Система СМИ: структура, специфика каналов и их взаимодействие.




Разнообразные в типологическом отношении ср-ва информации в совокупности образуют целостную систему журн-ки. В структурном плане ее представляют три (+ интернет) группы ср-в инф-ции:

  • Печатная пресса – газеты, журналы, еженед-ки, дайджесты, бюллетени
  • Аудиовизуальные СМИ – радио, ТВ, документ.кино, видеовещание, телетхт
  • Информационные службы – телеграфные аг-ва, рекл.бюро, пресс-службы, аг-ва по связям с общ-ю, професс.журналист.ассоциации.
  • Интернет – это сложный вопрос. В совр.практике его Инет невозможно игнорировать (эл.версии изданий). Некот.считают, что Инет как кибержурн-ку нужно причислять к СМИ. Др.-против. Поэтому приходится принимать его двойственное положение. Во-1х, ни в России, ни в др.гос-х он законодательно не относится к СМИ. Во-2х, выражения «электронная версия» или «сетевая газета» передают лишь форму трансляции мтрлов. Скорее это «телекоммуникация» (общении на расстоянии).

 

Каждая группа СМИ занимает особое место в едином их комплексе.

Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное слово и относит.скупые изобразит.ср-ва, заключается в наибольшей (по ср.с радио и тв) аналитичности тхтов. Процесс чтение предполагает высокую степень абстрактности мышления, работу воображения. Более тесным становится взаимодействие автора и читля. Авторитет прессы подкрепляет многовековая культура письменной речи. Тхты газет и журналов удобно исп-ть как хранилище информации (можно вернуться к повторному изучению, копировать и др.)

На фоне экспансии ТВ и комп.коммуникации в мире возникло беспокойство (снижение тиражей газет) о сохранении письменной жрун-ки.

 

Преимущества радио связаны с его оперативностью, доступностью для широких слоёв населения и практически безграничным распространением, а также с технической простой и дешевизной производ-го процесса. Выразит.ср-ва радиожурн-ки – живой голос, шумы, музыка – облад-ют высоким потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий.

В течение послед.лет радио увел.свою аудиторию, развивается в професс.плане.

 

Телевидение сочетает в себе возможности радио, кино, фотографии, живописи, театра и др.предшествующих ему систем общения. Синтезируя изобр.и звук, оно добивается почти полного жизнеодобия. Оно до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандист. и манипулят.заряд.

 

Информационные службы – обеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тхты и «сырой» фактический мтрл. Сами они, как.пр., не выпускают собственные журналиы или программы. Центральное место в этой группе занимают ИА (так же наз-ют аг-ми новостей или телеграф.аг-ми).

Мировые ИА: Ассош.Пресс (доля его продукции даже в Европ.странах сост.80% инфомрационного про-ва) и Юнайтед Пресс (США). Фр.Пресс. Рейтер.ИТАР-ТАСС.

 

Кроме аг-в новостей стремительно расширяется сеть других инф-х служб: рекламных, общественных, конфессиональных орг-ций. Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находя отражение в мтрлах печатной и эфирной журн-ки. Отдельно следует упомянуть о клубах и ассоц.журн-ки. Они, конечно, не явл-ся производителями информации, но способствуют обмену и распр-ю важный сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере.

 

Из различия инф-х каналов следует, что наибольшего взаимопонимания с аудиторией они достигают, если действуют сообща, скоординировано, как элементы единой системы. Само понятие системы предполагает, что:

-во-1х, речь идет о целостном образовании, а не о конгломерате разрозненных частей;

-во -2х, это целое действует и развивает по свойственным ему законам и правилам;

-в-3х, между элементами существуют устойчивые связи, а вся система взаимодействует с внешней средой. Такими внешними средствами-партнерами явл-ся госуд-во и полит.система общества, экономика и бизнес, культурная среда нации и человечества, аудитория.

 

Изучение типологии и системы СМИ предполагает выработку прогноза развития отеч.журн-ки. Для системы рос-ой журн-ки хар-на, с одной стороны, тенденция к усилению ее внутреннего многообразия, а с другой – после периода подъема (к.80-нач.90) в ее деятельности стали проявляться симптомы кризиса: резкое усугубление производственно-экономических трудностей, снижение профессионально-творческого уровня.

 

14.

По Лазутиной целиком тут: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Gurn/Lazut/rez_1.php

Если коротко, то в основе любой профессиональной этики лежит мораль. Короче, дофига философский вопрос. Стоит сказать о моральных началах любого человека, об ответственности журналиста перед обществом.Бам. По Лазутиной одна вода бесполезная. Вот википедия дело говорит: https://ru.wikipedia.org/wiki/Журналистские_этика_и_стандарты там можно найти 10 принципов профессиональной этики: ·
Принцип № 1. Право граждан на достоверную информацию

· Принцип № 2. Объективное освещение событий — долг журналиста

· Принцип № 3. Социальная ответственность журналиста

· Принцип № 4. Профессиональная честность журналиста

· Принцип № 5. Общественный доступ к информации и участие в СМИ

· Принцип № 6. Уважение частной жизни и достоинства

· Принцип № 7. Уважение общественных интересов

· Принцип № 8. Уважение всеобщих ценностей и многообразия культур

· Принцип № 9. Борьба против войн и других бед, грозящих человечеству

· Принцип № 10. Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка (лучше 10 не упоминать, много объяснять придется)

17.

Аудитория - совокупность людей – адресатов журналистских произведений, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов их удовлетворения.

18."Общественное мнение". Термин возник в Англии и с конца 19 века стал активно использоваться в науке. Он несет, по крайней мере, две смысловые нагрузки: во-первых, это социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества, во-вторых, это суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу различных событий, явлений общественной жизни. Предметом общественного мнения служит любое событие, действие, факт в сфере экономики, политики или культуры, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость. Это может быть принятие закона, смена должностного лица, введение или отмена налога, художественная выставка, публичное выступление какого-либо лица, шаг или жест "первой леди" и т.п. Данное событие может иметь как общенациональный, так и локальный резонанс. Общественное мнение, кроме того, всегда формируется в рамках тех или иных социальных общностей: территориальных, возрастных, профессиональных и других.

"Общественное мнение" как термин почти всегда несет в себе элемент неопределенности именно в том смысле, который придавал ему в физической теории Вернер Гейзенберг, введший это понятие в научный оборот. Действительно, есть не так уж много вещей в мире социальных явлений, по поводу которых люди имеют вполне определенные, устойчивые взгляды, да и то суждения о них, как правило, выходят за пределы того, что обычно называют общественным мнением. Это представления и взгляды, отражающие принципы, ценности, нормативные высказывания. В большинстве же случаев мнения людей носят весьма приблизительный, условный характер и в значительной мере зависят от способа выявления этого мнения и контекста. Общественное мнение - всегда в той или иной степени оценка фактов общественной жизни, в нем выражается то или иное отношение к ним, и в этом смысле общественное мнение всегда неоднородно, дискуссионно, что дает повод вообще усомниться в существовании объективного критерия для определения данного понятия.

Наконец, необходимо отметить фундаментальное свойство общественного мнения: оно не имеет естественного механизма самообнаружения. В качестве механизма его выявления выступает социологическая исследовательская процедура. Мы привыкли к тому, что общественное мнение бывает представлено в виде результатов социологических опросов, и, кажется, забыли, что в другом виде оно просто не имеет репрезентации. Действительно, того, что мы обозначили вначале как суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу тех или иных событий в обществе, в реальности просто не существует. Конечно, в сознании каждого конкретного индивида может существовать то или иное мнение по данному поводу. Точно так же в рамках некоторой социальной общности это мнение может иметь тенденцию к усреднению. Вот эту "среднюю" величину и обнаруживают социологи. Таким образом, можно утверждать, что общественное мнение в том виде, в котором мы привыкли его представлять, есть в значительной степени продукт применения социологической исследовательской процедуры, в создании которого принимает участие не только субъект, носитель общественного мнения, но и его исследователь.

Что исследователь может спросить у респондента? В каких смысловых структурах может быть зафиксировано общественное мнение? Б.А. Грушин выделяет три компоненты общественного сознания:

- рефлексивная компонента выражает информативную сторону сознания; в ней отражается знание, представление человека о мире;

- оценочная (эвалюативная) компонента выражает оценки, отношение человека к миру, событиям и процессам в нем;

- практическая компонента отражает деятельное, практическое отношение человека к действительности.

Общественное мнения является формой общественного сознания, в которой выражена наряду с другими непосредственно оценочная компонента. Тем не менее нельзя сводить общественное мнение, как это часто делается, лишь к выражению оценок, отношения к тем или иным сторонам действительности. В общественном сознании все три компоненты, естественно, не разделены перегородками, и любое высказывание может нести все три из них в разной степени выраженности.

 

· 19.

· Методы изучения общественного мнения в журналистике.

Функцию выявления общественного мнения СМИ могут выполнять разными путями.

Традиционные журналистские методы Раньше основной формой были встречи с читателями, зрителями, поездки по стране. Материалы о таких встречах обязательно публиковали. Эта форма сейчас утрачена, так как сократился аппарат собственных корреспондентов, который тоже был каналом выявления ситуации в регионах. Еще одна форма, может быть, несколько парадная, на дававшая интересные результаты, - круглые столы, вокруг которых собирались люди из разных регионов, разных профессий, социальных слоев. Круглые столы были направлены на выявление различных точек зрения.

Традиционный путь - анализ почты, поступающей самотеком. Современные способы, дающие надежную картину распространения тех или иных точек зрения, - зондажи и опросы аудитории. Однако в первом случае (письма, написанные по инициативе их авторов) мы имеем дело с тем, что действительно актуально для пишущих. Во втором - рискуем навязать свои представления об актуальности. Вот почему важно сочетать различные методы выявления общественного мнения.

àВ современной журналистике почти не применяются, к сожалению, традиционные качественные методы изучения общественного мнения. За последнее десятилетие получили большое распространение количественные методы: опросы. В 90-е появились специальные фирмы, которые изучают поведение людей, аудитории СМИ (среди их методов так называемые дневниковые методы, когда людям раздаются дневники, которые нужно заполнять на протяжении определенного промежутка времени, в основном используются в городах). Это называется медиаметрическими исследованиями, которые родились как ответ на потребности рекламодателя. Стоимость рекламного контракта - вот что движет этими исследованиями. Опросы, связанные с изучением интересов людей, проводятся реже и на недостаточно репрезентативных выборках (около 2000). Телевизионные каналы приобретают тоже преимущественно медиаметрическую информацию, в которой их интересует рейтинг (величина аудитории данного СМИ, взятая в определенных рамках).

à Качественные социологические методы в журналистике.Качественные методы можно условно разделить на два класса:

1) первые из них используются при сборе эмпирических данных (такие, например, как наблюдение, эксперимент, прогнозирование, интервью и т.д.),

2) а вторые - при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.д.).

 

20.

Диалектика взаимодействия общественного мнения и СМИ определяется объективной основой. В больших общностях (общество региона, страны, города и т.п.) требуются каналы опосредованного общения. СМИ - основные каналы общения для обмена мнения, формирования позиции. С точки зрения СМИ, СМИ не могут осуществлять своих социальных функций, если они не опираются на общественное мнение. Общественное мнение - надындивидуальный продукт общения людей, столкновения их мнений, это результат, а не предшествующий фактор. Общественное мнение складывается по вопросам, которые волнуют людей, затрагивают их интересы. Поэтому злобу дня нельзя навязывать, нужно определять ее, опираясь на общественное мнение. Но с другой стороны, общественное мнение рождается в результате обмена мнениями. Канал такого обмена - СМИ. Выражение и формирование общественного мнения не могут существовать друг без друга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: