Не менее важной задачей является обеспечение подразделений персоналом, обладающим навыками, техническими знаниями, способностями. Необходимыми для обеспечения фирме конкурентного преимущества при осуществлении видов деятельности, играющих важную роль в цепочке ценностей. Когда трудно превзойти конкурентов по стратегии, путь к лидерству в отрасли лежит через превосходство в реализации стратегии. Создание главных достоинств и организационных возможностей, которым конкурент не сможет ничего противопоставить, - один из самых лучших путей превзойти его.
Главные достоинства могут иметь отношение к любым стратегически значимым сферам деятельности. Главное достоинство компании Хонда заключается в том, что она является экспертом в области технологии производства бензиновых двигателей. Для компании Интел - это разработка сложных чипов для персональных компьютеров. Очень часто главные достоинства фирмы существенно возрастают, если она либо укрепляет свое мастерство в тех областях, которые обеспечивают быстрый успех, либо своевременно отвечает на запросы потребителей, использует новые технологические и рыночные возможности и адекватно реагирует на конкурентные действия соперников. Иногда менеджерам компании удается спрогнозировать грядущие изменения в требованиях рынка и потребителей и оперативно сформулировать набор достоинств, которые обеспечат конкурентное преимущество.
При решении задачи построения организации для исполнителя стратегии важны четыре характерные черты главных достоинств:
- Главные достоинства редко определяются совершенством выполнения одной операции или функционированием одного подразделения. Скорее они включают в себя мастерство и виды деятельности в различных звеньях цепочки ценностей компании, сочетание которых воздает уникальные организационные возможности.
- Так как главные достоинства обычно являются плодом совместных усилий различных рабочих групп и подразделений, нельзя вменять в обязанности их руководителей создание таких достоинств в масштабах корпорации в целом.
- Ориентация на превращение главных достоинств компании в долгосрочное конкурентное преимущество требует значительно больших усилий и искусства, чем конкуренция, основанная на углублении и усилении этих достоинств.
- Набор достоинств компании должен быть достаточно широк и гибок, чтобы свободно адаптироваться в неопределенной будущей ситуации.
Многоаспектный характер главных достоинств превращает процесс их создания и усиления в своего рода упражнение, тренировку, во-первых, в области искусства управления, накопления знаний и развития интеллекта и, во-вторых, в области координации и распределения усилий различных рабочих групп и подразделений в каждом звене цепочки ценностей. Лучше всего этот процесс возглавить руководителям высшего уровня, которые понимают, как создаются главные достоинства корпорации, и могут обеспечить необходимую координацию и распределение обязанностей между функциональными подразделениями и менеджерами, предпочитающими отстаивать интересы своих отделов. Кроме того, проектировщики организации должны сосредоточить свое внимание на направлениях деятельности,связанных с созданием главных достоинств, и передать достаточно ресурсов для развития с целью достижения доминирующей силы, необходимой, чтобы обеспечить конкурентное преимущество. Это отнюдь не означает, что нужно тратить на развитие направлений, связанных с созданием главных достоинств, больше денег, чем это делают существующие или потенциальные конкуренты. Это означает необходимость сознательного фокусирования на этих направлениях мастерства и таланта, разработки системы внутренних и внешних критериев оценки достижения статуса лучшей в отрасли компании.
|
|
Чтобы достичь доминирующего положения при небольших финансовых затратах, такие компании, как Cray (производство больших компьютеров), Lotus (разработка математического обеспечения), Honda (производство небольших двигателей), усилили свой совокупный творческий потенциал за счет частого переформирования групп, работающих с большой отдачей и использования ключевых сотрудников для реализации специальных проектов. Ориентация в первую очередь на внутренние интеллектуальные ресурсы - знания и мастерство - это лучший выбор для компаний. Подготовка персонала, сильное влияние культурных традиций, сотрудничество и распределение обязанностей, мотивация, привлекательная система поощрений, передача полномочий, организационная подвижность, хорошая информационная база, короткие сроки исполнения являются обычно ключом к успеху.
Окончательно отшлифованные главные достоинства, отвечающие изменяющимся условиям, могут обеспечить серьезное реальное преимущество. Отличительные главные достоинства, характерные для компании, и ее организационные возможности нелегко скопировать конкурентам. Таким образом, существование любого вытекающего из них конкурентного преимущества гарантировано на длительный период времени и обеспечивает возможность функционирования организации на уровне выше среднего.
|
Обучение (тренинг) персонала. Подготовка и переподготовка персонала - важные составляющие процесса реализации стратегии, когда компания переходит к стратегии, требующей других навыков, управленческих подходов и методов. Обучение является стратегически важным элементом в усилиях по созданию основанных на мастерстве и навыках достоинств. И оно крайне важно в тех видах деятельности, где технические ноу-хау изменяются настолько быстро, что компания теряет способность к успешной конкуренции, если ее квалифицированный персонал не проходит переподготовку. Если выбранная стратегия требует от персонала новых навыков или знания отличных от прежних ноу-хау, то обучение должно быть включено в число главных пунктов плана действия, так как его необходимо провести на ранних стадиях процесса реализации стратегии.