РАЗРУШИТЕЛЬНЫЕ СТИЛИ БОРЬБЫ




1. Преждевременные извинения. 2. Отказ принимать борьбу всерьез. 3. Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, попыткивыйти из ситуации, например лечь спать или отмалчиваться в ответ на упреки ижалобы. 4. Нанесение удара ниже пояса, используя интимные знания о партнере. 5. Цепное реагирование: "примешивание" не относящихся к делу вопросовдля того, чтобы организовать атаку. 6. Выбор псевдоприспособленческой тактики: притвориться, чтосоглашаешься с точкой зрения партнера - ради кратковременного мира, и радиэтого же загонять вглубь сомнения, негодование, тайное презрение, скрытность. 7. Косвенное нападение, например, на некую персону, идею илидеятельность, ценность или объект, которые дороги партнеру,- удар рикошетом. 8. Двурушничество - давать обещания, но не делать никаких попыток ихвыполнить. 9. Попытка объяснить происхождение чувств партнера. 10. Требование много большего, чем партнер может дать. 11. ПОДКОП! То есть намеренное создание и усиление чувстваэмоциональной небезопасности, озабоченности или депрессии у партнера; угрозабедствием. 12. Предательство. Не только не защищать своего партнера в трудной длянего ситуации, но и присоединяться к нападкам на него.

КОНСТРУКТИВНЫЕ СТИЛИ БОРЬБЫ

1. Планируйте схватку на специально выделенное удобное время, чтобы невтягивать в борьбу ни в чем не повинных окружающих. 2. Стремитесь полностью выразить свои чувства - как положительные, таки отрицательные. Не оставляйте ничего за душой, "на потом". 3. Повторяйте каждый аргумент супруга своими словами - чтобы самомупроникнуться его проблемой и чтобы он услышал свои претензии со стороны. 4. Ясно определите предмет борьбы. 5. Постарайтесь сразу определить, где ваши точки зрения расходятся, а где - совпадают. 6. Постарайтесь определить, насколько глубоко каждый из васпрочувствовал свою "схватку" в борьбе. Это поможет вам понять, сколько выможете уступить. 7. Будьте предельно корректны, критикуя партнера, и обязательнодополняйте свою критику конструктивными положительными предложениями поулучшению вашего партнера и вас самих. 8. Определите, как каждый из вас может помочь другому в решениипроблемы. 9. Постарайтесь оценить борьбу, сравнив новые знания, которые вы из неевынесли, с ранами, которые она вам нанесла. Выигрывает, разумеется, тот, чьипотери существенно меньше новых знаний. 10. Обязательно объявляйте перерывы в борьбе и заполняйте их чем-то длявас очень приятным. Подойдут теплый телесный контакт, хороший секс и т.п. 11. Всегда будьте готовы к новому этапу борьбы - интимная борьба болееили менее непрерывна. Парадоксально, но факт, что если ее ожидают иотносятся к пей киь. к норме, эта борьба протекает быстрее, беззлобнее, сменьшими жертвами и с большим новым знанием. Я понимаю, что у супругов могут быть самые различные дальние планы, непохожие на идеал ожидания и цели и что они совершенно по-разному могутвыражать гнев, воспринимать гнев. Но это говорит лишь о том, что импотребуется немало времени, пока они достигнут того счастливого момента,когда их борьба станет адекватной.

Глава 11

БИЗНЕС И ЛИЧНОСТЬ - ВЕЩИ НЕСОВМЕСТИМЫЕ Вы заметили, наверное, что многое примеры этой книги мне подарилибизнесмены, которые искали у меня помощи при решении проблем их личнойжизни. Это не случайно - большая часть бизнесменов, крайне благополучных всвоих делах, оказывались столь же неблагополучными в личной жизни. Будучиловкими дельцами, они оказывались слабыми и беззащитными перед проблемамисемейными или в общении с друзьями. Отсюда вопрос: может быть, философия,лежащая в основании всякого бизнеса, - рассадник манипуляций? Давайте задумаемся над этим, ведь бизнес - это один из могущественныхинститутов американской культуры, а манипуляция - привычный способ длялюбого бизнесмена добиться успеха. Мы знаем, что манипуляции опасны и разрушительны для межличностныхотношений. Но, может быть, законы бизнеса и личной жизни различны и чтоплохо в отношениях между близкими людьми, хорошо для бизнесменов? Ведь вбизнесе личность - это уже не столько личность, сколько машина для деланияденег... Вспомним, манипулятор относится к людям как к вещам, но и сам при этомстановится вещью. Бизнесмен, видящий в людях лишь свою прибыль, неизбежноовеществляет их. Невозможно относиться к каждому своему потребителю как куникальной личности. Но обезличивание любого человека, даже если он вашклиент, ненормально. В этом-то и заключается главная беда и главная проблемаделовых людей, людей бизнеса. Не буду далеко ходить за примерами: для того чтобы понять драмубизнесменов, не обязательно погружаться в пучины страстей биржевых воротил.Возьмем для примера работу психотерапевта. Как известно, психотерапия базируется на уважении личности идостоинства тех людей, которые обращаются к врачу за помощью. Но тот факт,что пришедший в консультацию человек - не просто страдающая личность, аклиент(!), несколько меняет всю ситуацию. Когда психотерапевт становитсябизнесменом, ему практически невозможно удержаться от овеществления своегоклиента. Психолога, психотерапевта у нас не принято считать бизнесменом. Этохотя и лестное для меня, но заблуждение. И я, как некая промежуточная стадиямежду психологом и бизнесменом, тоже переживаю глубокий душевный конфликт. Представьте себе: в институте я сталкиваюсь с весьма ощутимыминакладными расходами. Для того чтобы организовать работу нашейпсихотерапевтической помощи, мне приходится тратить уйму денег, и взять ихмне, иначе как с клиентов, неоткуда. Кроме того, мне нужно кормить семью, имоим помощникам - тоже. Значит, за каждую оказанную психотерапевтическуюуслугу я вынужден брать гонорар. Причем такой, который, вкупе с гонорарамидругих клиентов, сможет покрыть цены электрических печатных машинок,необходимых институту, газовые счета, счета за электричество, огромныетелефонные счета, страховку... Итак, во мне сталкиваются психотерапевт ибизнесмен, но ведь и человек, пришедший в консультацию, не однороден. Онодновременно личность, требующая помощи, и клиент, которого нужно обслужить. Основная проблема пациента в том, что он привык пользоваться костылями,хотя вполне мог бы обойтись без них. Пациент нашего профиля приходит вконсультацию с тайной целью - взвалить свои проблемы на плечипсихотерапевта. А тот, в свою очередь, должен сделать все возможное, чтобыпациент поверил себе и смог сам решить эти проблемы, не опираясь намногочисленные подпорки. Чем слабее в человеке внутренняя опора, тем большеему приходится манипулировать. Ситуация, которая складывается между рабочим и работодателем, оченьпохожа на взаимоотношения пациента и психотерапевта. Рабочий пытаетсяполучить как можно больше прибылей за минимум работы. В этом он похож напациента, старающегося получить от психотерапевта столько поддержки, сколькосможет унести. Пациент иногда требует повышенного внимания в течение целого дня илидаже суток. При этом он чувствует себя вправе заплатить за это столько,сколько ОН считает нужным, или даже не заплатить совсем, ссылаясь наотсутствие денег. "Как же так?! - говорит он в таких случаях. - Вы ведьобщественный благодетель и не сможете пройти мимо нуждающихся". Он прав в том, что моя профессия обязывает меня к тому, чтобы сердцемое было открыто навстречу каждому. Но за время, которого у меня существенноменьше, чем душевной теплоты и любви к человечеству, за время, которого уменя в обрез, нужно платить. "Вы платите не за любовь и внимание, которое явам оказываю, - могу я сказать в таком случае,- вы платите компенсацию запотраченное на вас время". Бизнесмен в отношении своих потребителей исповедует похожую философию. Прежде чем обвинять меня в том, что я против системы свободногопредпринимательства, вспомните слова Эдлая Стивенсона: "Истинными патриотамимогут называть себя только те, кто любит Америку такой, какая она есть, нохочет, чтобы любимая стала еще больше достойна нашей любви. Это - невероломство. Это - самая верная, самая благородная привязанность. Так любятродители, учителя, друзья..." Я люблю Америку больше любой другой страны, и тем не менее я все времядумаю о том, как нам выкарабкаться из той ямы бездуховности и манипуляций, вкоторую мы сползаем. Как, как, как, скажите вы мне, ^нам заниматься бизнесоми при этом не отрываться от концепции ценности человеческой личности ичеловеческого достоинства? Великий психоаналитик Карэн Хорни писала по этому поводу: "Противоречиев том, что, с одной стороны, мы ценим и превозносим концепцию конкуренциикак двигателя прогресса, а с другой - не устаем пропагандировать братскуюлюбовь и смирение". С одной стороны, американский образ жизни и ныне действующая моральпредлагают нам быть настойчивыми и агрессивными и убирать конкурентов сосвоего пути. С другой стороны, деятели церкви внушают нам смирение, любовь кближнему своему, которая куда важнее и человечнее конкуренции. Современныйманипулятор глубоко чувствует это противоречие. Я бы так ответил Карэн Хорни: ищите и найдите актуализирующийтворческий синтез и постарайтесь стать утверждающе заботливым. Постарайтесьне быть бесполезным человеком. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши желанияи ваша этика могли бы подойти в качестве нормы каждому человеку на земле. Вспомним Евангелие от Матфея: "ЧТО ПОЛЬЗЫЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН ЗАВОЮЕТВЕСЬ МИР, НО ПОТЕРЯЕТ СОБСТВЕННУЮ ДУШУ?"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: