Информаторы: Федорова Тамара Васильева (1971год), руководитель Украинского ансамбляи ее мать, Божко Марина Васильевна.




Год.

РБ,Альшеевский р-н, село Раевка.

Информаторы: Федорова Тамара Васильева (1971год), руководитель Украинского ансамбляи ее мать, Божко Марина Васильевна.

-Расскажите как украинцы здесь появились?

-Вот и у нас смотрите какие разные данные, кто-то говорит в 95 году, а у меня данные такие, что в феврале они выехали, в 1892 году они на волах, на телегах, и поехали сюда в башкирские земли, кто-то поехал в казахстан, а кто-то поехал в сибирь, потом они там перезимовали, а вот например мой прадедушка, с четырьми братьями, Башко у него фамилия, в Казанке там, где вот вы были пруд видели, вот там вот его дом стоял и они вырыли, при ехали в ниобре, вырыли землянки, в землянках зимовали, представляйте вот, какие зимы башкирские суровые, но то что в Украине не хватало земель и поэтому приехали в навольные земли. Вот есть легенда, вы наверное меня спрашивали про легенду,ну это все говорят, это девочка башкирская, увидала девочку украинскую которая с лентами бегала и она говорит папе там девочка такая ходит, у нее ленты красные, и она мне ее подарила Давай пусть они рядышком живут, но это легенда, это правда- неправда, придумана такая красивая легенда,и родители это…, во общем, ну к улайским башкирам пошли, ну там узнавали да, что там у улайских башкир купили землю, и вот опять таки разногласия, кто говорит, что это был казан, кто говорит, что это было приурочено к казанской божьей матери, как раз в ноябре, вот это много версий, они все равно всегда у народа много версий. По-любому кто-то говорит так, ну что нравится, ьни имеют право быть обе, так же, почему бы нет, вот то еще, привезли они конечно с собой саженцы, с собой семена. У меня у мамы до сих пор те огруцы она садит, которые привезли ее предки, не то что вот она в магазине покупает, а именно она сама семена выращивает, и вот свекла точно, вот лук и много… деревень вот знаете у нас очень много было, вот Горянка, потом Сентель… ну мама вам подробнее, потому что сейчас все они уже казанка, она смешанная, там очень мало осталось коренного населения.

Так что еще, еще там вот все они привезли с собой, золу везли и зола считалась это, и мы сейчас даже пользуемся, щелок делали, щелок понимаете что такое. Это вместо мыла. Потом мы много говорили, мама сама 30-го года, а 21 год я вам наверное говорила был голод, голод был повсеместно,не было урожая и бабушка двоюродная, которая создавала вот этот ансамбль чаровницы, с Марченко Полиной Ивановной,она сама с 21 года и их звали лободянниками, лобода понимаете что это такое. Я вам могу ее показать, она не как лобода дикая. Вот из лободы делали каши, варили какие-то и вот их лободянниками прозвали. А и рассказывала мама, что когда растаял снег, это было страшно и вот вся дорога была в мертвых людях, то есть шли люди в казанку. Потому что знали что украинцы. Он более возделывали. Башкиры не знали все рано как правильно возделывать, но может быть какие-то совсем тут времени мало, все равно он кочевой народ и они питались как подножный корм, что-то там сажали но не так. Мама даже говорила, когда убирали осенью, всегда говорили убирайте быстрее, потому что приходили с татарских с башкирских земель и убирали то, то оставалось в земле. А наш народ что научился вот например переселенцы. У башкир научились избы рубить вот это вот эти как бы и научили возделывать землю какие то культурц да обрабатывать. А получается украинский народ что от башкир, правильно делать избы, потому что в основном были саманные избы, понимаете. Что такое, знайте саман,вот и строились избы вы наверное там если вы посмотрели начиналсь жилая значит хата. Делали хаты, значит передняя изба и задняя изба, то есть там где печка а потом ужа начиналась, там баня вот мама мне говорила, баня была одна. Потому что строить было не из чего как бы ну такое время было тяжелое, бани там общие у кого-то у зажиточных были, а потом строили там хлев, сарай вот это все там под одной одной крышей. Потому что мама говорит, там открывали, вообще нельзя было во двор выйти было столько много снега в то время.

-Насколько язык сохранился? Вот в семьях между собой на украинском общались понятное дело а вот сейчас вот можно это встретить нет?

-Сейчас очень редко и вообще получается у нас был праздник сала. Это наверное лет пять назад мы приезжали в Уфу, в гостином дворе и там вообще был праздник сала, как бы вся диаспора украинская, которая в Башкортостане и приехал посол и он говорит: Так у нас в украине уже не разговаривают, это разговаривали сто лет назад, но я вам скажу, это ну по истории, ну нету украинского языка, это просто такое вот наречие, такой диалект. И вот вам скажут казаки которые по Дону, у них такое же наречие,а то что сейчас у них уже внедряется, мы это не понимаем, там позаимствовано получается от приграничных кто там народы, у них смешанные языки.

-Но все-таки украинский язык сохранился?

-Сохранился, но в основном в песнях,ну почему понимаем в песнях, песни у нас все украинские, фольклорный ансамбль Чаровницы, ему в этом году 35 лет вот и уже там 4-5 поколений сменилось.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: