Урок 9. Былина «Три поездки Ильи Муромца»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогическая задача: создать условия для развития умений составлять рассказ о герое произведения, формулировать речевую задачу, составлять план, отбирать языковые средства для описания внешности, характера, своего отношения к Илье Муромцу | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся: формулировать речевую задачу, составлять план, отбирать языковые средства для описания внешности, характера, своего отношения к Илье Муромцу, рассказывать о герое произведения последовательно, логично, выразительно | Метапредметные: Познавательные: отбирать из прочитанных произведений (былин) необходимые речевые средства для составления рассказа о герое, выстраивать их в логической последовательности; обобщать полученную из текстов информацию о герое произведения на более высоком качественном уровне. Регулятивные: формулировать речевую задачу в коллективной деятельности; составлять план рассказа о герое; оценивать рассказы одноклассников по совместно выработанным критериям. Коммуникативные: формулировать речевую задачу, использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текстов былин | Личностные: выражать собственное отношение к герою произведения, эмоционально передавая это отношение с помощью интонации и экспрессивных средств языка |
Образовательные ресурсы: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри» |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Опишите внешний вид Ильи Му- ромца. – Чем богатыри отличаются от героев сказок? – Как в старину исполнялись былины? Какие музыкальные инструменты использовались? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают по ролям на оценку. – Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные. – Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда ученые начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Какой литературный герой был в центре внимания на протяжении нескольких уроков по изучению былин? – Посмотрите на доску и прочитайте ряд слов, которые вам помогут определить то, чему вы будете учиться на уроке. На доске дается ряд слов: внешность, характер, поступки, свое отношение к герою; рассказывать, описывать, составлять. – Сформулируйте учебную задачу урока. – Как вы думаете, что нужно для того, чтобы рассказ о герое получился логичным, последовательным, выразительным? – Прочитайте тему урока. – Подумайте, как лучше сформулировать речевую задачу, выполняя которую вы сможете увлекательно рассказать о богатыре Илье Муромце | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Мы познакомились с Ильей Муромцем. – Надо составить план, найти в текстах былин слова и выражения, которые мы можем использовать в своих рассказах, продумать связки для перехода от одного пункта плана к другому… – Научиться рассказывать эмоционально, используя в своей речи образные слова и выражения, увлечь интересным рассказом слушателей, не нарушать последовательности изложения мысли | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Работа над планом рассказа о герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания | Проводит работу над планом рассказа о герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания. Актуализирует знания учащихся об Илье Муромце на основе информации из разных источников. – Вы правильно отметили, что рассказ может быть воспринят слушателями тогда, когда он логичен, последователен, основная мысль красной нитью проходит через все высказывание рассказчика. Что для этого нужно сделать? – С чего важно начать? – Кроме внешности героя, что помогает представить богатыря, составить о нем целостное представление? – Чем вы закончите свое высказывание? – Давайте вместе запишем план будущего рассказа. О чем будет ваш рассказ? – Какова будет главная мысль вашего рассказа об Илье Муромце, что вы хотите передать слушателям, какие чувства и зачем? – Ваше высказывание – это текст. Как вы думаете, какой тип текста наиболее приемлем для рассказа об Илье Муромце? – Если вы хотите донести до слушателя ваши чувства, то каким будет стиль изложения рассказа – научным или художественным? – Вспомните признаки художественного текста. – Вспомните, где родился Илья Муромец, кто были его родители, как проходило его детство, как произошло чудесное исцеление Ильи. – Почему Илья Муромец причислен к лику святых? – Предложите последовательность изложения данных фактов об Илье Муромце в виде пунктов плана. – Обратите внимание на картину В. М. Васнецова «Богатыри». Расскажите, как выглядел Илья Муромец, чем он внешне отличался от других богатырей, какое воинское снаряжение было у него. – Предложите последовательность описания внешности Ильи на основе картины В. М. Васнецова «Богатыри» | Отвечают на вопросы учителя. – Нужно составить план. – Начать нужно с описания внешности героя. – Далее описываем характер и поступки. – В конце рассказа выразим свое отношение к герою. Составляют план рассказа об Илье Муромце. 1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление. 2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение). 3. Характер и поступки Ильи Муромца. 4. Мое отношение к герою былин. – Наш рассказ будет о самом Илье Муромце, его происхождении, чудесном выздоровлении и его победах над врагами земли Русской. – Наша цель – передать в рассказе свое восхищение подвигами богатыря, чтобы слушатели вместе с нами испытали чувство гордости и восхищения. – Наш рассказ о герое – это повествование с элементами описания. Мыбудем рассказывать об Илье и включать в рассказ описание его внешности, характера. – Стиль изложения рассказа – художественный. – Признаки художественного текста: образность, яркость, выражение автором своих чувств и переживаний, собственной точки зрения по поводу когда-то увиденного, услышанного или прочитанного | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказы-вания. Аргументировать свою точку зрения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Работа с текстами былин «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». Работа в парах | Организует работу с текстами былин «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». – Найдите в тексте былины «Ильины три поездочки» описание того, как был одет Илья Муромец, когда вступил в бой с «разбойничками». Выпишите себе в тетрадь слова и выражения, которые помогут вам описать внешний вид Ильи Муромца. – Данные выражения в измененном виде вы можете использовать в своих рассказах. Найдите в текстах прочитанных былин слова и выражения, которые описывают характер и поступки Ильи Муромца и помогут вам о них рассказать. – Вы так много узнали об Илье Муромце, отобрали большое количество материала, чтобы составить о нем рассказ. Но как высказать свое отношение к герою, что главное вы должны выразить в конце своего рассказа? – Попробуйте предложить в устной форме свои варианты заключения рассказа. Вы можете использовать при составлении рассказа о герое следующие обороты речи: таким образом, следовательно, поэтому, так как, я думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему и др. | Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Под руководством учителя выписывают (или подчеркивают) нужные слова и выражения, чтобы потом использовать их в своем рассказе. Учащиеся могут выписать следующие слова и выражения из учебника (с. 15): «убранство на Илье озарил», «заблистал шлем», «засияли камни-яхонты», «Илья палицей размахивался » и др.
– Мы испытываем восхищение героем, гордость за то, что на земле Русской был такой богатырь – Илья Муромец, который, не жалея жизни своей, защищал Родину и верно служил ей.
Работают в парах.Контрольно-оценочный лист получает каждый школьник, заполняется на каждого учащегося при взаимопрослушивании.
Контрольно-оценочный лист (Ф. И. ученика)
| Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Домашнее задание может быть дано дифференцированно. Тем школьникам, которым не все удалось, следует доработать свои рассказы. А тем школьникам, которые выступили отлично, дать иное задание, например, прочитать былину о другом богатыре и составить о нем подобный рассказ по уже готовому плану. Составить рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Чему вы учились на уроке? – Что было трудным? Что удалось легко? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания ( «0», «+ », «–», «?» ): Я научился рассказывать по плану о герое произведения. Я научился использовать дополнительную информацию из разных источников о герое в своем рассказе. Я научился использовать в своей речи слова и выражения из былинных текстов. Я научился рассказывать о герое так, чтобы передать свое эмоциональное отношение к Илье Муромцу. Я научился справедливо оценивать рассказ своего това-рища. Я научился видеть свои ошибки и признавать их | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
|
|
|