Билет 15
ХХ в. – век радикального эксперимента, приведшего к становлению неклассического эстетического сознания, которое на протяжении всего столетия формировалось в среде новаторски ориентированных профессиональных художников, писателей, композиторов и проч.
Импрессионисты, символисты, декаденты, ранние авангардисты =>
-Искусство больше не выполняет социальных, политических, религиозных и др. функций.
-Задачи искусства: созидание и выражение красоты, художественной гармонии, выявление «абсолютной» формы, художественная образность, символы и т.д. Живопись, музыка, поэзия сосредоточились на экспериментах по выявлению предельных возможностей своих средств художественного выражения. Эстетический опыт достиг у крупнейших представителей новаторских движений и направлений в искусстве рубежа XIX-XX вв. высокого уровня концентрации, глубины, силы.
В то же время, начиная с отдельных символистов, постимпрессионистов и особенно авангардистов (прежде всего, с кубистов, дадаистов, футуристов, конструктивистов), возникла тенденция к демонстративному отрицанию классических художественно-эстетических принципов и ценностей. Это отказ от создания прекрасного, идеального, от реалистического изображения действительности.
Возникла тенденция к выходу традиционных искусств за свои исторически сформировавшиеся видовые, жанровые и даже родовые рамки. Многим авангардистам стало тесно в пределах искусства вообще, возник лозунг «выхода искусства из искусства в жизнь».
Формировались новые прикладные искусства, ориентированные на художественно-эстетическую организацию всех сфер жизни человека: производственной, бытовой, лечебной, отдыха, развлечения, спорта. При этом многие из авангардистов (конструктивисты, некоторые футуристы и абстракционисты) считали, что высокое неутилитарное искусство вообще изжило себя и не имеет права на существование. Ему на смену пришло искусство организации жизни, и все мастера высокого искусства должны переключиться на него. Отсюда берет начало принципиально новый этап развития декоративно-прикладных искусств, сознательно ориентированных на новейшие достижения техники и технологии: «промышленное искусство», художественное конструирование, дизайн.
|
Другая часть авангардистов-модернистов, оставалась в рамках высокого, или скорее элитарного, искусства. Для них типичны: отказ от традиционной художественной специфики искусства, расширение выразительных средств традиционных искусств за счет привлечения внехудожественных, материалов, способов создания произведений искусства – артефактов.
Смена названия свидетельствовала об отказе искусства от эстетической функции.
-Вовлечение в авангардно-модернистские произведения все большего количества элементов, предметов, в их натуральном виде (начиная с коллажей кубистов и реди-мейдс Дюшана до превращения цехов старых заводов в огромные арт-проекты – энвайронменты) с акцентом на самой этой натуральности. Это активно оттеснило в искусстве (точнее в артефактах, арт-практиках, арт-проектах) модернизма (особенно в поп-арте, концептуализме, «актуальном» искусстве последних десятилетий ХХ в.) эстетические, художественные задачи на самый задний план, а нередко и просто сняло их.
|
- Эстетический опыт всё чаще стал проявляться в бытовой сфере.
- Качество эстетического опыта перешло в количество.
- Эстетика массовой культуры: дизайнерские проекты, шоу, концерты, спортивные мероприятия и проч.
К концу ХХ столетия масштабный пост-культурный эксперимент в сфере искусства привел практически к полному отказу от традиционных языков художественного выражения, особенно в сфере визуальных искусств, но отчасти и в литературе, музыке, театре, следствием чего стала почти полная деэстетизация искусства. Фактически подавляющее большинство современных «актуальных» арт-практик существуют вне сферы традиционного эстетического опыта или очень слабо пересекаются с ней.
Существенно вытесняемые из неутилитарного искусства эстетическое сознание, эстетический опыт классического образца устремились в ХХ в. в сферу прикладных искусств.
Неклассическая эстетика (нонклассика ). Попытки пересмотра предмета эстетики, расширения его границ для включения в них опыта новейших арт-практик
Параэстетика, выполняющая в современной культуре вроде бы функции эстетики, но «стесняющаяся» ее традиционного названия.
Типология художественно-исторического процесса, позволяющая выявлять его отдельные циклы, стадии, эпохи - одна из важнейших проблем эстетики.
Данилевский выделял десять циклов всемирно- исторического процесса. Его принципы членения истории во многом несли отпечаток интуиции и субъективности, но базировались на непреложной для Данилевского идее дискретности (прерывности), свойственной внутренней логике любого типа общества. Подобная прерывность, к примеру, наблюдается в поздний период существования римской цивилизации. Например, точка между закатом Рима и началом средневековья является концом одного исторического цикла и началом другого.
|
Шпенглер, в отличие от Данилевского выделяет во всемирной истории не десять циклов, а три: аполлоновско-античную культуру, арабо- магическую и западно-фаустовскую. Принципы типологии у Шпенглера иные, они основаны на противоборстве бескорыстно-духовных и цивилизационно- потребительских начал. Западно-фаустовский тип культуры - это новоевропейский цикл, отличающийся нарастанием прагматических, рассудочных сторон в ущерб духовно-творческим, незаинтересованным.
И у Данилевского, и у Шпенглера можно обнаружить немало противоречий, касающихся произвольности выбора тех оснований, которые образуют исторический цикл. Таким образом, типология общекультурного развития не может помочь структурировать художественный процесс хотя бы потому, что сама не обнаруживает единства по этой проблеме, пользуется разными оптиками и измерениями.
Общекультурный цикл формируется на основе познавательной деятельности человека, реализующихся в научных открытиях, соответствующих картинах мира и т.д. Цивилизационный цикл складывается в зависимости от той или иной системы власти. Художественный цикл - на основе доминирования того или иного типа творчества и художественных форм.