Контрольные вопросы:
1.Барьеры делового общения.
2.Основные виды манипуляций в деловом общении.
3.Создание доверительных отношений в деловом общении.
Задания:
1.Способы нейтрализации манипуляций.
2.Основные проявления конфликтогенного поведения.
3.Приёмы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений.
6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
1. Функции деловой этики.
2. Гуманизм как принцип этики делового общения.
3. Основные нравственные принципы деловых отношений.
4. Деловая культура личности и проблемы её формирования.
5. Нравственное воспитания и самовоспитание как основа деловой этики.
6. Нравственный конфликт в сфере деловой деятельности и способы его разрешения.
7. Кастовость и корпоративность профессиональной деятельности как проблемы деловой этики.
8. Корпоративная мораль как проявление кризиса деловых отношений.
9. Профессионально-этический кодекс и деловая этика педагога.
10. Особенности делового общения в системе отношений: педагог-воспитанник, педагог-педагог, педагог-общественность (по выбору).
11. Этические нормы взаимоотношений сотрудников и руководителей.
12. Этические основы вербального делового общения.
13. Виды и особенности дистанционного делового общения.
14. Проблемы нравственной деформации личности в процессе делового общения.
15. Проблемы отношений между государством и коммерческими организациями в современной деловой этике.
16. Профессионально-деловой этикет: современный аспект.
17. Роль делового этикета в разрешении профессиональных конфликтов.
18. Особенности дипломатического этикета, как особо регламентированной сферы деловой этики.
|
19. Смысл и значение норм делового этикета в профессиональной деятельности.
20. Проблемные ситуации делового общения.
6.3. Задания к контрольной работе и методические указания к их выполнению
Выполнение контрольных работ призвано решить следующие задачи:
- изучить определенный минимум литературы по вопросам исследования, отечественный и зарубежный опыт и зафиксировать необходимую информацию;
- обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать и грамотно изложить состояние изучаемого вопроса.
В соответствии с учебным планом и Рабочей программой курса «Этика» каждый студент должен написать контрольную работу по одному из предложенный вариантов. Номер варианта определяется по последней цифре номера зачётной книжки студента; если номер зачётки оканчивается на 0, выполняется 10-й (или 20-й, или 30-й и т.д.) вариант. Возможно определение темы контрольной работы исходя из личного интереса студента и наличия литературы.
Контрольная работа заключается в выборе темы, отборе и изучении литературы, составлении плана, написании и оформлении контрольной работы, подготовке сообщения по теме контрольной работы.
После того как будет выбрана тема, необходимо отобрать и законспектировать литературу. Далее следуют работа над конспектами; расположение материала в смысловой последовательности, его анализ, оценка. Необходимо привести собственные суждения по рассматриваемым вопросам, раскрыть связь темы с современностью.
Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ. Она обязательно должна иметь:
|
- титульный лист (см. приложение 1),
- план (содержание),
- введение,
- основную часть,
- заключение,
- список источников и литературы.
В контрольной работе необходимо стремиться придерживаться принятой терминологии, обозначений, условных сокращений и символов, не злоупотреблять выражениями-штампами; не допускать изложение материала от первого лица.
Контрольная работа выполняется на стандартных листах (формат А4). Объём контрольной работы составляет 20-25 страниц. С левой стороны листа должны быть поля шириной 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – по 2 см. Текст набирается на компьютере в текстовой редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman. Размер шрифта основного текста – 14 кеглей; подстрочных ссылок (сносок) – 10 кеглей. Межстрочный интервал основного текста – 1,5.
Во введении (2-3 страницы) обосновываются актуальность темы, мотивы её выбора и излагаются поставленные задачи.
В основной части (15-20 страниц) последовательно раскрывается содержание темы согласно поставленным задачам, дается оценка тех или иных идей или концепций, раскрывается их связь с современностью.
Заключение (2-3 страницы) содержит выводы по работе.
Особое внимание следует обратить на сноски на ту литературу, которая цитируется. Сноски, желательно, помещать постранично, с указанием автора, названия работы, названия публикации, в которой помещена статья автора, года, издательства и города, где издана работа или публикация.
Например: Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности М. 2007, или: Льюис К.С. Любовь // Вопр. философии. 1989. №8.
|
Если в списке литературы указаны источники, из которых ни один не цитируется, то преподаватель беседует со студентом о содержании данного нецитируемого источника для выяснения, читал ли студент данный источник, и лишь затем решает вопрос о зачете или незачете контрольной работы. Тексты, взятые из Интернета, не засчитываются.
Требования к контрольной работе:
- соответствие содержания теме, смысловая связь введения, основной части и заключения;
- полнота раскрытия темы согласно задачам, поставленным во введении;
- обоснованность выбора темы во введении, Вашей позиции в основной части и выводов в заключении;
- логичность плана, последовательность и ясность изложения;
- аккуратность во внешнем оформлении.
Студенты выступают по теме контрольной работы в учебной группе в течение 7-10 мин. Устное выступление – это не чтение текста, а свободное изложение проблемы, подкрепляемое необходимыми цитатами, которых в выступлении должно быть немного. Составьте тезисы (2-3 страницы) и разбейте сообщение на такие моменты, как актуальность темы, изложение главных идей по теме контрольной работы, Ваша точка зрения на поставленную проблему, выводы. Будьте готовы к дискуссии в аудитории. Сообщение оценивают, как правило, по таким параметрам: насколько оно содержательно, интересно; логика выступающего и его контакт с аудиторией; обоснованность ответов на вопросы.
Контрольная работа позволяет развить у студента такие важные в его будущей профессиональной деятельности качества, как самостоятельное творческое мышление, способность к понятийному творчеству и аргументированному доказательству, навык публичного выступления.
Студенты, не получившие «зачтено» за контрольную работу, к зачёту по дисциплине не допускаются.
Темы рефератов и контрольных работ
1) Этический рационализм Сократа и Платона.
2) Гедонистическая этика Эпикура.
3) Этика стоиков о счастье и судьбе.
4) Религиозный характер этики Средневековья.
5) Гуманистический идеал этики Возрождения.
6) Героический энтузиазм этических воззрений Дж. Бруно.
7) Рационалистическая трактовка нравственности: Декарт, Спиноза, Гоббс.
8) Учение о нравственности «Века Просвещения»: Дидро, Вольтер, Руссо.
9) Категорический императив Канта.
10) Классовый характер понимания морали в марксизме.
11) Этические воззрения русских мыслителей ХIХ-ХХ веков (по выбору).
12) Понимание христианской нравственности Ф.М. Достоевским и Л.Н. Толстым.
13) Этика всеединства Вл. Соловьёва.
14) Этика экзистенциализма: идея абсурда, одиночества и гуманизма.
15) Переоценка ценностей в этической концепции Ф.Ницше.
16) Этические искания А. Швейцера.
17) Проблема статуса этики и её предмета в системе философского знания.
18) Социальная сущность и специфика морали.
19) Основные концепции происхождения морали.
20) Специфика категорий этики, их функции.
21) Добро и зло как наиболее общие императивно-оценочные категории этики.
22) Совесть и стыд как проявление нравственного самосознания личности.
23) Историческая эволюция содержания категорий «достоинство» и «честь».
24) Нормативно-ценностный характер категорий «счастье» и «смысл жизни».
25) Диалектика нравственного долга и нравственной ответственности личности.
26) Проблема утраты смысла жизни и отношения к ней.
27) Проблема бессмертия человека и её нравственное содержание.
28) Нравственный аспект отношения человека к природе. Биоэтика.
29) Открытые проблемы морали: эвтаназия, клонирование, трансплантация и др. (по выбору).
30) Нравственная структура личности.
31) Культура общения как выражение нравственной культуры личности.
32) Нравственный выбор личности, нравственные противоречия, нравственный конфликт.
33) Современный деловой этикет.
34) Исторические типы этикета: этикет сословного и демократического общества.
35) Виды этикета.
36) Этноэтикет: этикет и особенности национальной психологии и культуры.
37) Нравственные основы современной семьи.
38) Отцы и дети: нравственный аспект.
39) Современные представления о нравственной ценности дружбы.
40) Любовь как нравственно-культурный феномен.
6.4. Вопросы для подготовки к зачету
1.Место деловой этики в структуре этического знания, соотношение профессиональной и деловой этики как общего и особенного.
2.Главные разделы курса деловой этики.
3.Основные формы делового общения.
4.Основные нормы и принципы этики делового общения.
5.Основы нравственно-деловой культуры специалиста.
6.Принципы и методы управления деловым общением.
7.Факторы нравственной деформации личности в деловом общении.
8.Особенности профессионально-этического кодекс специалиста (специальность по выбору).
9.Реализация «Золотого правила морали» в деловом общении.
10.Принцип справедливости как основа распределения прав, обязанностей, привилегий, льгот, полномочий в деловой этике.
11.Соотношение индивидуальных и коллективных начал в служебной деятельности.
12.Конструктивные и деструктивные стратегии делового общения.
13.Коллегиальность и коллективизм как основа успешного делового общения.
14.Особенности делового общения с иностранными партнёрами.
15.Проблема корпоративного эгоизма в деловом этике.
16.Правила ведения дискуссии, полемики, спора в деловом общении.
17.Культура делового письма.
18.Правила ведения телефонных переговоров.
19.Основные принципы профессионально-делового этикета.
20.Речевой этикет. Стандартные темы и способы ведения деловой беседы.
21.Нормы делового этикета в учебной деятельности.
22.Этикетные ситуации в деловом общении.
23.Методики разрешения конфликтных ситуаций в сфере делового общения;
24.Проблема манипуляций в деловом общении.
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Обязательная литература
1. Кукушин, В.С. Деловой этикет [Текст]: учеб. пособие / В. С. Кукушин. - 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс; М.: МарТ, 2010.
2. Макаров, Б.В. Деловой этикет [Текст]: [учеб. пособие для вузов] / Б. В. Макаров, А. В. Непогода. Ростов н/Д: Феникс, 2010.
3. Мартова, Т.В. Этика деловых отношений / Т. В. Мартова. Ростов н/Д [Текст]: Феникс, 2009.
4. Осипова И.Н. Этика и культура управления [Текст] / И.Н. Осипова. М., 2009.
5. Ситяева Л.П. Профессиональная этика [Текст]: учеб. пособие / Л.П. ситяева, Н.Н. Остапенко, Н.М. Коржевская. Екатеринбург, 2009.
Дополнительная литература
1. Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. М., 1995.
2. Бакштановский В.И. Профессиональная этика: социологические ракурсы [Текст] / В.И. Бакштановский. 2005. №8. С.3-13.
3. Брайм И.Н. Культура делового общения. Минск, 1998.
4. Введенская, Л. А. Культура речи государственного служащего [Текст]: учеб.-практ. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
5. Венедиктова В.И. О деловой этике. М., 1994.
6. Все об этикете / редакторы–составители И.М. Крохина, А.П. Крупенин. Ростов н/Д., 1995.
7. Гольцов Г.Г. О профессиональной этике преподавателя [Текст] / Г.Г. Гольцов. 2002. №3. С.43-44.
8. Журавлев И.А. Этика общения. М. 1999.
9. Зарайченко В. Е. Этикет государственного служащего [Текст]: учеб. пособие/ В. Е. Зарайченко. - 3-е изд. М.; Ростов н/Д: МарТ; Ростов н/Д: Феникс, 2009.
10. Кемпбелл А. [Текст]: учеб. пособие: пер. с англ. / А. Кемпбелл, Г. Джиллет, Г. Джонс. М., 2005.
11. Этика деловых отношений: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2007.
12. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности [Текст] / Е.А. Красникова. М., 2007.
13. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста [Текст] / Г.В. Лазутина. М., 2008.
14. Ткачев В.Н. От кодекса чести – к кодексу этики [Текст]: кодекс судейской этики / В.Н. Ткачев. 2005. №5. С.116-120.
15. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет [Текст] / Н. И. Формановская. М., 2002.
16. Честара Д. Деловой этикет. М.,1997.
17. Шейнов В.П. как управлять другими. Как управлять собой. Минск, 1997.
18. Шихирев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. М., 2000.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются мультимедийные средства, видеомагнитофон, DVD проектор.
Приложение 1
Титульный лист
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт искусств
Кафедра философии и культурологии
Контрольная работа
По дисциплине «Деловая этика»
На тему: «Функции деловой этики»
Выполнил студент группы: ЗАУ 411
Иванов И.И.
Проверил: доцент, канд. филос. наук
Коржевская Н.М.
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины
«Деловая этика»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.