Тема 1. Природа и сущность деловой этики




УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2013 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Деловая этика »

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 080100.62 Экономика

профиля подготовки «Экономика и управление»

 

Екатеринбург

РГППУ


Учебно-методический комплекс дисциплины «Деловая этика ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 32 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 080100.62 Экономика.

 

Авторы: канд. филос. наук, доцент канд. филос. наук, доцент Н.Н. Остапенко Н.М. Коржевская
  старший преподаватель М.Д. Попкова
     
Рецензент: к.ф.н., доцент Садкина Т.М. (УГПУ)

 

Одобрена на заседании кафедры философии и культурологии. Протокол от 21.12.2012 г. № 5.

 

 

Заведующий кафедрой философии и культурологии   С.З. Гончаров

 

Рекомендована к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 24.12.2012 г. № 4.

 

 

Председатель методической комиссии ИнИс   В.П. Фалько
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИнИс   А.Б. Костерина

 

©ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013

© Остапенко Н.Н., Коржевская Н.М., Попкова М.Д., 2013

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью, реализуемой в процессе преподавания учебной дисциплины «Деловая этика», является освоение студентами норм делового общения и формирование профессионально-нравственной культуры специалиста.

Приоритетными задачами освоения курса являются:

1. Понимание природы и сущности деловой этики, её роли в профессиональной деятельности.

2. Знание норм делового общения.

3. Освоение основных стратегий эффективного взаимодействия в профессионально-деловой сфере.

4. Овладение навыками успешной коммуникации в различных ситуациях делового общения.

Основное значение деловой этики в образовании специалиста заключается в формировании культуры поведения и делового общения, основанной на систематической иерархии профессионально-нравственных ценностей. Особенность данной программы заключается в прикладном характере изучаемых проблем и особой проработке ценностных оснований деловой культуры, согласно педагогическому профилю РГППУ.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ООП ВПО

 

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть, дисциплина по выбору студента» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 080100.62 Экономика.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Обществознание»:

Знания: отличий природных качеств человека от его социокультурных качеств;

Умения: давать моральную оценку поведения человека;

Владения: главными нормами человеческого общежития.

2.2. Из курса «История»:

Знания: основных периодов в истории развития российского общества, особенности исторического развития России, истории становления отечественной духовной культуры

Умения: связывать появление новых социальных типов личностей с основными этапами исторического развития России, применять знания исторического развития России для анализа её нравственной культуры, видеть современные проблемы России в контексте эпохальных исторических событий прошлого.

Владения: методологией исторического анализа, категориальным аппаратом исторической науки

 

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

«Педагогика»;

«Организация и проведение социологического исследования».

Знания и умения, освоенные студентами в процессе изучения деловой этики необходимы в их дальнейшей профессиональной деятельности.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Деловая этика» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки: 080100.62 Экономика:

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

· способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

· готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

· способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

· способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

· способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

· осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· способен организовать деятельность малой группы (ПК-11);

· способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию (ПК-13)

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· место деловой этики в структуре этического знания, соотношение деловой и профессиональной этики как общего и особенного;

· главные разделы курса деловой этики, особенности основных этапов развития традиционной морали и её значение в профессиональном становлении специалиста;

· основные нормы и принципы этики делового общения;

· особенности деловых отношений в сфере профессиональной деятельности;

· особенности нравственно-деловой культуры специалиста;

· факторы профессионально-нравственной деформации личности;

· профессионально-этический кодекс специалиста;

· основы профессионально-делового этикета.

Уметь:

· руководствоваться «золотым правилом морали» в рамках делового общения;

· уважать право на свободу служебного поведения, не ограничивающее свободу других;

· руководствоваться принципом справедливость при распределении прав, обязанностей, привилегий, льгот, полномочий и т.д.;

· разумно сочетать индивидуальные и коллективные начала в служебной деятельности;

· терпимо относиться к национальным особенностям делового общения с иностранными партнёрами;

· доказывать профессионально значимые позиции в деловом общении;

· опровергать эгоистические корпоративные установки в деловом общении;

· вести дискуссию, полемику в процессе выбора стратегии делового общения;

· применять нормы делового этикета в учебной и профессиональной деятельности.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· принципами исполнения профессионального долга;

· способностью нести ответственность за результаты профессиональной деятельности;

· нормой максимально высокого качества результатов профессиональной деятельности;.

· методикой разрешения конфликтных ситуаций в сфере делового общения;

· способностями к коллегиальной деятельности и коллективному решению задач в деловом общении;

· нормами профессионально-делового этикета.

 

 

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

    Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Форма обучения
Очная с пол- ным сроком Заочная с пол- ным сроком Заочная с сокра- щен- ным сроком  
1. Виды и объем учебной работы, в ч
1.1. Общая трудоемкость дисциплины      
1.2. Аудиторные занятия:      
1.2.1. Лекции      
1.2.2. Практические (семинарские) занятия      
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа:      
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольная работа -    
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы (изучение теоретического курса, подготовка к зачёту, домашние задания)      
 
2.1. Курс IV IV IV
2.2. Семестр      
2.3. Экзамен (семестр) - - -
2.4. Зачет (семестр)      
2.5. Курсовой проект (работа) (се- местр) - - -
2.6. Контрольная работа (семестр) -    

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

 

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Природа и сущность деловой этики   1,         Еженед. Тест– 1; Собесед. – 1, Участие в практ. занятии – 1
2. Этические основы вербального делового общения   2,3       Еженед. Собесед. – 2; Участие в практ. занятии –2, деловая игра3.
3. Дистанционное деловое общение   4,5       Еженед. Собесед. – 4; Участие в практ. занятии – 4, Эссе -5.
4. Этические нормы взаимоотношений сотрудников с руководителями     6,7       Еженед. Собесед. –6; Участие в практ. занятии – 6, деловая игра7. Тест-7.
5. Этика решения конфликтных ситуаций     8,9       Еженед. Собесед. –8; Участие в практ. занятии – 8, деловая игра 9.
6. Специфика делового этикета   10,11         Собесед. –10; Участие в практ. занятии –10,11, Тест-11
7. Нормы этикета и имидж делового человека   12,13       Еженед. Собесед. – 12; Участие в практ. занятии – 12.деловая игра 13 Тест13
8. Проблемные ситуации делового общения   14,15       Еженед. Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15, ситуации делового общения15.
Всего за курс         Зачет
 

4.3. Содержание дисциплины

Тема 1. Природа и сущность деловой этики

Этика как наука, её функции и роль в обществе. Место деловой этики в структуре этического знания. Особенности этической стороны деловых отношений.

Современная деловая этика как сфера, отражающая этические проблемы, возникающие в отношениях:

- между организациями;

- между организациями и государством;

- между организациями – производителями и потребителями;

- между организациями и владельцами (инвесторами);

- между организациями и местными сообществами;

- между организацией и окружающей средой.

Основные принципы деловой этики:

· «золотое правило морали» в рамках делового общения;

· авансирование доверием;

· право на свободу служебного поведения, не ограничивающее свободу других;

· справедливость при распределении прав, обязанностей, привилегий, льгот, полномочий и т.д.;

· разумное сочетание индивидуальных и коллективных начал в служебной деятельности;

· терпимое отношение к национальным особенностям делового общения с иностранными партнёрами.

Важнейшие моральные дилеммы в сфере деловой этики: соотношений целей и средств их достижения; соотношение личных и общественных интересов; выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом; соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: