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.

В целях реализации в процессе реконструкции архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на реконструкцию здания и сооружения, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Правила выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации, необходимо производить по ГОСТ Р.1101-2009. Проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводствен- ного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10‒32 в Положении к Постановлению Правительства Российской Федерации № 87 от 16 февраля 2008 г.

В разделе №1 «Пояснительная записка» приводятся основные документы, на основании которых принято решение о разработке проекта реконструкции здания или сооружения, исходные данные и основные сведения о функциональном назначении, проектной мощности, потребляемых ресурсах объекта реконструкции, а также приводятся технико-экономические показатели и т.д.

В раздел №2 «Схема планировочной организации земельного участка» необходимо включить полную характеристику земельного участка с технико-экономическими показателями, находящегося под реконструированным зданием или сооружением, а также привести необходимые обоснования по планировочной организации земельного участка в необходимых случаях. Выполняется в текстовой и графической форме.

В разделе №3 «Архитектурные решения» приводятся основные поэтажные планы, фасады, разрезы, а также описание архитектурно-строительных решений, которые будут применяться при реконструкции здания или сооружения.

В разделе №4 «Конструктивные и объемно-плани ровочные решения» приводятся основное описание конструктивных решений реконструируемого здания или сооружения в целом, а также обоснование принятых технических решений об их безопасности при проведении реконструкции. Также приводятся поэтажные планы здания, разрезы, схемы расположения основных несущих конструкций с их плановой и высотной привязкой.

Раздел №5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений» должен состоять из

следующих подразделов:

а) подраздел «Система электроснабжения»;

б) подраздел «Система водоснабжения»;

в) подраздел «Система водоотведения»;

г) подраздел «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети»;

д) подраздел «Сети связи»;

е) подраздел «Система газоснабжения»;

ж) подраздел «Технологические решения».

Данные содержат основные требования и технические решения по системам инженерно-технического обеспечения реконструируемого здания.

Раздел № 6 «Проект организации строительства» должен содержать основные сведения о характеристике района строительства с точки зрения развитости транспортной инфраструктуры, наличия рабочей силы, описание особенностей проведения работ, обоснование принятой организационно-технологической схемы, перечень и технологическую последовательность работ по реконструкции здания или сооружения и т.д. В графической части приводятся календарный план строительства и строительный генеральный план.

Раздел № 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» выполняется при необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства и должен содержать основные мероприятия, обоснования и технические решения по безопасному производству демонтажных работ.

Раздел № 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» включает оценку воздействий реконструируемого здания или сооружения на

окружающую среду, перечень мероприятий и технических решений по снижению этого воздействия, а также мероприятия по рациональному использованию водных объектов и биологических ресурсов.

Раздел № 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» включает в себя описание и обоснование мероприятий и технических решений по обеспечению пожарной безопасности реконструируемого объекта.

Раздел № 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов» содержит перечень проектных решений по обеспечению безопасного перемещения и обустройства рабочих мест инвалидов на реконструируемых зданиях и сооружениях, если данные здания или сооружения указаны в пункте 10 части 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Раздел № 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию. Сметная документация должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Раздел № 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами» должен содержать документацию, необходимость разработки которой предусмотрена законодательными актами Российской Федерации.

 

Заключение

 

Реконструкция любого здания или сооружения связана с решением ряда вопросов, относящихся не только к данному району или предприятию, но и ко всему городу в целом. Она имеет специфический характер и широкий

диапазон для принятия решений: снос, модернизация, встройка, обстройка и надстройка нескольких этажей. Реконструкция связана с необходимостью бережного и осторожного подхода к сложившейся застройке. При реконструкции зданий и сооружений необходимо всесторонне учитывать как социальные и градостроительные задачи, так и экономическую и техническую эффективность ее проведения.

 

 

Список литературы

1. Федоров В.В., Федорова Н.Н., Сухарев Ю.В. Реконструкция зданий, сооружений и городской застройки: учебное пособие для вузов. ‒ М.: ИНФРА-М, 2011. ‒ 224 с.

2. Гучкин И.С. Техническая эксплуатация и реконструкция зданий: учебное пособие для вузов / Ассоциация строительных вузов. ‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: Изд-во АСВ, 2013. ‒ 295 с.

3. Иванов Ю.В. Реконструкция зданий и сооружений: усиление, восстановление, ремонт: учебное пособие для вузов / Ассоциация строительных вузов. ‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ М.: Изд-во АСВ, 2013. ‒ 312с.

4. Травин В.И. Капитальный ремонт и реконструкция жилых и общественных зданий: учебное пособие для вузов. ‒ 2-е изд. ‒ Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. ‒ 251 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: