Урок 9. Былина «Три поездки Ильи Муромца»




Урок 9. Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогическая задача: создать условия для развития умений составлять рассказ о герое произведения, формулировать речевую задачу, составлять план, отбирать языковые средства для описания внешности, характера, своего отношения к Илье Муромцу
Планируемые результаты
Предметные: научатся: формулировать речевую задачу, составлять план, отбирать языковые средства для описания внешности, характера, своего отношения к Илье Муромцу, рассказывать о герое произведения последовательно, логично, выразительно Метапредметные: Познавательные: отбирать из прочитанных произведений (былин) необходимые речевые средства для составления рассказа о герое, выстраивать их в логической последовательности; обобщать полученную из текстов информацию о герое произведения на более высоком качественном уровне. Регулятивные: формулировать речевую задачу в коллективной деятельности; составлять план рассказа о герое; оценивать рассказы одноклассников по совместно выработанным критериям. Коммуникативные: формулировать речевую задачу, использовать в собственных рассказах о герое необходимые языковые средства из текстов былин Личностные: выражать собственное отношение к герою произведения, эмоционально передавая это отношение с помощью интонации и экспрессивных средств языка
Образовательные ресурсы: репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Опишите внешний вид Ильи Му- ромца. – Чем богатыри отличаются от героев сказок?     – Как в старину исполнялись былины? Какие музыкальные инструменты использовались? Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают по ролям на оценку. – Богатыри отличаются от героев сказок тем, что богатыри – это реальные герои которые жили в России много веков тому назад. И с ними придуманы всякие сказки и былины, которые наполовину реальные, а наполовину вымышленные. – Исполняли былины певцы-сказители. Когда-то в Древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда происходит и название музыкального инструмента. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, неторопливый перебор гуслей (гусли – русский народный щипковый многострунный инструмент типа арфы). В XVIII–XIX веках, когда ученые начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без аккомпанемента Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Какой литературный герой был в центре внимания на протяжении нескольких уроков по изучению былин? – Посмотрите на доску и прочитайте ряд слов, которые вам помогут определить то, чему вы будете учиться на уроке. На доске дается ряд слов: внешность, характер, поступки, свое отношение к герою; рассказывать, описывать, составлять. – Сформулируйте учебную задачу урока. – Как вы думаете, что нужно для того, чтобы рассказ о герое получился логичным, последовательным, выразительным? – Прочитайте тему урока. – Подумайте, как лучше сформулировать речевую задачу, выполняя которую вы сможете увлекательно рассказать о богатыре Илье Муромце Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Мы познакомились с Ильей Муромцем.   – Надо составить план, найти в текстах былин слова и выражения, которые мы можем использовать в своих рассказах, продумать связки для перехода от одного пункта плана к другому…   – Научиться рассказывать эмоционально, используя в своей речи образные слова и выражения, увлечь интересным рассказом слушателей, не нарушать последовательности изложения мысли Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Работа над планом рассказа о герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания Проводит работу над планом рассказа о герое, над темой, основной мыслью, типом и стилем высказывания. Актуализирует знания учащихся об Илье Муромце на основе информации из разных источников. – Вы правильно отметили, что рассказ может быть воспринят слушателями тогда, когда он логичен, последователен, основная мысль красной нитью проходит через все высказывание рассказчика. Что для этого нужно сделать? – С чего важно начать? – Кроме внешности героя, что помогает представить богатыря, составить о нем целостное представление? – Чем вы закончите свое высказывание? – Давайте вместе запишем план будущего рассказа. О чем будет ваш рассказ?   – Какова будет главная мысль вашего рассказа об Илье Муромце, что вы хотите передать слушателям, какие чувства и зачем?     – Ваше высказывание – это текст. Как вы думаете, какой тип текста наиболее приемлем для рассказа об Илье Муромце? – Если вы хотите донести до слушателя ваши чувства, то каким будет стиль изложения рассказа – научным или художественным? – Вспомните признаки художественного текста.     – Вспомните, где родился Илья Муромец, кто были его родители, как проходило его детство, как произошло чудесное исцеление Ильи. – Почему Илья Муромец причислен к лику святых? – Предложите последовательность изложения данных фактов об Илье Муромце в виде пунктов плана. – Обратите внимание на картину В. М. Васнецова «Богатыри». Расскажите, как выглядел Илья Муромец, чем он внешне отличался от других богатырей, какое воинское снаряжение было у него. – Предложите последовательность описания внешности Ильи на основе картины В. М. Васнецова «Богатыри» Отвечают на вопросы учителя.     – Нужно составить план. – Начать нужно с описания внешности героя. – Далее описываем характер и поступки.     – В конце рассказа выразим свое отношение к герою. Составляют план рассказа об Илье Муромце. 1. Происхождение Ильи Муромца, его чудесное выздоровление. 2. Портрет Ильи Муромца (внешность и воинское снаряжение). 3. Характер и поступки Ильи Муромца. 4. Мое отношение к герою былин. – Наш рассказ будет о самом Илье Муромце, его происхождении, чудесном выздоровлении и его победах над врагами земли Русской. – Наша цель – передать в рассказе свое восхищение подвигами богатыря, чтобы слушатели вместе с нами испытали чувство гордости и восхищения. – Наш рассказ о герое – это повествование с элементами описания. Мыбудем рассказывать об Илье и включать в рассказ описание его внешности, характера.   Стиль изложения рассказа – художественный.   – Признаки художественного текста: образность, яркость, выражение автором своих чувств и переживаний, собственной точки зрения по поводу когда-то увиденного, услышанного или прочитанного Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказы-вания. Аргументировать свою точку зрения
IV. Работа с текстами былин «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». Работа в парах Организует работу с текстами былин «Ильины три поездочки» и «Три поездки Ильи Муромца». – Найдите в тексте былины «Ильины три поездочки» описание того, как был одет Илья Муромец, когда вступил в бой с «разбойничками». Выпишите себе в тетрадь слова и выражения, которые помогут вам описать внешний вид Ильи Муромца. – Данные выражения в измененном виде вы можете использовать в своих рассказах. Найдите в текстах прочитанных былин слова и выражения, которые описывают характер и поступки Ильи Муромца и помогут вам о них рассказать. – Вы так много узнали об Илье Муромце, отобрали большое количество материала, чтобы составить о нем рассказ. Но как высказать свое отношение к герою, что главное вы должны выразить в конце своего рассказа? – Попробуйте предложить в устной форме свои варианты заключения рассказа. Вы можете использовать при составлении рассказа о герое следующие обороты речи: таким образом, следовательно, поэтому, так как, я думаю, я считаю, мне кажется, на мой взгляд, по-моему и др. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Под руководством учителя выписывают (или подчеркивают) нужные слова и выражения, чтобы потом использовать их в своем рассказе. Учащиеся могут выписать следующие слова и выражения из учебника (с. 15): «убранство на Илье озарил», «заблистал шлем», «засияли камни-яхонты», «Илья палицей размахивался » и др. – Мы испытываем восхищение героем, гордость за то, что на земле Русской был такой богатырь – Илья Муромец, который, не жалея жизни своей, защищал Родину и верно служил ей. Работают в парах.Контрольно-оценочный лист получает каждый школьник, заполняется на каждого учащегося при взаимопрослушивании. Контрольно-оценочный лист (Ф. И. ученика)
Качественная характеристика описания Шкала оценивания
«!» очень хорошо «?» недостаточно хорошо «–» не удалось
Логичность, последовательность, соответствие плану      
Использование средств связи для перехода от одной части высказывания к другой      
Использование образных выражений и слов из текста былин      
Умение дать яркое описание внешности героя так, чтобы можно было его хорошо представить      
Умение передать чувства и свое отношение к герою произведения эмоционально и выразительно      
Использование жестов при рассказывании, изменение мимики лица в соответствии с тем, о чем говорит      
Баллы      
Общее количество баллов за рассказ  
Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
V. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Домашнее задание может быть дано дифференцированно. Тем школьникам, которым не все удалось, следует доработать свои рассказы. А тем школьникам, которые выступили отлично, дать иное задание, например, прочитать былину о другом богатыре и составить о нем подобный рассказ по уже готовому плану. Составить рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VI. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Чему вы учились на уроке? – Что было трудным? Что удалось легко? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу на уроке с помощью следующих утверждений по шкале оценивания ( «0», «+ », «–», «?» ): Я научился рассказывать по плану о герое произведения. Я научился использовать дополнительную информацию из разных источников о герое в своем рассказе. Я научился использовать в своей речи слова и выражения из былинных текстов. Я научился рассказывать о герое так, чтобы передать свое эмоциональное отношение к Илье Муромцу. Я научился справедливо оценивать рассказ своего това-рища. Я научился видеть свои ошибки и признавать их Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: