Система и стратегия маркетинга предприятия




 

Термин «маркетинг» происходит от английского слова «market», означает рыночную деятельность, т. е. продажу и покупку товаров. Маркетинг – это комплексная система организации производства и сбыта товара и оказания услуг.

Маркетинг (англ. Marketing – рынок, ходить за покупками) – это раздел менеджмента, одна из систем управления предприятием, предполагающая производство продукции с учётом рыночного спроса и продвижение товаров потребителю, изучение внутренней и внешней среды предприятия,, разработка стратегии поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.

Таким образом, маркетинг – это комплексная система по изучению рынка, организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основании исследований и прогнозирований рынка.

Общая система маркетинговой деятельности может быть представлена моделью которая ещё известна как «4Р» и объясняет четыре его фактора:

Товар (product)

Цена (price)

Рынок (place)

Прибыль (profit)

Стратегия маркетинга - это формирование и реализация целей задач предприятия-производителя по каждому отдельному рынку и по каждому товару за определённый период времени для осуществления производственно – коммерческой деятельности в полном соответствии с возможностями предприятия и рыночной ситуацией. Стратегия маркетинга разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъектуры рынка товарного рынка, изучение товаров, покупателей, конкурентов. В зависимости от принятой стратегии формируется план по проведению мероприятий связанных с маркетинговыми исследованиями.

Основой маркетинговой деятельности являются цели. Однако, они могут быть не только коммерческими.

Маркетинг основывается на следующих принципах:

· учет потребности потребителя, условий предпринимательской деятельности;

· максимальное приспособление производства продукции и всей производственно сбытовой деятельности производителя к требованиям рынка;

· принятие стратегических решений по мере обнаружения проблемы сбыта;

· активное воздействие на спрос различными методами не противоречащими закону;

· наличие много вариантности решения возникающих проблем сбыта;

· ориентация на обеспечения долгосрочного коммерческого успеха;

· проявления маркетинговой инициативы как формы управления производства и сбытом продукции.

На предприятии отдельно отдел маркетинга не создан, но отдел сбыта и маркетинга успешно занимается маркетинговой деятельностью. Об этом свидетельствуют мощные рекламные компании, которые представлены как на местном уровне так и за ее пределами. А именно, на автомобилях, которые доставляют продукцию предприятия покупателям, о которых было сказано выше, написано ОАО «Измаильский целлюлозно-картонный комбинат» с указанием видов продукции, выпускаемой комбинатом и всеми координатами (телефон, сайт в Интернете). Также по почте рассылаются красочные прайс-листы потенциальным покупателям. Можно сделать вывод, несмотря на то, что отдельно отдела маркетинга нет, работа по маркетингу ведется успешно (прилож. 3).


Система ценообразования

При рыночных условиях ведения хозяйства ключевым экономическим рычагом, который активно влияет на развитие общественного производства и уровень жизни населения, есть цена. Цена — это денежное выражение стоимости товара (продукции, услуги). Она всегда колеблется вокруг цены производства (преобразованной формы стоимости единицы товара, который равняется сумме расходов производства и средней прибыли) и отображает уровень общественное необходимых расходов труда.

Применяемые в рыночной экономике цены выполняют три основных функции: учетно-измерительную, распределительную и стимулирующую. Учетно-измерительная функция цены заключается в том, что она является средством учета и измерения расходов общественного труда на производство отдельных видов продукции или предоставления разнообразных услуг. Распределительная функция сводится к тому, что с помощью цен, которые отклоняются от стоимости, осуществляется перераспределение части доходов первичных субъектов ведения хозяйства и населения. Стимулирующая функция цены используется для мотивации повышения эффективности ведения хозяйства, обеспечения необходимой прибыльности (доходности) каждому нормально работающему продуценту, посреднику и непосредственному продавцу товаров производственного и потребительского назначения.

Цена единицы продукции (отдельной услуги) формируется из соответствующих составляющих, которые отображают структуру соответствующих видов цен, используемых разными субъектами ведения хозяйства. Типичные составные цены показаны на рис. 3.

В системе ведения хозяйства применяются много видов цен, которые выделяются по разным классификационным признакам (или без таких признаков). Основные виды цен и тарифов, выделяемых по определенным классификационным признакам.

По классификационному признаку уровня установления и регуляции применяют централизованно-фиксированные и регулируемые, договорные и свободные цены. Централизованно-фиксированные цены устанавливает государство на ресурсы, которые влияют на общий уровень и динамику цен; на товары и услуги, которые имеют решающее социальное значение, а также на продукцию (услуги), производство (предоставление) которой сосредоточенно на предприятиях (в организациях), которые занимают монопольное положение на рынке.

 

 
 

 

 


Рис. 3. Типичные структурные элементы цены единицы продукции (работы, услуги).

Уровень договорных цен формируется на засаде договоренности между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) и касается конкретной партии товара. Свободные цены — это цены, что их определяет предприятие (организация) самостоятельно. Однако государство в известной мере влияет на договорные и свободные цены, проводя антимонопольную политику, регулируя условия налогообложения и кредитования для отдельных групп субъектов хозяйственной деятельности.

В зависимости от особенностей покупки-продажи и сферы экономики существуют мировые, оптовые, закупочные и розничные цены, а также тарифы на перевозку грузов и пассажиров, предоставления разнообразных платных услуг.

Мировые цены — это денежное выражение международной стоимости товаров, которые реализуются (продаются) на мировом рынке. Они определяются: для одних товаров — уровнем цен страны-экспортера; для других — ценами бирж и аукционов; для многих готовых изделий — ценами ведущих фирм мира.

Оптовые (отпускные) цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются исходя из: фактических расходов на производство (из себестоимости) продукции; прибыли предприятия (с учетом конъюнктуры рынка, качества продукции); величины налога на добавленную стоимость; суммы акцизов (для товаров, которые облагаются акцизным сбором); суммы лицензионного сбора (для алкогольной продукции).

Закупочные цены применяются снабженческо-сбытовыми, заготовительными организациями, оптово-посредническими фирмами, предприятиями (организациями) оптовой торговли и другими юридическими лицами, которые осуществляют торговую деятельность в соответствии со своим уставом. Они включают оптовую (отпускную) цену предприятия-производителя, налог на добавленную стоимость, акцизный и лицензионный собрания, а также расходы отмеченных предприятий (организаций) для закупки, сохранение, фасовка, транспортировку и реализации продукции и прибыль, необходимую для нормальной деятельности.

Розничные цены определяются самостоятельно торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, которые осуществляют продажу товаров или предоставляют услуги населению, согласно с конъюнктурой рынка, качеством товара (услуг), исходя из свободной цены закупки.

Отдельную группу цен составляют разнообразные тарифы. Тарифы грузового и пассажирского транспорта — это плата за перевозку грузов и пассажиров, которую берут транспортные предприятия из отправителей и населения. Тарифы на платные услуги характеризуют размер оплаты услуг из бытового обслуживания населения, услуг банков и связи, юридических, консультационных и других разновидностей услуг, которые предоставляются физическим и юридическим лицам.

В современной практике ведения хозяйства применяются также рыночные цены, которые выделяются без определенного классификационного признака.

Современное ценообразование предусматривает систему франкирования цен. Франко (свободный) — вид внешнеторгового соглашения покупки-продажи, когда в цену товара включают расходы на его страхование и доставку в место, отмеченное в договоре.

Заведено различать цены «франко-станция отправления» и «франко-станция назначения». При условии установления оптовой цены «франко-станция отправления» затраты на доставку продукции от станции отправления к месту потребления несет покупатель товара, а следовательно транспортные расходы продавец не включает в цену.

Оптовая цена «франко-станция назначения» включает транспортные расходы, которые возмещает оптово-сбытовая организация или производитель продукции.

 

 

 


9 Система планирования деятельности предприятия

 

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития.

Планирование составляет собой умение предвидеть цели предприятия, результат его деятельности и ресурсы, необходимых для достижения этой цели.

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития.

Планирование составляет собой умение предвидеть цели предприятия, результат его деятельности и ресурсы, необходимых для достижения этой цели.

Планирование - создание плана для достижения намеченных целей. Основная цель комбината — получить прибыль. Политика планирования - основные принципы, методы планирования, основывающиеся на стратегии предприятия.

Реальная стратегия промышленного предприятия включает:

- продуманные целенаправленные действия,

- адаптивную часть - реакцию на непредвиденное развитие событий и
на усиливающуюся конкурентную борьбу.

Объективная необходимость планирования заключается в том, что предприятие не может функционировать, не рассчитывая свои затраты в предстоящих периодах. Каждое предприятие должно соблюдать следующие принципы планирования:

¾ полнота планирования;

¾ детализация;

¾ точность;

¾ непрерывность;

¾ эластичность и гибкость.

Планирование – это процесс выбора целей и решений для их достижений на основе знаний экономических законов.

В конечном итоге, планирование позволяет связать все отрасли, объединения и предприятия в целостную, производственно-хозяйственную систему, способствует сбалансированному и равномерному функционированию рыночной системы.

В современных условиях при разработке планов развития предприятия важное значение приобретает дальнейшее совершенствование методологии планирования, то есть совокупность приемов и способов разработки планов.

Обоснование планов развития предприятия осуществляется на основе системы прогрессивной технико-экономических нормативов и норм. Под нормой понимается максимально допустимая величина абсолютного расхода сырья, материалов, топлива и т.д. на изготовление единицы продукции установленного качества. Норматив величина относительная. Она характеризует степень использования орудий труда, предметов труда, на единицу площади, веса их расходования (например, показатель фондоотдачи - выпуск продукции на одну гривну основных фондов.

На предприятии в течение последних шести лет внедрена и успешно действует система бюджетирования.

Бюджетирование – это управленческая технология системы регулярного менеджмента, которая учитывает все факторы внешней и внутренней среды, способствует оптимизации финансовых потоков и является необходимым условием для стабильной работы предприятия и сегодня, и, что самое главное, в будущем.

Какие преимущества получило предприятие, внедрив бюджетирование? Прежде всего система позволяет руководству планировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия с расчетом на достижение определенного финансового результата, т. е. четко определить цели и установить поддающиеся измерению контрольные показатели деятельности. Кроме того, появилась возможность направить работу всех подразделений на достижение целевого финансового результата, выделив сферы ответственности и распределив функции управления между руководителями подразделений. Улучшается информационный обмен и взаимодействие структурных подразделений предприятия.

По содержанию бюджетирование представляет собой технологию планирования, учета, контроля и анализа финансовых, информационных и материальных потоков, а также получаемых результатов. Система охватывает все направления деятельности предприятия: маркетинг, администрирование, управление персоналом, производство, закупки, контроль качества, исследования, продажи.

Целью внедрения системы является переход от оперирования абстрактными понятиями типа «больше», «меньше», «лучше», «хуже» к оперированию показателями, имеющими численную оценку. При таком переходе появляется реальная возможность эффек­тивного управления материальными, сырьевыми, ин­формационными и финансовыми потоками.

Бюджеты разрабатываются для предприятия и его структурных подразделений.

Назначение бюджетирования можно сформулировать так: планирование и принятие управленческих решений; оценка финансовой состоятельности дея­тельности; укрепление финансовой дисциплины.

Непрерывность бюджетирования выражается в так называемом скользящем бюджетировании. В основе этого принципа лежит переменный график разработки бюджета, что предполагает постоянную корректировку бюджетных намерений по мере завершения каждого бюджетного цикла в бюджетном периоде. Используя скользящее бюджетирование, предприятие может ре­гулярно учитывать внешние изменения, изменения своих целей, а также корректировать планы в зависи­мости от уже достигнутых результатов. В итоге можно получить более точные, чем при статичном бюджетиро­вании, прогнозы доходов и расходов. В условиях регу­лярного планирования сотрудники на местах привыка­ют к предъявляемым требованиям и соотносят свои действия со стратегическими целями предприятия.

Важным моментом при составлении бюджетов является выбор единых величин учета. Учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств необходимо проводить в сопоставимых величинах. Валюта учета, цены запасов влияют на адекватность отображения финансовой информации в операционных бюджетах. Выбор единых величин учета должен проводиться до начала бюджетного периода и не изменяться внутри периода. В противном случае проведение анализа «План-Факт» становится невозможным.

Конечным результатом процесса бюджетирова­ния является построение сводного бюджета, который представляет собой прогнозируемое состояние ос­новных финансовых отчетов рассматриваемого при планировании периода (прилож. 4). В бюджете затраты формируются по каждому виду продукции в разрезе затрат. Бюджет составляется на год и корректируется по кварталам, представляется для утверждения в вышестоящую организацию. После истечения отчетного периода (квартала) подаются данные о выполнении бюджета с подробной объяснительной запиской.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: