Рассказ по теме урока.
Мы живем не каждый сам по себе. Люди, с которыми мы общаемся каждый день, входят в наше ближайшее окружение.
Общаясь, люди образуют различные группы. Группа — это сообщество людей, объединившихся для общей работы или общения. Люди, входящие в группу, находятся в разных положениях относительно друг друга. Каждый член группы имеет свой статус.
Статус — это закрепленные за человеком права и обязанности, которые определяют его место в группе.
Если вы член семьи, то у вас обязательно будут семейные обязанности, которые необходимо выполнять. Обратите внимание, как много обязанностей в семье лежит на маме. Ваша задача — помогать ей и получить свой статус в семье.
Обратите внимание! Вся ваша жизнь проходит в группах. Сначала это семья. Потом это группа в детском саду, класс в школе. Вы можете быть участником кружка, спортивной команды или секции, можете быть частью дружной команды. Общаясь, вы приобретаете в каждой группе свой статус, находите в ней свое место.
Дружеская компания возникает как будто сама собой. В такую группу люди объединяются добровольно, на основе общих интересов и симпатий. У них нет специально назначенного руководителя.
Официальные группы, например ваш класс, создаются обществом специально для того, чтобы они выполняли определенные функции. Основными в таких группах являются деловые отношения. Человек оценивается в такой группе по его вкладу в общее дело. В каждой группе вы можете вести себя по-разному и иметь разный статус. Например, не выделяться в учебе в классе, но быть лучшим художником на занятиях в художественной студии.
Находясь в группе, необходимо учитывать интересы других ее членов и общие интересы группы. Следует быть готовым к тому, что люди будут вести себя по-разному. Нельзя рассчитывать на то, что все люди станут вас так же любить и понимать, как члены вашей семьи.
|
Влияние семьи и друзей
Конечно, и ваша семья, и ваши друзья влияют на вас, ваши взгляды, мысли, чувства. Именно в семье вы получаете первый жизненный опыт и учитесь вести себя в разных ситуациях.
Семья дает ощущение безопасности, учит определенным способам поведения, служит источником необходимого жизненного опыта.
Общение в семье позволяет подростку формировать представление о добре и зле, порядочности, уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Именно рядом с близкими людьми у нас возникает чувство любви, дружбы, обязанности, ответственности.
Влияние родителей на подростка значительно больше, чем влияние ровесников. Хотя в подростковом возрасте вам уже мало семьи, вас интересуют ровесники и те сферы жизни, которые раньше вам не были доступны. Вам хочется обрести уверенность в общении, научиться отстаивать свое мнение, решать конфликты, проявить свои лидерские качества. Есть друзья, которые помогут вам в этом, а есть и такие, кто может помешать. Выбирая друзей, следует это учитывать.
Принципы формирования межличностных отношений
У каждого из нас складываются определенные отношения с другими людьми. Вы рождаетесь в семье и сразу же становитесь членом этой семьи. Возникают семейные отношения. Это отношения между родителями и детьми, между братьями и сестрами, между бабушками, дедушками и внуками. Семейные отношения характеризуются любовью, заботой, вниманием друг к другу на протяжении всей жизни.
|
Самым безопасным местом для человека является его дом. Это то пространство, где человек максимально может проявить свою индивидуальность. У каждой семьи существует своя история, которая передается ее членам и дает ощущение принадлежности именно к этой семье.
Когда ребенок подрастает, у него возникают отношения с разными людьми, не являющимися его родственниками. Ребенок становится членом других малых групп. Это может быть и группа друзей в детском саду, и группа друзей во дворе, и группа школьных приятелей.
Дружеские отношения характеризуются доброжелательностью и пониманием друг друга. Умение устанавливать и сохранять дружеские отношения — чрезвычайно важная способность человека. Дружба всегда добровольна и основана на взаимной симпатии. Друзья могут делиться своими чувствами и страхами, обсуждать свои проблемы.
Если вы выполняете с другими людьми общую работу, то возникают деловые отношения. Вы становитесь членами коллектива. Коллектив — это группа людей, в которой все отношения определяются общей деятельностью. Деловые отношения характеризуются ответственностью за выполнение общего дела.
Подумайте над ситуацией (ответьте устно «почему?»). Если вы хотите попросить у своего соседа по парте карандаш, то какую из трех предложенных фраз вы выберете и почему: «Дай мне быстро карандаш!», «Дай, пожалуйста, свой карандаш», «Не мог бы ты дать мне свой карандаш, если он тебе сейчас не нужен?»
|
Межличностные отношения формируются благодаря общению, которое основывается на соответствующих принципах. Прежде всего, это принципы доброжелательности, открытости, готовности к диалогу.
Следует помнить, что первое впечатление о человеке создается благодаря его внешнему виду. Поэтому всегда обращайте внимание на свою прическу, одежду, походку, выражение лица.
При общении важно быть хорошим слушателем и дать понять собеседнику, что вы его понимаете. Когда вы слушаете, не следует высказывать свои оценки и давать советы. Прежде чем убеждать человека в чем-нибудь, нужно понять его позицию.
Очень важно запоминать и не путать имена людей. Человек может обидеться на вас, если вы не помните, как его зовут. Помните, что главные враги межличностного общения — раздражительность и бестактность.
Итог урока.
Люди, с которыми мы общаемся каждый день, входят в наше ближайшее окружение. Ваша семья и ваши друзья влияют на вас, ваши взгляды, мысли, чувства. Существуют разные типы отношений между людьми: семейные, деловые, дружеские. Для каждого типа отношений характерны свои особенности. Нужно придерживаться определенных принципов формирования межличностных отношений.
Домашнее задание.
Ответить на вопросы (одним предложением, письменно):
І- ІІІ уровни
1. Каковы ваши семейные обязанности?
2. Чем дружеская компания отличается от официальной группы?
3. Приведите примеры дружеских отношений.
4. Кто на вас влияет больше — родители или ровесники?
5. Каких правил общения нужно придерживаться в межличностных отношениях?
6. Какой тип отношений преобладает в вашем классе?
VІ уровень
7. Докажите, что в семье вы получаете первый жизненный опыт и учитесь вести себя определенным образом.
V уровень
8. Можно ли ваш класс назвать коллективом? Почему?
9. В чем проявляется ответственность за выполнение общего дела?