В сегодняшние дни русская идея переживает второе свое рождение. Многие не понимают, чем же она является на самом деле. Вот что говорят о русской идее. О.Р.Лацис: «Мы не знаем, что такое русская идея». Д.В.Драгунский: «Когда говорят о русской идее, у меня по коже пробегает легкий мороз. Потому что на самом деле это просто идея российской империи, не более того и не менее»[4].
Сам термин «русская идея» внес в наш язык Ф.М. Достоевский. Он писал: «Мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть, в высшей степени, общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях»[5].
В чем же состоит главная проблема русской идеи? Вопрос состоит в том, что она пережила много сложных времен: это и эпоха смуты, и нашествие интервентов. Все войны обрушивались на Россию друг за другом. Но страна всегда проходила эти препятствия и расцветала только еще больше.
Но, несмотря на хороший расклад русской идея после войн, по словам Арсения Гулыги, автора «Формул русской идеи», сегодня весь мир, несмотря на видимое благополучие, сползает к катастрофе[6].
В нашей России живет множество народов. Не случайно страну назвали семьей народов. Она объединила в себе различные эпосы (схема №1). В этом сыграло роль и то, где находится сама Россия, по-другому, ее географическое положение. Большевики назвали Россию иным словосочетанием: «Россия – тюрьма народов», и они делали все, чтобы эту свою теорию увековечить. «Сегодня весь мир – семья народов с одной судьбой, и опыт старой России, вошедший в русскую идею, поучителен», -пишет Арсений Гулыга.
Этносфера
Суперэтносы
Западная Европа Российский этнос мусульмане
белороссы великороссы малороссы
(гуцулы) (украинцы)
поморы московиты донские, оренбургские и
чалдоны др. казаки
схема №1
Одним из важнейших источников русской идеи является православие. Споры о Боге и вере стали главной проблемой всего XIX века. А после революции десятки тысяч священников казнили ни за что, в большинстве своем даже без судов. В это же время разрушено тысячи монастырей и церквей. При этом русские – религиозный народ.
Главная проблема церкви – свобода. Кант решал эту проблему следующим образом: эмпирический мир лишен свободы, она существует только в ноуменальном мире. Нравственное поведение требует действовать ноуменально в эмпирическом окружении. Православная религия сразу ставит верующего в ситуацию ноуменального мира, требует вести себя вопреки эмпирии[7].
Православие наделяет человека свободой воли. Человек может сделать все, что захочет. «В глубине русского народа заложена свобода духа большая, чем у более свободных и просвещенных народов Запада… Огромность свободы есть одно из полярных начал в русском народе и с ней связана «русская идея»[8].
Для русской идеи характерна эсхатология. Эсхатология – это система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние[9]. Русская эсхатология активна. Русский народ видел в книге Евангелия предупреждение человечеству: катастрофа наступит, если люди не предотвратят ее, последнее в их силах.
Русская идея – это предчувствие общей беды и мысль о всеобщем спасении. В первую очередь, она опиралась на собственный исторический опыт, православную религию. А сегодня русская идея рождается заново.