Эволюция взглядов Ч. Ломброзо при изучении женской преступности.




Примерные вопросы для коллоквиума

1. Виктимологическая характеристика криминологических ситуаций.

2. Классификация ситуаций.

3. Внутренние и внешние причины и условия преступного поведения.

4. Индивидуальная профилактика преступлений, ее виды и методы.

5. Использование виктимологических возможностей в профилактике преступлений.

6. История развития криминологической мысли, теорий, науки.

7. Источники информации в криминологических исследованиях.

8. Классификация причин и условий по содержанию: социально-экономические, нравственно-психологические, правовые, организационно-управленческие и др.

9. Криминологические методы познания преступности: криминологическое прогнозирование; криминологическая экспертиза; криминологический эксперимент.

10. Латентная преступность.

11. Методы криминологического прогнозирования.

12. Общесоциальная профилактика преступности, ее методы и иные формы воздействия на преступность.

13. Объекты и предмет профилактики преступлений.

14. Организационные принципы криминологического прогнозирования.

15. Основные изменения в состоянии, структуре, динамике преступности в России за годы советской власти.

16. Основные качественно-количественные показатели преступности.

17. Особенности криминологического планирования в районе и на отдельном объекте.

18. Отграничение криминологии от смежных юридических наук.

19. Понятие и виды криминологического прогнозирования.

20. Понятие и значение виктимологии.

21. Понятие и основные элементы механизма преступного поведения.

22. Понятие криминогенной мотивации. Ее структура и виды. Причины и условия формирования криминогенной мотивации.

23. Понятие криминогенной ситуации. Ее структура и виды. Причины и условия становления криминогенной ситуации.

24. Понятие криминологии, как самостоятельной общетеоретической социолого-правовой науки о закономерностях преступности.

25. Понятие методики криминологических исследований. Комплексный характер криминологических исследований.

26. Понятие планирования борьбы с преступностью, его цели и задачи.

27. Понятие преступности и ее признаки.

28. Понятие, виды и уровни причин и условий преступности.

29. Правовая статистика и ее применение в криминологических исследованиях. Основные приемы статистического изучения преступности. Методика вычисления статистических показателей преступности.

30. Предмет виктимологии: жертва преступления, ее поведение в связи с совершением преступления.

31. Причинность, детерминизм, их значение в философии и характер применения в криминологии.

32. Программа криминологического исследования: теоретическая и процедурная части.

33. Профилактика, предупреждение, предотвращение, превенция, пресечение: понятие, различие и сходство, иные формы воздействия на преступность.

34. Система криминологии: общая, особенная и специальная части.

35. Состояние, структура, динамика преступности в России в настоящий период времени.

36. Социальные и правовые явления, влияющие на состояние, динамику и структуру преступности.

37. Социологические методы познания преступности: анкетный метод; контент-анализ, метод контрольной группы.

38. Специально-криминологическая профилактика преступлений, ее субъекты, типы, направления, методы и приемы.

39. Субъекты профилактики преступлений: понятие и классификация.

40. Сущность и содержание предмета криминологии.

41. Типы потерпевших: агрессивные, активные, инициативные, пассивные, некритичные, нейтральные.

42. Уровни и виды профилактики преступлений.

43. Факторы преступности.

44. Фоновые явления преступности.

45. Характеристика и основные закономерности преступности в странах Западной Европы и США.

46. Этапы развития криминологии в России.

Примерные задачи для решения на семинарских занятиях

Задача 1

Какие категории из указанных ― все в каждом ответе ― безусловно, являются криминологическими (один вариант ответа правильный)?

+ Ответ 1. Преступность, причины и условия преступлений, личность преступника, профилактика преступлений

Ответ 2. Преступление, наказание, уголовный закон

Ответ 3. Личность преступника, его психические свойства, состояния, процессы; психологический механизм преступного поведения; методика криминально-психологического исследования личности

Ответ 4. Характеристика личности осужденных; эффективность уголовных наказаний; порядок исполнения уголовных наказаний; функции мер уголовно-правового характера

Ответ 5. Личность потерпевшего от правонарушений, травм на производстве и несчастных случаев; причины и условия, профилактика виктимного поведения; порядок компенсации вреда жертвам преступлений

 

Задача 2

Выделите, что бесспорно входит в предмет криминологии (четыре варианта ответа правильные):

+ Ответ 1. Преступность

+ Ответ 2. Личность профессионального преступника

+ Ответ 3. Война с преступностью

+ Ответ 4. Детерминизм преступности

Ответ 5. Правонарушаемость

Ответ 6. Девиантология

Ответ 7. Причины и условия правонарушений

 

Задача 3

Установите соответствие между названием науки и тем, что она изучает

1. Криминология изучает преступность, причины и условия преступлений, личность преступника, профилактику преступлений
2. Криминальная психология изучает психологию личности преступника, ее структуру, причинный комплекс; психологию преступления как особого вида деятельности и его предупреждение; психологию преступности, ее динамику, структуру, особенности, самовоспроизводство, характер воздействия на нее
3. Девиантология изучает преступность и иные социальные отклонения; девиантное поведение; их генезис, механизм; реакцию общества на них (социальный контроль)
4. Уголовное право изучает преступление и его виды; наказание и его виды; уголовный закон
5. Социология уголовного права изучает социальную обоснованность и эффективность уголовного закона, его норм, механизм их действия

 

 

Задача 4

Какие научные направления криминологии развивались в России до революции 1917г. (два варианта ответа правильные)?

+ Ответ 1. Биосоциальное

+ Ответ 2. Социологическое

Ответ 3. Теологическое

Ответ 4. Религиоведческое

Ответ 5. Политологическое

Ответ 6. Философское

 

Задача 5

Что, безусловно, входит в понятие «метод криминологии» (один вариант ответа правильный)?

+ Ответ 1. Методология познания и методика исследования

Ответ 2. Сравнительно-правовой метод исследования

Ответ 3. Поиск флуктуаций

Ответ 4. Изучение эффективности правовой нормы

Ответ 5. Исследование мутаций

 

 

Задача 6

Методология познания криминальных явлений включает в себя (пять вариантов ответа правильные):

+ Ответ 1. Философское познание

+ Ответ 2. Историческое познание

+ Ответ 3. Сравнительное познание

+ Ответ 4. Концептуальное познание

+ Ответ 5. Категориальное познание

Ответ 6. Документальный метод

Ответ 7. Тестирование

Ответ 8. Интервьюирование

Ответ 9. Уголовная статистика

 

Задача 7

Методика криминологического исследования включает в себя (четыре варианта ответа правильные):

+ Ответ 1. Документальный метод

+ Ответ 2. Тестирование

+ Ответ 3. Интервьюирование

+ Ответ 4. Уголовную статистику

Ответ 5. Философское познание

Ответ 6. Историческое познание

Ответ 7. Сравнительное познание

Ответ 8. Концептуальное познание

Ответ 9. Категориальное познание

 

 

Задача 8

Выберите одно наиболее верное выражение ― программа криминологического исследования состоит из (один вариант ответа правильный):

+ Ответ 1. Методологической (теоретической) и методической (процедурной) частей

Ответ 2. Истории изучения данной проблемы

Ответ 3. Описания методов исследования

Ответ 4. Общей теории криминологии

Ответ 5. Операционализации понятий исследования

 

Задача 9

Какие понятия преступности даются в современной российской криминологии (четыре варианта ответа правильные)?

+ Ответ 1. Преступность это исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой совокупность (систему) преступлений, совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени

+ Ответ 2. Преступность ― общественное явление, выражающееся в социально обусловленном отклонении поведения отдельных членов общества от норм, установленных уголовным законодательством

+ Ответ 3. Преступность можно рассматривать как сложную, стихийно складывающуюся многофакторную систему, характеризующуюся нестабильностью и вероятностью

+ Ответ 4. Преступность можно определить как общесоциальное, а потому безличностное, нисходяще-восходящее, регрессивное и уголовно-противоправное явление, порождаемое противоречиями общества и проявляющееся как в неоднородной массе преступлений, так и в своих типах, а также в своих социальных последствиях, в частности, в видоизмененных, преобразованных общесоциальных противоречиях.

Ответ 5. Преступность ― это причиняющая или угрожающая нанесением вреда, отклоняющаяся, распространенная личностно-микросредовая деятельность, т. е. система деяний социально-психологического и психологического характера, направляемая к преступности криминогенной мотивацией и ситуацией и ею завершающаяся, если профилактика безуспешна.

Ответ 6. Преступность как акт, момент преступного поведения, в то же время является деяниями, имеющими все уголовно-правовые признаки (общественная опасность, уголовная противоправность, виновность и наказуемость) и совершаемой там-то, тем-то и тогда-то, порождаемой и обусловливаемой индивидуально-значимыми причинами и условиями.

 

Задача 10

Уровень преступности измеряется по формуле (один вариант ответа правильный):

+ Ответ 1. В этой формуле Кп означает коэффициент преступности; П ― количество преступлений и преступников; 100 000н ― условная часть (кварта) населения, на которые разбивается все население региона, учреждения и т. п.; Н ― количество населения, имеющего возраст уголовной ответственности или всего населения

Ответ 2. В этой формуле Кп означает коэффициент преступности; Н ― количество населения, имеющего возраст уголовной ответственности или всего населения; 100 000 ― условная часть (кварта) населения, на которые разбивается все население региона, учреждения и т. п.; П ― количество преступлений и преступников

Ответ 3. В этой формуле Кп означает коэффициент преступности; n ― условная часть (кварта) населения, на которые разбивается все население региона, учреждения и т. п.; 100 000 ― количество населения, имеющего возраст уголовной ответственности или всего населения; н ― количество преступлений и преступников

Ответ 4. В этой формуле Кп означает количество преступлений и преступников; П ― коэффициент преступности; 100 000н ― условная часть (кварта) населения, на которые разбивается все население региона, учреждения и т. п.; Н ― количество населения, имеющего возраст уголовной ответственности или всего населения

Ответ 5. В этой формуле Кп означает условную часть (кварту) населения, на которые разбивается все население региона, учреждения и т. п.; П ― количество преступлений и преступников; 100 000н ― коэффициент преступности; Н ― количество населения, имеющего возраст уголовной ответственности или всего населения

 

Задача 11

Укажите один вариант ответа правильный при вычислении коэффициента (уровня) преступности, если в Прикубанском округе г. Краснодара за 5 лет при наличии 203000 жителей совершается в среднем в течение года 16,7 % насильственных преступлений, 234 преступления и 1221 административное правонарушение

+ Ответ 1. = = 115,3

Ответ 2. = = 475,0

Ответ 3. = = 86 752 136,8

Ответ 4. = = 716,5

 

Задача 12

Что такое закон причинности в философии, применяющийся в криминологии (один вариант ответа правильный)?

+ Ответ 1. Закон причинности выражается в том, что между событиями, происходящими в мире, существует такого рода связь, при которой, если событие А причина В, то всюду и всегда, где только наблюдается А, за ним неизменно (динамическая закономерность) или с определенной долей вероятности (статистическая закономерность) следует В

Ответ 2. Закон причинности носит всеобщий характер, т. е. это означает, что беспричинных явлений нет и быть не может

Ответ 3. Закон причинности ― это такая зависимость, при которой одно явление, называемое причиной, порождает, т. е. производит, воспроизводит, возрождает другое, называемое следствием

Ответ 4. Закон причинности есть связь генетическая, т. е. производящая новую вещь или явление, процесс

 

Задача 13

Что такое принцип причинности в философии, применяющийся в криминологии (один вариант ответа правильный)?

+ Ответ 1. Принцип причинности носит всеобщий характер, т. е. это означает, что беспричинных явлений нет и быть не может

Ответ 2. Принцип причинности выражается в том, что между событиями, происходящими в мире, существует такого рода связь, при которой, если событие А причина В, то всюду и всегда, где только наблюдается А, за ним неизменно (динамическая закономерность) или с определенной долей вероятности (статистическая закономерность) следует В

Ответ 3. Принцип причинности ― это такая зависимость, при которой одно явление, называемое причиной, порождает, т. е. производит, воспроизводит, возрождает другое, называемое следствием

Ответ 4. Принцип причинности есть связь генетическая, т. е. производящая новую вещь или явление, процесс

 

Задача 14

Как называется деятельность по недопущению преступления на стадии обнаружения умысла, когда преступление de facto (фактически) уже началось, а de jure (юридически) еще нет ― это … (вставить одно слово в единственном числе из 14 букв в именительном падеже, т. е. ответ на вопрос ― «что?»):

предотвращение

 


Задача 15

Как называется деятельность, направленная на недопущение оконченного преступления, более опасных его последствий, новых эпизодов, прерывание на стадиях приготовления, покушения, от деяния до его последствий, от одного преступления до другого, продолжаемого и длящегося ― это … (вставить одно слово в единственном числе из 10 букв в именительном падеже, т. е. ответ на вопрос ― «что?»):

пресечение

 


Задача 16

Как называется деятельность, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию причин и условий преступлений на всех уровнях, а также на их компенсацию причинами и условиями нормативного, во всяком случае, правомерного поведения ― это … (вставить одно слово в единственном числе из 12 букв в именительном падеже, т. е. ответ на вопрос ― «что?»):

профилактика


 

Задача 17

Укажите три точки зрения на вопрос об уровнях профилактики преступлений (три варианта ответа правильные)

+ Ответ 1. Общесоциальный и специально-криминологический

+ Ответ 2. Общесоциальный, групповой и индивидуальный

+ Ответ 3. Общесоциальный и личностно-микросредовый

Ответ 4. Общая и индивидуальная

Ответ 5. Микросредовая, групповая и индивидуальная

Ответ 6. Общая и специально-криминологическая

Задача 18

Осужденный по ч. 2 п. «г» ст. 161 УК РФ к семи годам лишения свободы Скворцов В. П., отбывая наказание в ИК строгого режима, будучи рабочим лесопильного цеха, воспользовавшись остановкой транспортера и недосмотром младших инспекторов безопасности, предложил осужденным по ст. 111 ч. 1 УК РФ Бугрову С. В. и по ст. 111 ч. 2 п. «е» УК РФ Бондаренко И. С. ¾ рабочим этого же цеха сыграть в карты «под интерес». Бондаренко дважды проиграл Скворцову, и последний потребовал, чтобы Бондаренко принес ему деньги 100 руб. или бутылку водки, в противном случае он с ним расправится. Бондаренко в рабочее время пришел в электроцех промышленной зоны и, подойдя к сменному мастеру, вольнонаемному Чанову, с которым был в неприязненных отношениях в связи с несколькими предшествовавшими ссорами по поводу закрытия нарядов другим осужденным и ему лично, потребовал дать ему 100 руб. денег или бутылку водки. Когда Чанов отказался, Бондаренко выхватил из кармана складной самодельный нож, разложил его и со словами: «Начальник, дай «пузырь» или я тебя сейчас прирежу!» стал приближаться к Чанову. Ударом по руке Чанов выбил у Бондаренко нож, пинком отбросил его в сторону, а сам отскочил к транспортеру. Бондаренко схватил стоящую у стены лопату, бросился к Чанову и, ругая его нецензурно, продолжая угрожать убийством, размахнувшись, острием лопаты ударил Чанова по голове. Взглянув на бледного, заливающегося кровью Чанова, Бондаренко отбросил лопату в сторону и пошел к выходу, но был задержан подбежавшими младшими инспекторами безопасности. Чанову было причинено неизгладимое обезображение лица.

 

Задача 19

Бондаренко И. С. осужден по ст. 111 ч. 2 п. «е» УК РФ к восьми годам лишения свободы. Отбывал наказание в ИК строгого режима. Является злостным нарушителем режима. В отношениях с администрацией колонии и осужденными высокомерен и груб. По характеру вспыльчив, неуравновешен, болезненно самолюбив.

Задание студентам. Составьте до занятия во время самостоятельной работы дома письменно аналитическую справку о внутренних и внешних причинах и условиях насильственного преступного поведения Бондаренко, а также о внутренних и внешних причинах и условиях образования конфликтной криминогенной ситуации с предварительным описанием структуры этой ситуации.

 

Задача 20

Шестнадцатилетняя М. осуждена за убийство своего новорожденного ребенка по ст. 106 УК РФ. В ходе следствия было установлено, что отец ребенка, узнав о беременности М. сразу же заявил, что откажется от него в случае рождения и стал настаивать на прерывании беременности. Но так как М. находилась уже на 5 месяце беременности, о которой она узнала случайно, в государственном медицинском учреждении ей было отказано в осуществлении аборта, денег для обращения в частную клинику у нее не было. В этой связи она решила скрывать от близких свою беременность, боясь физической расправы со стороны строгого отчима. А при рождении ребенка умертвить его. Находясь на седьмом месяце беременности она почувствовала внезапную резкую боль, в результате чего у нее произошли преждевременные роды. Увидев родившегося живого ребенка, она выбросила его в окно с седьмого этажа. От удара о землю ребенок скончался. После этого тут же потеряла сознание и была доставлена в медицинское учреждение. В больнице был установлен факт родов.

Из показаний свидетелей следовало, что М. с пятого класса не посещала школу, дважды оставалась на повторное обучение в четвертом классе. В семье у нее складывались сложные взаимоотношения. Отчим отличался жестоким нравом и за каждую провинность избивал М. При этом он заставлял ее зарабатывать деньги собирая бутылки. Мать М. страдала хроническим алкоголизмом и практически не занималась воспитанием дочери. Отец часто угрожал М. выгнать ее из дому.

Подруга М. так же показала, что виновная часто говорила что не хочет вешать на себя обузу в виде заботы о ребенке, что она пыталась продать будущего ребенка, что ей не удалось. Что М. любила разгульную жизнь и считала труд унизительным занятием.

Задание: Проанализируйте особенности криминогенной ситуации и криминогенной мотивации убийства, совершенного М.

 

Задача 21

Несовершеннолетний Иванов К. А. рано остался без отца. Мать часто работала в ночную смену, сверхурочно, оставляя мальчика без присмотра. Его воспитанием практически не занималась. В школе он числился «трудным» подростком. Там на него «махнули рукой». Иванов значительное время проводил на улице, совершил несколько мелких краж. Он вместе с матерью приглашался для обсуждения его поведения в подразделение по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

21 января 2003 года он за хулиганские действия по ст. 213 ч.2 УК РФ был осужден к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года с наложением на него обязательств закончить учебу в школе — 9 классов, поступить на работу.

15 февраля 2006 г. в 22 часа он на двоих со своим товарищем, также подростком Петровым, распили 0,5 литра водки и стали бесцельно шататься по улицам города. На улице они встретили девушек Веселову и Недопьянову. Иванов стал приставать к Веселовой, пытался обнять ее, а когда она вырвалась и побежала, то Петров поддел его, сказав: «Да ты еще пацан, оказывается, с женщинами обращаться не умеешь!». Тогда Иванов догнал Веселову, ругаясь нецензурно, повалил ее на землю и нанес попавшим под руку камнем удар по голове, причинив последней тяжкий вред здоровью.

По результатам судебно-психологической экспертизы была установлена эмоциональная нестабильность Иванова, конформизм, неумение абстрактно мыслить.

Задание студентам. Составьте самостоятельно, письменно, тезисно справку о внутренних причинах и условиях преступления Иванова, о струк­туре криминогенной ситуации безнадзорности и ее развитии по стадиям, внешних условиях, а также о причинах и условиях формирования криминогенной мотивации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: