Трагическая судьба отряда Онички Логинова




В отписке приказного человека Онуфрия Степанова якутскому воеводе М. С. Лодыженскому о походе его по Амуру описана трагическая история гибели на Нижнем Амуре отряда Онички Логинова из тридцати человек.

«…И как буду я, Онофрейко, на рубежу Гиляцкие земли, да в прошлом во 163 (1655) году зимою иноземцы гиляцкие люди государю изменили и служилых людей Якуцкого острогу Оничку Логинова побили с товарыщи 30 человек (а шли де они, Оничко Логинов, с Ламы на Великую реку Амур), что гиляцкие люди на великой реке Амуре побили и животы их разделили по себе меж собою, и я, Онофрейко, на тех изменников гиляцких людей ходил и языков взял. И на роспросе они, иноземцы гиляцкие люди, сказали и повинилися: побили де мы государевых служилых людей 30 человек, а вожжа де мы Ламского тунгуса взяли к себе жива, да и ныне де он, Широнка-тунгус, у нас жив. И того они Ламского тунгуса Широнку привезли ко мне, Онуфрейку, в войско, и тот Широнка сказал: вел де я через камень с Ламы на великую реку Амур служилых людей Якуцкого острогу Оничка Логинова с товарищи 30 человек, и тех де служилых людей гиляцкие люди побили, а живот их и ружье разделили по себе. И я, Онофрейко, под юртами находил многие казачьи признаки, ружье и всякой борошень. И я, Онофрейко, проведав до пряма, им, иноземцом, по государеву указу давал наказанье, кто чего довелся, и, дав наказанье, привел их к шерти, и отпущал по своим улусом и по урочищам, где кто был прежде на своих…».

 

Обсуждение

Теперь попробуем увязать события в Западной Сибири и на Крайнем Востоке России XVII века с находкой на мысе Куегда.

Найденный предмет, как уже указывалось, – камень плоский, подпрямоугольный, неправильной формы, буро-светло-коричневого цвета и имеет размеры 7,0х5,5х1,2 см. По определению хабаровского геолога Л. Б. Сушкина это кремнистый мелкозернистый алевролит, близкий к аргелиту. Имеет налет бурых гидроокислов железа, как следствие долгого пребывания в водно-болотной среде.

Рисунок на плоскости камня был нанесен острым и довольно прочным металлическим предметом, так как кремнистые породы не подаются обработке обычным железом.

Следует отметить, что выгравированный лик, точнее, линии углубления рисунка, имеют тот же цвет, что и плоскость камня, то есть линии такие же бурые. А это указывает на то, что сюжет достаточно древний. Предположим, что этот иконографический образ был иконой-ладанкой и как оберег носился на теле в чехле.

Ладанка, в современном объяснении — это маленький (тканевый, кожаный) мешочек, в который кладут ладан. Обычно она носится на шее, вместе с крестиком.

Обычай носить ладанку уходит в дохристианский период. Между прочим, уверенности в том, что слово «ладанка» произошло от слова «ладан», нет никакой. Хотя бы потому, что встречается вариант «ладонка». Ладонь тут, понятно, не причём. Она сама – результат перестановки слогов и раньше была «долонь». В смысле длань. А вот не почивало ли в ладанке славянское божество с корнем «лад»? И, в общем, не ладан, конечно, был в тех ладанках. А, например, немного родной земли – чтоб вернуться.

А теперь обратимся к отписке О. Степанова якутскому воеводе от 1656 года. Он докладывает, что, находясь «на рубежу Гиляцкие земли», во время возведения Косогирского острога (по нашему предположению это было у горы Пушю на Амуре), получает известие о гибели отряда О. Логинова, прибывшего из Якутского острога в устье Амура. «Побили» Логинова с товарищами «гиляцкие люди». Степанов немедленно отправляется к устью Амура, чтобы провести административное расследование.

Были схвачены виновники. На допросе они повинились в убийстве 30 человек и присвоении их имущества. Степанов говорит, что сам видел по юртам казачьи вещи – «ружье и всякой борошень».

Отряд Логинова был сформирован в Якутске и кроме казаков в него попали, вероятно, и мангазейские промысловики, которых к этому времени уже было достаточно на реке Лене. Предположим, что ладанка принадлежала кому-то из товарищей Логинова, и он был мангазейцем.

Точно известно, что мангазейскому святому начали молиться с 1652 года. В этом же году было определено, что останки принадлежат юноше, и что он принял мученическую смерть. А имя – «праведный Василий Мангазейский» - безымянный чудотворец обрел только в 1660 году. И теперь нам понятно, почему на иконе нет имени святого мученика.

Вероятно, после изготовления (1652-53гг.) она была «освящена» на гробе чудотворца, потом вместе с ее обладателем попала в Якутск, а затем в 1655 году на реку Амур.

 

Заключение

1. Как мы видим описания сделанные горожанами Мангазеи, которым святой являлся во сне, совпадают с ликом, выгравированным на камне – портретом юноши с «копной» волос, нимб над головой которого, позволяет отнести изображение к миниатюрной иконе-ладанке, а состояние изображения на иконе указывает на ее более чем трехсотлетнюю историю.

2. На основании этого, мы можем связать графическое изображение подростка на иконе, с образом покровителя промышленников с Приобья – святым чудотворцем Василием Мангазейским.

3. Судя по тому, что найденная икона была с мыса Куегда, который находится в черте города Николаевска-на-Амуре, то, вероятно, там и был разгромлен отряд Онички Логинова.

4. Икона-ладанка святого Василия Мангазейского могла принадлежать одному из промышленных людей, происходившего из Мангазеи, и являлась его оберегом.

Таким образом, Василий Мангазейский, как покровитель промысловиков сосредотачивающихся в Мангазейском городе – административном пункте между Обью и Енисеем, в дальнейшем разделил судьбу этих отважных промышленников, ставших землепроходцами, при их продвижения на восток - на Лену и Амур.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: