Толкования на Книгу Бытие




Чувакова Мария Сергеевна

Направление «Религиоведение»

Группа

Толкования на Книгу Бытие

 

Стихи Толкование
1. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. Быт. 1:2 Прежде ли неба и земли стали существовать ангелы, или вместе с ними приведены в бытие? Подобные вопросы признаю лишними. Ибо какая будет польза узнавшему время создания ангелов? Знаю же, что и божественный апостол предписывает чудному Тимофею, завещать «некиим не инако учити, ниже внимати баснем и родословием бесконечным» (1Тим.1,3–4). Скажу впрочем, что признаю соответственным цели божественного Писания. Научены мы, что одно Божие естество неограниченно, потому что несозданно, безначально и вечно: существа же, получившие начало бытия, как очевидно, имеют бытие ограниченное. Посему, хотя естество Ангельское именуем бесплотным, однако же существо ангелов признаем ограниченным. Ибо как вообразить умом, по словам божественного Даниила, «тысячи тысяч... и тмы тем» (Дан.7.10), не представляя каждого ангела в особом ограничении? Но думаю, никто не будет и спорить, что ангелы имеют ограниченную сущность. Ибо Владыка Христос сказал, что каждый, человек поручен попечению единого ангела. «Блюдите, – говорит, – да не презрите единаго малых сих..., верующих в Меня: яко ангели их... выну видят лице Отца Моего небеснаго» (Мф.18.10). Божественное Писание также свидетельствует, что и над каждым народом поставлен ангел; потому что Ангел, беседовавший с пророком Даниилом, наименовал и князя персского, и князя еллинского, и Михаила, князя иудейского. И великий Моисей говорит в песни: «егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языком по числу ангел Божиих» (Втор. 32.8). Поэтому, если одному ангелу поручено начальствовать над сими, а другому над теми, каждый же человек проводит жизнь под смотрением, одного ангела; то, очевидно, ангелы имеют ограниченную сущность. А если справедливо это (как и действительно справедливо); то имеют они нужду в месте; потому что одно Божество, как неограниченное, не заключается в месте. Но если ангелы ограничены местом; то как им существовать прежде неба и земли? Ибо, пока нет содержащего, может ли быть содержимое?   Блаженный Феодорит Кирский Толкование на книгу Бытие
2. а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.   Быт. 2:17 Почему, когда Бог изрек: «в онь же аще день снеси от древа, смертию умреши» (Быт.2.17), человек, преступив, заповедь, не тотчас умер? Это обвинение противоположно прежнему, ибо недавно называя Бога жестоким, теперь обвиняете Его за человеколюбие. Надлежало бы паче песнословить, а не винить благость Божию. Богу обычно большим угрожать и посылать наказания меньшие угроз. И это можно нередко находить в Божественном Писании. Впрочем здесь смертью Он назвал смертное определение. Ибо так перевел и Симмах: «с того дня, в который вкусишь от древа, будешь смертен»; потому что человек по произнесении Божия приговора, каждый день, так сказать, ожидал себе, смерти. Подобно сему уверовавшие во Владыку Христа, и умерщвляемые пребывают живы, ожидая воскресения Небесного Царствия, «упованием бо спасохомся» (Рим.8.24).   Блаженный Феодорит Кирский Толкование на книгу Бытие
3. Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал, сказав «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей Быт. 3:16-17 Четыре наказания даются Господом роду человеческому. И кроме того, дал Бог два общих наказания человечеству: Прах ты и в прах возвратишься (Быт.3:19), то есть Господь говорит, что отныне, сколько бы ни прожил человек на земле, рано или поздно он все равно умрет. И еще одно общее наказание – Господь изгоняет Адама и Еву из рая, а чтобы они не могли вернуться и вкусить от дерева жизни, Он ставит у ворот сада Едемского херувима с пламенным мечом в руке. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что херувим с пламенным мечом обращающимся – это символ враждебных отношений между людьми и Богом, мир же между человеком и Богом был восстановлен только тогда, когда по воскресении из мертвых Иисус Христос, явившись ученикам своим, сказал: Мир вам (Ин.20:21).   Протоиерей Олег Стеняев Беседы на книгу Бытия
4. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер. Быт. 9:28-29 Следуя еврейскому летосчислению Патриархов, он жил еще несколько лет с Авраамом. Ной упившийся, обнаженный, подверженный поруганию, покрываемый, проклинающий, благословляющий не без приличия почитается прообразованием Иисуса Христа, испившего всю чашу ярости Божьей, или паче собственной любви к человеку; обнаженного на кресте, подверженного как в себе самом, так и в своих членах поруганию плотских человеков, но за то их оставляющего под проклятием и в рабстве греха; с благоговением объемлемого под покровом веры истинными чадами Божьими из иудеев и язычников и их благословляющего, распространяющего, посвящающего, воцаряющего.   Святитель Филарет Московский (Дроздов) Толкование на книгу Бытия
5. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын. Быт. 18:11-14     В лице Сарры, рождающей Исаака, Апостол указует нам образ нового, вышнего Иерусалима, который есть матерь всем нам (Гал. IV. 26), то есть Церкви, обновленной и возвышенной воплощением Сына Божия. Плод сея матери есть, сам Сын Божий, по воплощению первородный между многими земными братьями; потом, новое высшее образование общества верующих и, наконец, вселение Христа верою в сердца человеков (Еф. III. 17). Посему в рождении Исаака могло быть предначертано: Рождество Христово, перерождение иудейства в христианство и возрождение христианина. Рождению Исаака предшествовали в продолжение нескольких лет предсказания, время от времени яснейшие, из коих последнее дано было его матери с означением приближающегося исполнения оного; рождению Иисуса Христа предшествовали пророчества нескольких веков, заключенные, пред самим зачатием Его, благовещением Ангела Богоматери.   Святитель Филарет Московский (Дроздов) Толкование на книгу Бытия
6. Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась Быт. 24:62-65 Мы видим, что Ревекка не бежит навстречу Исааку, а взяла покрывало и накрылась. Что это значит? Покрывало на голове женщины – это знак власти над ней мужа. Иногда говорят о женщине – опростоволосилась. Это означает: вышла из-под власти мужа. И в этом мы видим целомудрие Ревекки. Святые отцы александрийской школы историю сватовства Ревекки и встречи ее с Исааком истолковывали духовным образом. Согласно этому толкованию, Авраам – это образ Бога Отца. Бог Отец посылает своего распорядителя за невестой. Исаак – это образ Иисуса Христа. Ревекка – невеста Христова, символизирует собою Святую Церковь. А кто же раб? Раб – это Дух Святой. Ревекка едет на верблюде. Сторонники александрийской школы считали, что в Писании нет ни одного лишнего или случайного слова. Почему она едет именно на верблюде? У верблюда – два горба. Это символы Ветхого и Нового заветов. Церковь должна опираться на Писание и руководствоваться Духом Святым – вот смысл этого толкования. Дух Святой подсказывает: Христос – жених перед невестой.   Протоиерей Олег Стеняев Беседы на книгу Бытия
7. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!   Быт. 27:27-29 Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму! Быт. 28:3-4 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.   Быт. 22:18 Какое значение имеет благословение Исааково? От Иакова имел произойти по плоти Владыка Христос, чаяние языков, Спаситель и Владыка целой вселенной. Предвидя сие, Патриарх говорит: «се воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь». А что божественное Писание нивою нередко называет мир, сему свидетель Господь. Ибо в Священном Евангелии толкуя притчу, говорит: «село есть мир, а сеявый доброе семя есть Сын человеческий» (Мф.13.37–38). Посему усматривай в Иакове спасение целой вселенной. Потому-то Исаак обещает ему «росы небесной и... тука земли», а сие, по представляющемуся с первого взгляда смыслу Писания, изображает благодать свыше и обилие земных благ, сообразно же с толкованием, данным ниве, дает разуметь во Владыке Христе под росою Божество, а под туком земли от нас воспринятое человечество. Ибо и блаженный Давид, предвещая сие, сказал: «снидет яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю» (Пс.71.6). Как роса сходит невидимо, соединяясь же внизу, делается явною; так Бог Слово, будучи невидим, посредством плоти стал видим на земле, «и с человеки поживе» (Вар.3.38), и по слову божественного Апостола, «явися во плоти» (1Тим.1.15). А «пшеница и вино» суть прообраз божественных таин. С сим понятием согласно и последующее: «и да поработают Тебе язы́цы». Ибо божественный Давид говорит: «вси язы́цы поработают Ему» (Пс.71.11). «И да поклонятся... князи». Ибо сказано: «царие Фарсистии и острови дары принесут, царие Аравиистии и Сава давы приведут: и поклонятся Ему вси царие земстии» (Пс.71.10–11). Благословение сие подтвердил Исаак, когда послал Иакова в Месопотамию. Ибо говорит: «будеши в собрания языков. И да даст тебе Господь благословение Авраама отца твоего». А какое это благословение, нетрудно узнать желающему. Ибо Бог всяческих изрек Аврааму: «благословятся о семени твоем вси язы́цы земнии».   Блаженный Феодорит Кирский Толкование на книгу Бытие
8. Господь [Бог] узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна.   Быт. 29:31 Для чего жены Патриархов бесплодны? Ибо Сарра бесплодна, и Ревекка также, а потом и Рахиль, и Лия. Сказано: «видев... Господь..., яко неплодима бяше Лия, отверзе ложесна ея» (Быт.29.31). Бог, восхотев произвести израильский род, показывает, что многочадие приобретается не по естественному порядку, но по щедротам и благодати. Предметом же такой Божией попечительности род сей был потому, что от него имел произойти по плоти Единородный Божий Сын, Владыка Христос.   Блаженный Феодорит Кирский Толкование на книгу Бытие
9. И во время родов ее показалась рука [одного]; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес. Быт. 38:28-29 Указанием чего служили Зара и Фарес? Двух народов: Фарес – иудеев, а Зара – уверовавших из язычников. Ибо и прежде закона было много питомцев благочестия, живших по вере, или по закону. Посему-то Зара «произнесе руку», указуя на житие прежде закона; потому что и до закона было много благочестивых и добродетельных. А червленая вервь была указанием ветхозаветных жертв. Ибо жертвами умилостивляли Бога ветхозаветные [праведники]: и Авель, и Енох, и Илия, и Мелхиседек, и Авраам, и Исаак и Иаков. Потом, когда «вовлече руку... Зара, изыде... Фарес»; потому что закон разделяет живших до закона и по законе. Посему и блаженный Павел говорит: «закон же привниде» (Рим.5.20), научая сим, что и до закона оправдывались по вере, а по законе воссияла благодать. Да и Господь произошел, по плоти от Фареса. Ибо сказано: «ихже отцы, и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог» (Рим.9.6), и в послании к Евреям: «яве бо, яко от... Иуды возсия Господь наш Иисус Христос» (Евр.7.14)   Блаженный Феодорит Кирский Толкование на книгу Бытие
10. Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Быт. 49:10 Не отнимется скипетр, т.е. царь, и истолкователь, т.е. пророк, предрекающий будущее, дондеже приидет, не Давид, которого возвеличило царство, но Иисус, сын Давидов, Который есть Господь царства. Так, не отнимется царь и пророк от дома Иудина, дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство. Если не так; то пусть покажут мне, что и до Давида были цари, происходившие от Иуды, и сохранившие царское достоинство для Давида. Если же прежде Давида не было ни одного царя из колена Иудина; то очевидно, что Давидом и сынами его передавалось и сохранялось царство Сыну и Господу Давида, Который есть Господь царства. И хотя, начиная с слов: Иудо, похвалят тебе братия твоя и до слов: не отнимется скипетр и истолкователь, пророчество сие можно прилагать к Иуде и к царству Давида и сынов его, потомков Иудиных; но, начиная с слов: дондеже приидет Тот, Кому принадлежит царство, и все прочее действительно должно прилагать к Сыну Божию, а не к Давиду и к сынам его, потомкам Иудиным. Сказанное: дондеже приидет, Кому принадлежит царство - дает разуметь, что все прежде бывшие цари были только царскими местоблюстителями, т.е. по преемству передавали царское достоинство, несоставлявшее их собственности. И Той чаяние языков, т.е. Церкви из язычников.   Преподобный Ефрем Сирин Толкования на Бытие


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: