Рисунок 1 - Состав имущества организации
Хозяйственные средства – это имущество организации составляющие актив баланса, а их источники могут быть собственные и заемные, формирующие пассив баланса.
При классификации активов по видам их принято делить на 6 групп.
К первой группе активов относятся средства труда, включающие основные средства, нематериальные активы, инвентарь и хозяйственные принадлежности.
Основные средства - средства труда, сроком службы не менее года. К ним относятся здания и сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и др. Основные средства, переносят свою стоимость на готовый продукт частями, в виде амортизационных отчислений.
Амортизация - постепенное изнашивание основных средств и перенесение их стоимости на произведённую продукцию.
Амортизационные отчисления - денежное выражение размера амортизации основных средств, включаемой в себестоимость продукции.
Нематериальные активы (НМА) - это учётные объекты, не обладающие физическими свойствами, но обеспечивающие организации получение дохода постоянно или в течение длительного срока эксплуатации. К НМА относят права на результаты интеллектуальной деятельности, права на программные продукты, организационные расходы, деловую репутацию организации.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности - средства труда, которые используются в хозяйственном обороте менее 12 месяцев. Для облегчения процесса воспроизводства их учитывают в составе средств в обороте.
Ко второй группе активов относятся предметы труда. К ним относятся сырьё и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершённое производство, запасные части, тара.
Предметы труда - это часть имущества, на которую воздействует человек в процессе труда при помощи средств труда. Предметы труда неоднократно участвуют в процессе производства и целиком переносят свою стоимость на изготовляемую продукцию. К ним относятся: сырьё и материалы, полуфабрикаты, незавершенное производство, топливо, запасные части, тара.
|
Под сырьём понимают продукцию сельского хозяйства (семена, корма и др.) и добывающих отраслей промышленности (нефть, уголь и др.), а под материалами продукцию обрабатывающих отраслей.
Материалы по их роли в процессе изготовления продукции делятся на две группы: сырьё и основные материалы, вспомогательные материалы.
Сырьё и основные материалы составляют вещественную основу продукта, а вспомогательные используются для выполнения определённых функций. Например, вспомогательные материалы могут создавать нормальные условия работы для основных средств (смазочные материалы), изменять качественную характеристику предметов труда (красители).
Топливо относится к вспомогательным материалам, но, поскольку оно занимает большой удельный вес в себестоимости продукции и выполняет особые функции в процессе производства, в бухгалтерском учёте его выделяют в отдельную группу.
Полуфабрикаты - предметы труда, которые прошли обработку в одном или нескольких цехах предприятия, но подлежат дальнейшей обработке на данном предприятии или вне его.
Незавершенное производство - предметы труда, находящиеся на обработке в цехах на рабочих местах.
Тара - часть предметов труда, использующихся для упаковки или хранения материалов, готовой продукции и т.д.
|
Запасные части - предметы труда, предназначенные для ремонта и замены износившихся частей основных средств (детали, узлы и др.)
Третью группу активов составляют предметы обращения.
Предметы обращения - это готовая продукция на складе организации, предназначенная для реализации, и товары отгруженные.
Готовая продукция - составная часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи и соответствующая установленным параметрам и другим стандартам. Товары отгруженные находятся в собственности организации до тех пор, пока к покупателю не перейдёт право собственности на них.
К четвёртой группе активов относятся денежные средства.
Денежные средства - часть оборотных активов, используемых хозяйствующим субъектом для осуществления расчётов.
К группе денежных средств относятся средства на расчётном счёте в банке и других счетах (валютном, специальных счетах (аккредитивы, чековые книжки, депозитные счета, по банковским картам и др.)). С них производятся расчёты с поставщиками и покупателями, с банками, финансовыми органами путём безналичных перечислений. Небольшие суммы наличных денег могут находиться в кассе хозяйствующего субъекта в пределах установленного лимита.
К пятой группе активов относятся средства в расчётах.
Средства в расчётах - это долги других организаций или лиц данному хозяйствующему субъекту. Такая задолженность называется дебиторской, а сами должники - дебиторами. Дебиторская задолженность возникает в результате действующих форм расчётов за продукцию, работы и услуги в том случае, когда их передача покупателю и платежи за них не совпадают во времени. Дебиторами могут быть и работники организации; таких должников называют подотчётными лицами.
|
К шестой группе активов относятся отвлечённые активы.
Отвлечённые активы - это те, которые по ряду причин могут не участвовать в хозяйственном обороте. Это инвестиции - под инвестициями понимаются долгосрочные вложения средств. В их составе выделяются капитальные вложения самого предприятия и долгосрочные финансовые вложения в другие организации.
Под капитальными вложениями понимают затраты, осуществлённые в связи со строительством или приобретением основных средств, нематериальных активов.
Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения - это вложения денежных средств или иного имущества в другие организации с целью получения дохода или контроля над их деятельностью. К ним относятся вложения в уставные капиталы, акции, облигации.
Акция - ценная бумага, удостоверяющая право её держателя на получение прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении делами акционерного общества.
Облигация - один из наиболее распространённых видов ценных бумаг на предъявителя.
Активы организации формируются в результате привлечения их из различных источников, поэтому у организации возникают обязательства перед другими организациями и лицами - кредиторами.
В зависимости от механизма образования и срока погашения обязательств различают собственный и привлечённый капитал.
Источники формирования имущества организации | |
Собственный капитал | Заемный капитал |
1. Уставный капитал 2. Добавочный капитал 3. Резервный капитал 4. Целевое финансирование и поступление 5. Нераспределенная прибыль | 1. Кредиты банка 2. Заемные средства 3. Кредиторская задолженность 4. Обязательства по распределению |
Рисунок 2 – Источники формирования имущества организации
К собственному капиталу относят: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределённую прибыль, целевое финансирование.
Уставный капитал - это обобщенное понятие основной части собственного источника средств. Под ним понимается стоимость имущества, внесённого владельцами или акционерами (участниками) на момент создания организации (вклады учредителей, стоимость основных средств, нематериальных активов и других активов), необходимого для обеспечения её уставной деятельности. Конкретное название этого источника зависит от формы собственности и организационно-правовых форм хозяйствования субъекта. Уставный капитал может изменяться.
Добавочный капитал - собственный капитал организации, образовавшийся в результате дополнительного внесения собственниками средств сверх зарегистрированного уставного капитала, изменение стоимости имущества в результате переоценки.
Резервный капитал (фонд) формируется за счёт прибыли организации и используется для покрытия потерь, возникших в результате чрезвычайных обстоятельств и выплаты дивидендов и доходов при недостаточности прибыли.
Нераспределённая прибыль - часть чистой прибыли организации, оставшаяся в её распоряжении в качестве источника финансирования.
Целевое финансирование - средства, поступившие от государства, других юридических и физических лиц для осуществления конкретных мероприятий.
Привлечённый капитал - это обязательства (долги) данной организации перед другими хозяйствующими субъектами и лицами. Организации и лица, предоставившие в долг активы, называются кредиторами, а обязательства, возникшие в связи с их получением, - кредиторской задолженностью. В зависимости от сроков погашения обязательств различают долгосрочный заёмный капитал и краткосрочный заёмный капитал.
К долгосрочному заёмному капиталу относятся кредиты банков и займы.
Долгосрочные кредиты - это суммы средств, полученные от банков на, срок более одного года на финансирование капитальных вложений в основные средства, передовые технологии.
Долгосрочные займы - ссуды юридических или физических лиц (кроме банков), полученные на срок более года.
Краткосрочный привлечённый капитал по механизму образования может быть объединён в несколько групп.
Краткосрочные кредиты и займы - обязательства перед банками и другими организациями по полученным кредитам и займам, срок погашения которых не превышает 12 месяцев после отчётной даты. Все кредиты, выдаваемые банками, являются платными, возвратными, срочными и имеют целевой характер.
Кредиторская задолженность - это долги организации за товары и услуги перед поставщиками, по выданным векселям, по авансам полученным. К этой же группе относится задолженность своим работникам по начисленной, но не выплаченной заработной плате, возникающая в связи с тем, что момент начисления и выплаты оплаты труда не совпадают во времени. Таков же механизм образования задолженности перед органами социального страхования и обеспечения, перед бюджетом по налогам.
Вексель - письменное долговое обязательство, которое даёт его владельцу право по истечении срока требовать с должника уплаты обозначенной денежной суммы.
Векселедатель - заёмщик, должник, выдавший вексель, получивший по нему кредит и обязанный погасить вексель, вернуть долг.
Векселедержатель - лицо, которому передан во владение вексель, его обладатель, имеет право на получение денежной суммы, указанной в векселе, от векселедателя.
Доходы будущих периодов - это средства, полученные авансом, погашение задолженности по которым ожидается в следующих отчётных периодах (получение аванса за объект, который будет возводиться несколько отчётных периодов).
Резервы предстоящих расходов и платежей - создаются организацией с целью равномерного включения в расходы отчетного периода затрат на оплату отпусков работников, ремонт основных средств. До момента использования они рассматриваются в качестве привлечённых средств.
Хозяйственная деятельность организации состоит их трех хозяйственных процессов:
1. Заготовление – это процесс приобретения товарно-материальных ценностей различного вида, необходимые для осуществления производственных и хозяйственных нужд, и товары для реализации;
2. Производство – это процесс выполнения основной задачи организации: изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ;
3. Реализация – это процесс выполнения договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, начисляется выручка по отгруженной продукции, выполненным работам и оказанным услугам в размере договорной цены, в результате чего возникает дебиторская и кредиторская задолженность покупателей. По истечении срока ее оплаты средства от покупателей зачисляются на расчетный счет.
В результате учета процесса заготовления и производства, путем сопоставления плановых (сметных) и отчетных показателей выявляется экономия или перерасход, а при учете процесса реализации – прибыль или убыток. Учет хозяйственных процессов возможен при использовании различных способов и приемов.
Совокупность приемов, с помощью которых познается объект называется методом бухгалтерского учета. Способы, приемы и методы бухгалтерского учета взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляют его методологию, обеспечивают его системность, а также являются инструментом его моделирования. Метод бухгалтерского учёта зависит от предмета учёта, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учётом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Изменение экономических отношений, развитие научно-технического прогресса предъявляют новые требования к бухгалтерскому учёту. А это вызывает изменение его приёмов и способов. Например, применение ЭВМ приводит к совершенствованию способов наблюдения, контроля и регистрации хозяйственных операций, съёма информации. Содержание метода бухгалтерского учёта вытекает из сущности и особенностей бухгалтерского учёта.
Сущность приемов заключается в документировании, инвентаризации, оценке, калькуляции, двойном отражении хозяйственных операций, балансовом обобщении состояния имущества, капитала и обязательств организации по их видам, составу, источникам образования и размещению в денежном выражении на определенную отчетную дату, отчетности.
Базовыми (основополагающими) элементами метода бухгалтерского учета являются:
документирование – способ первичного наблюдения и отражения фактов хозяйственной жизни, подлежащих учету;
инвентаризация – способ наблюдения и контроля за состоянием и наличием имущества и обязательств организации, средство обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
стоимостная оценка – способ выражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем денежном измерителе;
калькулирование – способ исчисления себестоимости единицы произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
бухгалтерские счета – способ текущей группировки и регистрации хозяйственных операций в определенном порядке;
двойная запись – способ отражения хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов;
балансовое обобщение - способ экономической группировки и итогового обобщения бухгалтерской информации о состоянии имущества, капитала и обязательств организации по их видам, составу, источникам образования и размещению в денежном выражении на определенную отчетную дату (как правило, на 1-е число месяца);
отчетность – система показателей, характеризующая производственную, хозяйственную и финансовую деятельность организации за определенный отчетный период. Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе бухгалтерского учета по установленным формам.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова область применения бухгалтерского учёта?
2. Что является объектами бухгалтерского учёта?
3. Что такое хозяйственная операция, хозяйственный процесс?
4. Что понимается под фактом хозяйственной жизни?
5. Что является предметом бухгалтерского учёта?
6. Что понимается под основными средствами?
7. Что понимается под нематериальными активами?
8. Что относится к предметам труда?
9. Каков состав имущества, используемый в сфере обращения?
10. Что относится к предметам обращения?
11.Что понимается под средствами в расчётах?
12. Какие учётные объекты включаются в понятие «отвлечённые активы»?
13. Что относится к финансовым вложениям?
14. На какие группы подразделяются источники образования имущества хозяйства?
15. Что относится к собственным источникам образования имущества?
16. Что понимается под уставным капиталом?
17. Является ли прибыль источником образования имущества хозяйственного органа?
18. Что относится к заёмным источникам?
19. Что понимается под кредиторской задолженностью?
20. Почему экономические ресурсы (активы) равны источникам их образования (пассивам)?
21.Что общего между собственным и заёмным капиталом?
22. В чём отличие дебиторской задолженности от кредиторской?
23. Что понимается под методом бухгалтерского учёта?
24. Какие специфические элементы включает метод бухгалтерского учёта?
25. Какие общие элементы включает метод бухгалтерского учёта?
26. На конкретном примере проиллюстрируйте взаимосвязь элементов метода бухгалтерского учёта.
27. Какие требования предъявляются к отчётности как элементу метода бухгалтерского учёта?
Тема 3. Бухгалтерский баланс
В любом виде деятельности важное значение имеет соответствие между намеченными к выполнению мероприятиями и теми возможностями, которые для этого существуют. Так, затраты денежных средств, для определения хозяйственных нужд зависят от источников, откуда эти средства берутся. Степень удовлетворения потребности в выпуске определенной продукции зависит от обеспеченности производства соответствующими материалами в нужном количестве, из которых эта продукция должна быть изготовлена.
Таким образом, между потребностями и возможностями их удовлетворения имеется прямая связь: потребности должны уравновешиваться наличными возможностями, т.е. соответствовать им. Такая обусловленность в широком ее понимании называется сбалансированностью. Использование ее является основным содержанием балансового метода. Термин «баланс» латинского происхождения. Дословно: bis – дважды, lanz – чаша весов, т.е. двучашие весов, как символ равновесия.
Выражением приема балансового обобщения в бухгалтерском учете является бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс является способом группировки и обобщенного отражения в денежном измерении хозяйственных средств организации по составу и размещению, а также по источникам их образования на определенную дату.
В бухгалтерском учете термин «баланс» означает два понятия. Во-первых, это один из элементов метода бухгалтерского учета. Во-вторых, бухгалтерский баланс – это отчетная таблица, одна из форм бухгалтерской отчетности, содержащая сведения о состоянии и размещении хозяйственных средств организации, на определенную дату.
Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая делится по вертикали на две части для раздельного отражения видов средств и их источников. В левой ее части показываются средства по составу и размещению, а в правой части – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив.
Активы организации участвуют в хозяйственном обороте непрерывно, изменяя свой состав и форму стоимости. Для руководства хозяйственным органом нужно знать, какими активами он располагает, из каких источников они получены, для какой цели предназначены. На это вопросы даёт ответ бухгалтерский баланс.
Поскольку бухгалтерский баланс является способом экономической группировки и обобщенного отражения в денежной оценке средств хозяйствующего субъекта по видам ресурсов, с одной стороны, и источникам их образования - с другой, на определённую дату, двухстороннее построение баланса обусловлено экономической классификацией хозяйственных средств.
В балансе отражаются средства, принадлежащие экономическому субъекту. Актив баланса показывает, чем располагает предприятие, как размещены его экономические ресурсы. При этом задолженность других предприятий, отдельных лиц данному предприятию рассматривается как своеобразное размещение его имущества.
Каждый отдельный вид средств в активе или их источников в пассиве называется статьей баланса.
Итоги статей актива и пассива баланса называются его валютой они равны и представляют собой суммы строк итогов разделов актива и пассива.
Сущность бухгалтерского баланса наиболее полно раскрывается, если четко придерживаться одного из основных принципов хозяйствования: реализация конкретной цели диктует выбор и построение соответствующей модели баланса. Существуют различные виды бухгалтерских балансов:
1. Периодический (месячный, квартальный);
2. Годовой;
3. Вступительный – составляется при создании новой или преобразовании ранее действующей организации;
4. Соединительный – составляют при объединении нескольких организаций в одно юридическое лицо;
5. Разделительный – составляется, когда из одной организации выделяется несколько самостоятельных организаций;
6. Санируемый – составляется при приближении организации к банкротству;
7. Ликвидационный – составляется с начала ликвидационного периода;
8. Сводный – составляется путем объединения отдельных заключительных балансов организации; им пользуются министерства, ведомства и концерны;
9. Сводно-консолидируемый – составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных организаций, взаимосвязанных между собой юридически; такими балансами пользуются холдинговые компании, головные организации во взаимоотношениях со своими дочерними и зависимыми обществами;
10. Баланс – брутто – это бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи;
11. Баланс – нетто – это бухгалтерский баланс без регулирующих статей.
Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив, каждый из которых состоит из разделов.
Актив баланса включает следующие разделы:
Внеоборотные активы – охватывает нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения, доходные вложения в материальные ценности.
Оборотные активы – содержит сведения об остатках запасов, признанных обслуживать процессы производства и обращения, затратах в незавершенное производство, а так же готовую продукцию и товары
Пассив баланса состоит из трех разделов:
Капитал и резервы – отражает состав и структуру собственного капитала, включающего различные по своему экономическому содержанию, принципам формирования и использования источники финансовых ресурсов организации.
Долгосрочные обязательства – предназначен для отражения задолженности на отчетную дату по долгосрочным кредитам банков и займам, полученным от других организаций учреждений.
Краткосрочные обязательства – содержит информацию о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам банков и займам, а так же о наличии кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивах (Приложение 1).
Ежедневно в организациях совершается множество хозяйственных операций, которые влияют на величину ресурсов хозяйственных органов и источников их образования. Эти процессы могут влиять на:
- статьи актива, вызывая перегруппировку ресурсов;
- статьи пассива, вызывая перегруппировку источников образования этих ресурсов;
- статьи актива и пассива, вызывая увеличение или уменьшение ресурсов.
В общем виде влияние изменений на баланс можно отразить:
Активы + Расходы = Капитал + Доходы + Обязательства.
По характеру влияния на баланс все многообразные хозяйственные операции можно подразделить на четыре типа.
1-ый тип – хозяйственных операций отражает изменения в составе средств предприятия, операции этого типа влияют на структуру актива баланса;
2-ой тип – хозяйственных операций отражает изменения в составе источников средств предприятия, операции этого типа влияют на структуру пассива баланса;
3-й тип – хозяйственных операций отражает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в связи с увеличением суммы хозяйственных средств организации;
4-ый тип – хозяйственных операций отражает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в связи с уменьшением хозяйственных средств организации.
Изучение типов хозяйственных операций с точки зрения их влияния на изменения в балансе необходимо для понимания того, что любая операция обязательно затрагивает две его статьи и никогда не нарушает равенство между активом и пассивом.
Вопросы для самоконтроля
1. Что понимается под бухгалтерским балансом?
2. Что означает термин «баланс»?
3. Что отражается в активе баланса?
4. Что отражается в пассиве баланса?
5. По какому принципу ресурсы организации сгруппированы в активе баланса?
6. По какому принципу источники образования ресурсов сгруппированы в пассиве баланса?
7. Какой принцип положен в основу группировки ресурсов хозяйства по разделам актива баланса?
8. Какой принцип положен в основу группировки источников образования ресурсов хозяйства по разделам пассива баланса?
9. Чем объясняется равенство итогов актива и пассива баланса?
10. Как называется общий итог баланса?
11. Что называется статьёй баланса?
12. Какую информацию даёт любая статья актива баланса?
13. Какую информацию даёт любая статья пассива баланса?
14. Какие измерители используются для оценки балансовых статей?
15. Чем отличается вступительный баланс от балансов, составляемых в последующие отчётные периоды?
16. В каких случаях составляются санируемые и ликвидационные балансы?
17. В чём состоят отличия между балансом-брутто и балансом-нетто и какой из них применяются в российской практике учёта?
18. Назовите типы изменений в балансе под влиянием хозяйственных операций.
19. Приведите примеры и сформулируйте выводы по каждому типу изменений в балансе.
20. Всякое ли увеличение актива и пассива баланса означает успех в экономике предприятия? Приведите пример.
21. Всякое ли уменьшение актива и пассива баланса носит с экономической точки зрения отрицательный характер? Приведите пример.