Деловой этикет как регламентация поведения людей, связанная с выполнением ими служебных обязанностей. Формирование образа делового человека с целью благоприятного воздействия на окружающих и привлечения партнеров к сотрудничеству. Правильный выбор модели поведения делового человека – целостный комплекс знаков (вербальных, невербальных, поведенческих).
Критерии правильного выбора имиджа делового человека:
· учет конкретной ситуации делового общения;
· цель, которую ставит перед собой личность;
· самокритичная оценка выбранной модели поведения.
Демократизация правил делового этикета, ориентированного на широкий круг деловых людей. Негативное отношение к игнорированию правил этикета.
Составляющие имиджа делового человека: вежливость, пунктуальность, соответствие дресс-коду.
Визитная карточка делового человека. К истории употребления визитных карточек. Функции карточек как элемента делового общения: представительская, функция письменного послания, атрибут знакомства деловых партнеров. Правила вручения визитных карточек.
Этикет приветствий и представлений. Правила современного делового этикета знакомства в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей. Основные качества этики взаимоотношений деловых партнеров: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.
Правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении деловых людей: стандартные речевые обороты, используемые для знакомства и приветствий; обмен нейтральными фразами в процессе делового общения; формы напутствия и краткой оценки общения при расставании. Роль комплиментов в речевом общении деловых людей. Этикетные правила руководителя.
Внешний облик делового человека как код, свидетельствующий о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Особенности внешнего облика деловой женщины: элегантная одежда, привлекательная прическа, тонкий макияж, впечатляющие аксессуары. Большая степень свободы в выборе индивидуального имиджа у деловой женщины, нежели у ее делового партнера – мужчины.
Тема 8. Проблемные ситуации делового общения и способы
Их разрешения
Барьеры в общении, препятствующие эффективности деловых отношений.
Манипуляция как использование делового партнёра в корыстных целях.
Основные виды манипуляций в деловом общении:
- организационно-процедурные манипуляции;
- психологические манипуляции;
- логические манипуляции.
Индикаторы наличия манипулятивного воздействия. Защита от манипуляций: отслеживание изменений ситуации с целью выявления манипуляций, анализ механизмов манипулятивного воздействия. Способы нейтрализации манипуляций: разоблачение уловки, «информационный диалог», «конструктивная критика» или открытая интеллектуальная борьба, «цивилизованная конфронтация», «уловка на уловку».
Примеры типичных манипуляций, используемых в переговорном процессе, и способы противодействия им.
Конфликтогеное поведение как барьер в построении эффективного делового общения. Основные проявления конфликтогеного поведения: открытое недоверие, перебивание собеседника, принижение значимости его роли, устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту.
Приёмы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений: открытость для убедительных аргументов, уловное принятие доводов оппонентов, обращение за советом, вовлечение делового партнёра в совместную выработку решения.
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании деловой этики используются следующие формы:
- лекции, семинары, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, доклады, устное реферирование предложенной преподавателем литературы, проводятся дискуссии, ролевые игры, контрольные работы, тестирование, эссе, анализ ситуаций делового общения;
- самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, написание рефератов, тезисов, статей, работа с электронным учебно-методическим комплексом, подготовка к текущему контролю знаний, к промежуточной аттестации и зачёту.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают в себя вопросы к семинарским занятиям, темы рефератов, тесты по каждой теме, контрольные вопросы к зачёту и итоговый тест по дисциплине.
Разнообразные оценочные средства направлены на выявление качества усвоенных знаний, степени сформированности последнего, доказательного критического мышления и рефлексии, умения оперировать основными этическими категориями, применять критерии добра и зла к оценке действительности и собственной деятельности.
Указанные оценочные средства, литература к каждому семинару и по темам докладов и рефератов, тесты по программе представлены отдельно в виде «Методических указаний и рекомендаций к семинарским занятиям по деловой этике».
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям