Для признания документа источником конституционного права достаточно, чтобы в нем имелась хотя бы одна конституционно-правовая норма. Несмотря на неразрывную связь источника и норм права, данные понятия не идентичны.
Норма – это основная часть источника, его содержание.
Кроме норм в источниках есть еще и другие компоненты: название акта в целом и его статей, дата принятия акта, подпись уполномоченного должностного лица и другие компоненты.
Мы сформулировали более простое понятие источника конституционного права. Но мы не отрицаем наличие других источников права, кроме документов! У нас только те источники, которые носят письменный характер.
В конституционном праве Беларуси 2 вида источников:
1. НПА (официальный документ, который принят государственным органом или народом и содержит нормы права. НПА могут не только устанавливать новые нормы, но и вносить изменения, дополнения в существующие, признавать их утратившими силу, приостанавливать, толковать.
2.Международный договор (содержащие нормы права, соглашения между государствами, международными организациями, органами различных государств)
НПА отличаются от Международного договора по порядку принятия и юридической силе. НПА принимаются в одностороннем порядке, а международный договор предполагают согласие нескольких равноправных субъектов. Юридическая сила международных договоров превышает юридическую силу большинства НПА.
Международные договоры, чтобы стать источником права Беларуси, должны пройти две стадии:
1. Подписание уполномоченным должностным лицом (Президентом, Премьер-министром, министром).
2. Утверждение международного договора нормативным правовым актом Беларуси. Наиболее важные международные договоры утверждаются законами Парламента. Это называется ратификация. Другие международные договоры утверждаются указами Президента, постановлениями Правительства.
|
Конкретными разновидностями источников конституционного права Беларуси выступают: