Обсудить еще раз с ребенком балет “Спящая красавица” и закрепить полученные знания Вам поможет викторина




Шаг 1. Будем знакомы

Сядьте перед экраном и начните просмотр одной из пьес “Детского альбома” П. И. Чайковского. Наверняка звуки музыки и и то что вы смотрите, привлекут внимание Вашего ребенка. И когда он подойдет к Вам с вопросом: “А что ты смотришь и слушаешь?” Тогда - то Вы и сможете предложить познакомиться с творчеством композитора П. И. Чайковского. В начале беседы уточните у вашего ребенка, знает ли он, кто такой композитор. Предложите поближе познакомиться с музыкальными произведениями для детей П.И. Чайковского.

Расскажите О Чайковском

Композитор очень любил детей и хорошо понимал их, он сочинил специально для них первый в России сборник пьес, который назывался “Детский альбом”. Это целый мир, волшебная страна, пересказанная в звуках.

А также музыку к трем балетам основанных на сказочных сюжетах - “Лебединое озеро”, “Спящая красавица” и “Щелкунчик”. Эти балеты были в понимании П. И. Чайковского и в его художественной практике совершенно особой сферой. Сферой романтического, фантастического, легендарного, воплощенной мечтой о победе любви и добра.

Здесь, Вы, найдете историю создания альбома, произведений и интересные факты. История

 

Шаг 2. “Детский альбом”

В “Детский альбом” вошли 24 пьесы, которые разделены на четыре цикла.

Утренний цикл

Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом» писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.

 

"Утренняя молитва" (1.25) С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.

 

"Зимнее утро" (0.56) Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

 

"Игра в лошадки" (0.47) Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.

 

"Мама" (1.09) Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации. Мелодичным голосоведением передает общение с мамой музыка. «Детский альбом» Чайковского проникнут богатыми нюансами гармонизации и детских переживаний.

 

Дневной цикл

Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского, содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.

"Марш деревянных солдатиков" (0.56) Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

"Болезнь куклы" (1.22) Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.

"Вальс" (2.12) Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передает Чайковский. «Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.

"Новая кукла" (0.42) Радостью и счастьем проникнуто настроение

миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств – восторг, изумление, радость.

 

 

Песни и танцы

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского. «Детский альбом» передает всю непоседливость детского возраста.

"Мазурка" (1.19) Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.

"Мужик на гармонике играет" (0.46) Эта пьеса – образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

"Камаринская" (2.09) Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.

"Полька" (0.42) Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.

 

Песни дальних стран

Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.

"Итальянская песенка" (0.54) В ней Чайковский средствами музыкальной выразительности точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.

"Старинная французская песенка" (1.21) Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.

"Немецкая песенка" (1.00) Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.

"Неаполитанская песенка" (1.00) Звучание народных инструментов слышится в этой пьесе. Неаполь – один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.

 

Вечерний цикл

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, боязнь темноты. Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.

"Нянина сказка" (1.56) Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.

"Баба Яга" (0.42) Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра – настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.

"Сладкая грёза" (2.30) И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на морозные узоры, сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

" Песня жаворонка" (0.54) Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним – и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром.

"Шарманщик поет" (1.11) Протяжные звуки старинного инструмента, движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.

" В церкви" (2.48) Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях.

Музыкальных пьес довольно много, поэтому имеет смысл их слушать и смотреть разделив по частям на несколько дней.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие чувства и настроение передает музыка?

2. О чем рассказывает музыка?

3. Какое музыкальное произведение ты хотел бы послушать еще раз?

4. Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит?

5. Какие краски могут передать настроение музыки?

Помогите ребенку передать свои чувства в рисунке, подобрать четверостишье к прослушанному произведению.Попробуйте вместе с ребенком создать небольшую видео зарисовку по рисункам к пьесам, которые он создаст, наложив на них музыку из “Детского альбома” П.И. Чайковского.

Музыкальных пьес очень много дозируйте их прослушивание по содержанию цикла, с последующей беседой.

В конце посмотрите мультфильм "Детский альбом"на музыку П.И. Чайковского (18.18)

Мультфильм «Детский альбом» представляет собой сборник лёгких пьес для детей для фортепиано, и, в общем-то, это даже не мультфильм – а сплошная музыка, мелодичная, нежная, добрая и чрезвычайно красивая.

Жаль, что её уже мало кто слышит... Не верите? Это легко проверяется – посадите своё чадо перед мультфильмом «Детский альбом», и обратите внимание, на какой минуте из этого 18-минутного музыкального мультипликационного фильма, он перестанет его смотреть.

Шаг 3. Сказочные сюжеты

Расскажите ребенку про забавного человечка, который щелкает орешки своими игрушечными зубами. Его принесли в подарок детям среди других игрушек к Новому году. Предложите ребенку послушать сказку "Щелкунчик" с оркестром (1.38.39) Не забывайте, дозировать просмотр сказки, разделите его на несколько частей.

После можно посмотреть мультфильм "Щелкунчик" (25.31)

Вопросы для обсуждения:

Спросите, какое настроение вызывает тот или иной музыкальный отрывок из мультфильма?

Как рассказывает музыка о Мышином короле и его войске?

Какое настроение вызывает “Вальс снежных хлопьев”?

Предложите ребенку познакомиться еще с одной сказкой - балетом П.И. Чайковского “Спящая красавица” по сказке Шарля Перро. Расскажите что в ней, как и во всякой сказке, добро сталкивается со злом, преодолевает его. Прослушайте с ребенком музыкально-литературную композицию

по балету П.Чайковского и по мотивам сказки Ш.Перро "Спящая красавица" (56.19)

Здесь вы можете посмотреть отрывок из балета "Спящая красавица" Фея Карабос, Фея Сирени, вальс цветов

Обсудить еще раз с ребенком балет “Спящая красавица” и закрепить полученные знания Вам поможет викторина

Сказка "Украденное покрывало" в пересказе Иоганна Музеуса вдохновила великого русского композитора Петра Ильича Чайковского на создание его знаменитого балета "Лебединое озеро"

https://create.kahoot.it/share/3/c9ad8594-5e9c-40af-a68f-3e696dad8e9f



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: