Диагностика на песке
За рассказом человека обычно многое скрыто (человек боится открыться, стесняется и т.п.) Наша задача – вскрыть, лежащие в глубине проблемы для того, чтобы понять в какой помощи человек нуждается и какие стратегии нам выбрать.
Что можно увидеть при диагностике:
1) Эмоциональное состояние;
2) Какой человек «я-реальный» и «я-идеальный» (если «я-идеального» нет, то формируем);
3) Прошлое, настоящее, будущее; Голова, эмоции, события;
4) Какую человек предпочитает жизненную стратегию: от общего к частному (сперва строится ландшафт, а потом распределение ресурсов) или от частного к общему (сперва берутся ресурсы, затем они встраиваются в жизненную ситуацию);
5) Человек по сути процессуальщик (любящий процесс), либо стремится к результату;
6) Символизм ландшафта и фигурок.
Сферы восприятия у человека:
1) Сенсорно-процептивная (5 чувств восприятия): тактильные ощущения; звук – можно сыпать песок на разные поверхности (бумага, металл, фольга и т.п.);
2) Психомоторная сфера: мелкая моторика, крупная моторика (возможность заполнять пространство собою и его осваивать – этому можем учить!). В образовательном формате можно отрабатывать: отступы справа, слева, снизу, сверху. Учить и готовить руку к прописям;
3) Когнитивная (мыслительный процесс). Усвоение и использование. (Только если есть сбои в двух предыдущих сферах, то результата не будет. Только если в этой последовательности). Этой сфере сопутствуют: внимание, память, речь. (Например, игра на тренировку памяти «Как упали спички». В песочнице может быть другой формат этой игры: одна армия строит своё расположение, а разведчик другой армии должен запомнить это расположение и повторить в другой песочнице);
4) Эмоционально-волевая. Инструкция: «Построить страну эмоций» (без слова «своих»). Прежде хорошо напомнить спектр эмоций. При этом появится возможность продиагностировать самоопределение человека, его умение распознавать свои эмоции, чужие, умение сообразно строить отношения в социуме;
5) Сфера коммуникаций. Здесь мы можем просмотреть варианты всех конфликтов.
Теория конфликтов.
1. Физиологический. Неразрешимый конфликт. Запускается сигнал опасности – чувство отвращения. Выход – ограничить общение.
2. Психофизиологический. Это конфликт темпераментов, темпоритмов, энергий. Отсюда – раздражение. Можно решить, научившись обращать внимание на сильные стороны партнёра и умения использовать их во благо всем.
3. Психосоциальный. Делиться на три вида конфликтов:
1) Конфликт ожиданий. Чтобы его разрешить важно проговаривать, прописывать, проживать.
2) Конфликт интересов или территорий. Выяснение сфер влияния, кто в доме хозяин, удерживание своих территорий. При разрешении важно понимание того, чего хочу добиться: энергии, внимания, самореализации.
3) Информационный конфликт. Причины его возникновения – если мало информации, отсюда – домыслы. Если много, то сплетни, искажение информации. Чтобы его избежать, важно самому прослеживать: что, кому и с какой целью говорится (передаётся).
4. Ценностный. Неразрешимый, взаимосвязан с физиологическим.
6) Ценностные ориентиры. Смотрим: человек созидатель или разрушитель. Ценность пути, приключений, стабильности, устойчивости, производства, воспроизводства, творческое развитие, социальные ценности, семейные, ценность развития, склонность к обучению (познанию). Ценностный ориентир на подчинение или управление, партнёрство, созависимости, жертвы. В ценности всегда у человека есть личная выгода, отсюда вопрос: «А чем это вам выгодно?»
7) Творческая, креативная сфера. Смотрим способность человека к изменениям, к новому. Творчество жизненного сценария. Изменение стратегии и тактики.
Вопросы психолога по эмоционально-волевой сфере.
1. Что мешает? С чем бы хотелось разобраться?
2. Договориться о терминологии. Что такое эмоции? – Информация:
Эмоция – это реакция на стимул.
Чувство – это процесс. Он имеет свою историю, он длителен. (Сказать о разнице между чувством и эмоцией). Чтобы научиться управлять своими эмоциями, надо «спуститься» до простых (базовых) эмоций.
Существует 10 базовых эмоций:
1) Гнев-злость
2) Интерес (удивление)
3) Радость
4) Страх
5) Отвращение
6) Удовольствие
7) Вина
8) Стыд
9) Обида
10)Грусть
3. Какую эмоцию «табуировали»? Кто-то может нивелировать свою «самость», не давать ей проявиться. Таким образом, вместо положительных эмоций в человека внедряется отрицательные эмоции. Какие? (Стыда, обиды, вины).
4. Инструкция: «Царство эмоций». (Количество фигурок ограниченно-маленькое).
История первая «Царство эмоций» (Аня).
Предлагается каждую эмоцию сделать каким-либо министром: культуры, сельского хозяйства, лёгкой промышленности, финансов, образования, тяжёлой промышленности, здравоохранения, военный, иностранных дел, внутренних дел. (Лучше записать какая фигурка какую эмоцию обозначает и какого министра).
Далее предлагается выставить министров перед лицом врага (кто где встанет, если стране будет угрожать опасность). Потом идёт анализ сложившейся диспозиции и выход к конструктивному расположению эмоций-министров в своей стране. Хозяин может менять и сами фигурки, определяющие эмоцию, и их «должности». Параллельно идёт пояснение для чего какая эмоция нужна и о важности такого понятия как чувство меры.
В конце анализ увиденного по сетке «прошлое, настоящее, будущее».