Продовольственный рынок Беларуси постоянно укрепляется и расширяется. Республика уверенно заявляет о себе как о надежном партнере, изготовителе и поставщике широкого ассортимента безопасной и качественной продукции с высокими потребительскими свойствами, современной упаковкой и дизайном.
Государственная политика в области безопасности и качества пищевой продукции представляет собой целенаправленный сбалансированный комплекс мер, реализуемых с помощью законодательных, экономических и организационных механизмов управления.
Основополагающими законодательными актами, регулирующими обеспечение безопасности и качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, являются законы Республики Беларусь:
«О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека»;
- «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;
- «О защите прав потребителей»;
- «О техническом нормировании и стандартизации»;
- «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»;
- «Об обеспечении единства измерений»;
- «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции».
В качестве основных органов государственного управления, осуществляющих в республике государственное регулирование в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, выступают Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный комитет по стандартизации.
На Госстандарт, в частности, возложены функции технического нормирования и стандартизации пищевой и сельскохозяйственной продукции, лицензирования деятельности по производству алкогольной продукции, сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов, систем управления на основе международных стандартов, а также контроля и надзора за соблюдением требований технических нормативных правовых актов (ТНПА).
|
Техническое нормирование и стандартизация пищевой и сельскохозяйственной продукции осуществляются в целях обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, повышения конкурентоспособности продовольственного сырья и пищевых продуктов, рационального использования ресурсов, создания условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки. Появление новых технологий, сырья и материалов требует постоянного совершенствования проводимых работ, привлечения к оценке качества более точных средств измерений и контроля, значительного расширения номенклатуры контролируемых параметров.
Основные направления технического нормирования и стандартизации в пищевой отрасли:
- разработка технических регламентов, устанавливающих требования безопасности к продуктам питания;
- разработка государственных стандартов, позволяющих определить подлинность продуктов и защитит рынок от фальсифицированной продукции;
- введение в действующие стандарты дополнительных показателей, идентифицирующих пищевую продукцию и позволяющих обеспечить оценку ее подлинности методами лабораторных анализов;
- разработка стандартов на методы экспресс-контроля, позволяющие оперативно выявлять опасные для жизни и здоровья продукты питания при их ввозе в республику;
|
- разработка государственных стандартов на новые, наиболее массовые виды продуктов с целью установления к ним единых требований;
- установление требований и классификация пищевых продуктов нового поколения (масложировые, молочные с растительными компонентами, мясорастительные).
В настоящее время на продовольственное сырье и пищевую продукцию, а также методы их испытаний в республике действуют свыше 1400 государственных стандартов.
Значительная часть стандартов, действующих в Республике Беларусь, является единой для государств-участников СНГ. Это не только снижает технические барьеры в торговле, но и позволяет общими усилиями национальных органов по стандартизации стран Содружества поддерживать фонд нормативных документов в актуализированном состоянии.
Максимальное удовлетворение спроса потребителей возможно ныне только при условии вывода на рынок новых групп продуктов. В последнее время ассортимент заметно расширился. Появление продуктов нового поколения требует особого внимания к установлению единых терминов и определений, классификационных признаков. Такая работа уже ведется. С 1 октября 2007 г. введены в действие стандарты на молоко и продукты переработки молока, продукты маслоделия и сыроделия и др. Единые термины и определения, требования к классификации также установлены к соковой продукции, мясным продуктам, маслу из коровьего молока и спредам.
В республике постоянно проводятся работы по актуализации государственных стандартов в части введения в них дополнительных показателей, позволяющих определять подлинность продукции. Соответствующие изменения внесены в стандарты на вина виноградные, виноматериалы плодовые и виноградные обработанные, ликеро-водочные изделия.
|
Немаловажное значение в деле контроля и выявления некачественной и фальсифицированной продукции придается информации, вынесенной на упаковку продукта. Сегодня действует ряд законодательных актов, содержащих требования к информации для потребителей о пищевых продуктах. Основным же источником, регулирующим перечень и объем наносимых на этикетку сведений, является СТБ 1100-2007 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования».
В новом стандарте реализованы положения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», установлены требования, гармонизированные с директивами Евросоюза, касающимися маркировки пищевых продуктов, документами Кодекс Алиментариус, а также национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».
При маркировке всех продуктов питания должны указываться две даты: дата изготовления и срок годности. Это позволит потребителю лучше ориентироваться при выборе продуктов питания. Информация должна быть четкой и легко читаемой потребителем, не должна быть скрыта от глаз узорами, рисунками и должна контрастировать с фоном. Наименование продукта должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, позволять отличать данный продукт от других.
Не допускается в наименованиях пищевых продуктов указывать, что они являются продуктами типа другого известного продукта; давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно состава, происхождения, способа изготовления пищевого продукта; применять уменьшительно-ласкательные наименования (сметанка, творожок, квасок и др.) к продуктам, на которые установлены стандартизованные термины; использовать религиозные термины, изображения и имена.
Обязательна информация о применении пищевых добавок, ароматизаторов, биологически активных добавок к пище, информация о генетически модифицированных пищевых продуктах и продуктах, содержащих компоненты из генетически модифицированных источников.
В отношении отдельных групп продукции (мясные консервы, молочные и молокосодержащие продукты, продукты сыроделия и др.) вводится обязательность указания дополнительных реквизитов, которые уточняют состав продукта, конкретизируют его потребительские свойства, позволяют потребителю выбрать продукт с нужными ему характеристиками.
Прогрессивный уровень технических требований к продукции, применяемым технологиям и процессам, устанавливаемый стандартами, должен стать для отечественных изготовителей важным стимулом к постоянному повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, в том числе импортозамещающей.
Основу информационного обеспечения в области технического нормирования и стандартизации составляет Национальный фонд технических нормативных правовых актов, функционирующий на базе Белорусского государственного института стандартизации и сертификации.
Информационные ресурсы фонда в области пищевой продукции представлены государственными и межгосударственными стандартами, санитарными правилами и нормами Республики Беларусь, стандартами Международной организации по стандартизации ИСО, документами Комиссии Кодекс Алиментариус, Всемирной организации по охране здоровья животных, Организации Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), рабочей группы по стандартам качества сельскохозяйственной продукции Комитета по развитию торговли ЕЭК ООН, директивами и стандартами Европейского союза, а также национальными стандартами таких стран, как Российская Федерация, Украина, Молдова, Польша, Чехия, Германия, Великобритания и др.
Постоянное информирование о действующих государственных, международных и региональных стандартах, национальных стандартах основных торгово-экономических партнеров республики, включающих требования к пищевой продукции, является одним из приоритетов в работе фонда.
Для обеспечения свободного доступа к справочной информации в режиме on-line библиографические базы данных Национального фонда ТНПА размещены на Интернет-сайтах Госстандарта (www.gosstandart.gov.by) и БелГИСС (www.belgiss.org.by).
Контроль качества производимых в республике продовольственного сырья и пищевых продуктов, защита отечественного продовольственного рынка от некачественных и фальсифицированных продуктов обеспечиваются более чем 800 аккредитованными испытательными лабораториями.
Лаборатории изготовителей и потребителей продовольственного сырья и пищевых продуктов, органов государственного контроля и надзора (санэпидемслужбы, ветеринарный надзор, территориальные органы Госстандарта), отраслевые лаборатории размещены во всех регионах республики. Они располагают необходимыми условиями для проведения испытаний: соответствующей технической, нормативной базой, компетентным персоналом, условиями для проведения испытаний, процедурами внутренней системы менеджмента.
Испытания продовольственного сырья и пищевых продуктов проводятся по показателям безопасности и качества продукции, в числе которых органолептические, физико-химические показатели, регламентирующие содержание нитратов и нитритов, токсичных элементов, радионуклидов, пестицидов, микотоксинов, антибиотиков, а также микробиологические показатели и др.
Продукция контролируется классическими химическими, абсорбционными, хроматографическими, оптическими, спектрофотометрическими, фотометрическими, электрохимическими, флюорисцентными и другими аналитическими методами. Постоянно приобретается новое оборудование, осваиваются прогрессивные методы испытаний продукции, соответствующие требованиям международных стандартов и директив Евросоюза.
В целях защиты рынка от некачественной и фальсифицированной продукции применяются методы, позволяющие оценить параметры ее подлинности. Так, с применением газовой хроматографии определяется жирнокислотный состав растительных масел и продуктов их переработки, наличие токсичных микропримесей и денатурирующих добавок в спиртах и водках. Разработан ряд методик выполнения измерений, которые используются для оценки качества и подлинности продукции: по определению синтетических красителей в винах, виноматериалах и алкогольной продукции; подсластителей - в соках и безалкогольных напитках; фенольных и фурановых соединений - в коньяках и коньячных спиртах; по содержанию раффинозы в сахаре.
Сертификация является одним из важных направлений защиты потребительского рынка Республики Беларусь от ввоза и реализации некачественной и небезопасной для потребителей продукции.
В настоящее время «Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» включает следующие группы пищевой продукции: продукты детского питания; изделия из мяса, рыбы; продукты переработки овощей, плодов, орехов, грибов; продукция молочной промышленности; чай и кофе, сахар, шоколадные изделия, кондитерские изделия, печенье, вафли; маргариновая продукция, растительные масла; концентраты пищевые; алкогольные и безалкогольные напитки и этиловый спирт; табачные изделия; соль; макаронные изделия; питьевая вода систем питьевого водоснабжения и др.
Продукция, включенная в указанный перечень, не может быть реализована, а также ввезена в республику, если на нее не выдан документ (сертификат или декларация) о подтверждении соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь.
При сертификации проводятся испытания продукции в аккредитованных испытательных лабораториях, а также оценка состояния производства. При анализе состояния производства проверяются следующие элементы производственной системы: состояние технической документации; компетентность персонала; техническое обслуживание и ремонт оборудования; соблюдение технологии производства; входной контроль сырья и материалов; контроль и проведение испытаний, а также другие вопросы, связанные с производством, хранением и отгрузкой продукции.
Сертификация проводится аккредитованными органами, специализирующимися в определенной сфере деятельности.
Важнейшим условием аккредитации органов по сертификации является их независимость, а также компетентность персонала органа в вопросах оценки соответствия.
С целью недопущения ввоза на территорию республики некачественной продукции, Государственным таможенным комитетом совместно с Госстандартом установлен порядок, согласно которому при ввозе на территорию республики продукции, подлежащей подтверждению соответствия, выпуск ее в свободное обращение таможенными органами разрешается только после предъявления документов, подтверждающих сертификацию таких товаров в Национальной системе подтверждения соответствия.
В настоящее время ужесточены требования при проведении сертификации ввозимых кондитерских изделий с целью обеспечения их соответствия по применяемым шоколадным глазурям требованиям стандартов к шоколадным глазурям, действующим в Республике Беларусь. Приняты меры по усилению контроля за ввозом в республику соков, плодоовощных консервов и пива.
Одним из основных мероприятий, направленных на обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, является проведение работ по внедрению на предприятиях пищевой отрасли современных систем управления на основе международных стандартов. Проведение данных работ предусмотрено Государственной программой «Качество».
В настоящее время системы менеджмента качества по ИСО 9001 сертифицированы на большинстве предприятий по производству продуктов питания. Предприятия пищевой отрасли внедряют и системы управления окружающей средой по ИСО серии 14000, управления охраной труда на основе OHSAS 18001.
Особое значение придается внедрению на пищевых предприятиях системы на основе принципов НАССР, наиболее полно учитывающей специфику отрасли и направленной на обеспечение уверенности как потребителя, так и самого изготовителя в безопасности выпускаемой продукции.
В рамках системы на всех стадиях производства конкретного пищевого продукта, начиная от приемки сырья и заканчивая реализацией готовой продукции, необходимо выявить опасные факторы, которые могут угрожать безопасности продукции (микробиологические, токсикологические, механические, физические и т.п.), и обеспечить управление процессами, позволяющее исключить влияние этих факторов.
Сегодня внедрением систем НАССР занимаются многие предприятия как государственной, так и негосударственной формы собственности. Наличие сертификата на данную систему является одним из важнейших условий экспорта пищевой продукции.
Как показывают опросы, проводимые среди сертифицированных организаций, внедрение и сертификация систем НАССР позволила им увеличить объемы экспорта продукции, расширить рынки сбыта, повысить удовлетворенность потребителей качеством и безопасностью пищевых продуктов, увеличить объемы реализации продукции, улучшить финансово-экономические показатели деятельности.
Государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов охватывает контроль качества продукции на различных стадиях ее производства, транспортирования, хранения и реализации, а также позволяет принимать надлежащие правовые меры, предотвращающие поступление на рынок некачественной продукции. Важнейшими задачами госнадзора являются защита интересов государства; обеспечение охраны окружающей среды; исключение риска причинения вреда жизни и здоровью человека; защита прав потребителей и имущества граждан.