Подходы и теории мотивации.




 

1. Работы античных философов. Мотивационный источник человеческого поведения в разуме, сознании и воле человека.

2. Теория мотивации потребностей Маслоу. Концепция иерархии потребностей Маслоу включает следующие основные идеи и предпосылки мотивации: человек постоянно ощущает какие-то потребности; человек испытывает определенный набор сильно выраженных потребностей; группы потребностей иерархически расположены по отношению друг к другу; потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей; если одна потребность удовлетворяется, то ее место занимает другая неудовлетворенная потребность; обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, взаимодействующих между собой; потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения; потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в основном удовлетворены потребности более низкого уровня; потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

3. Теория ERG Альдерфера. Клейтон Альдерфер в своей теории исходит из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Считает, что существует три группы потребностей: 1) потребности существования, 2) потребности связи, 3) потребности роста. Иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным и каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более простую потребность. Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз — процессом фрустрации.

4. Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда. Определяет мотивацию человека к деятельности и связана с изучением и описанием влияния соучастия и потребности властвования. Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал раньше. Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Потребность властвовать состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью данной потребности является стремление контролировать действия других, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за их действия и поведение.

5. Теория двух факторов Герцберга. Заключается в том, что все потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиться неудовлетворению условий жизнедеятельности (работой, местом жительства и пр.).

6. Теория ожиданий Врума. Базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

7. Гедоническая мотивационная теория. Полагает, что человек стремится к максимизации удовольствия, наслаждения и минимизации неудовольствия, дискомфорта, боли, страдания. Одним из разработчиков этой теории является американский психолог П. Юнг. Он считает, что удовольствие выступает главным фактором, который определяет активность, направленность и организацию поведения работников.

8. Психоаналитическая мотивационная теория. Создана и разработана австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Основана на признании существования определенных психологических сил, которые формируют поведение человека и не всегда им осознаются. Это можно интерпретировать как ответную реакцию на действия различных стимулов. Фрейд утверждал, что движущими силами человеческого поведения являются инстинкты: Эроса — инстинкта жизни; Танатоса — инстинкта агрессии, разрушения, смерти.

9. Теория условных рефлексов. Разработана русским ученым И. П. Павловым. Основой его теории является реакция организма на внешние раздражения — условные и безусловные рефлексы, признанные фундаментом мотивации. Особое внимание Павлов уделял условным рефлексам. Стереотип мышления и поведения служит психофизиологической базой установки, представляющей собой центральный компонент мотивационной системы индивида.

10. Теория деятельности. А. Н. Леонтьев. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Мотивация человека претерпевает изменения под влиянием осуществляемой деятельности, поэтому корни деятельности как бы лежат в самой деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: