Лавкрафт на языке метала




Китти Сандерс /DARKER. №8 август 2013.

Кто из фанатов хоррора не любит Лавкрафта и его мифы? Если таковые встречаются, то их явное меньшинство. Поклонников затворника из Провиденса без труда можно обнаружить и среди адептов тяжелой музыки. Так давайте же окинем взглядом различные музыкальные проекты, посвященные Мифам Ктулху. Причем сосредоточимся не только на мейнстримных сценах - европейской и американской, но и на более экзотических, небольших и закрытых музыкальных движухах. Ведь легкодоступное и лежащее на поверхности как правило профанно, а скрытое - нет, тем более, что сами Мифы Ктулху предполагают закрытость и потаенность.

 

 

Начнем с новинки - альбома «TheWrathOfCthulhu», выпущенного в 2013 году старым американским проектом TheObliteratePlague. Происходит группа из Солт-Лейк Сити, что в штате Юта. Сами музыканты называют свой стиль Darkhauntingsickdeathmetal и сообщают, что они вернулись с новым альбомом спустя восемь лет. Сложно не согласиться - какой-то болезненный, хаотичный и чумной death обрушивается на слушателя. Звук плотный, насыщенный и... «гнилостный» - не в смысле качества, а в смысле создаваемой болезненной атмосферы - кажется, что от каждого трэка несет смертью, и вокруг каждой песни кружатся мухи.

 

Временами олдскульныйdeath срывается в скоростной и мрачный blackmetal, особенно хорошо это слышно в «ThemightywrathofCthulhu». Вокал глуховат и малоразборчив, но в целом хорош. Барабанщик Алехандро Гомес прекрасно знает свое дело - партии ударных реально впечатляют. В создании атмосферы не последнюю роль играют истеричные соляки и сквилы - они хороши и сами по себе, и тем, что овощи будут убегать от такой музыки, зажимая кровоточащие уши. Альбом хорош со всех сторон, короче говоря. Рекомендуется.

Польша по части blackmetal всегда была на высоте: Graveland, Infernum, Veles, Szron, GonynaKry, Mgla тому свидетельство. Не подвела она и на этот раз: двухпесеннаядемкаCthulhuRites «AcherontBezksztaltnegoDiabelstwa» впечатляет. Монотонный, злой, беспросветный и печальный blackmetal с истеричным вокалом, смешанный с довольно примитивным амбиентом, нагоняет жути и вполне соответствует определению «лавкрафтианская атмосфера». Польский язык, на котором исполняются песни, придает их звучанию какую-то запредельную злобность. Нельзя сказать, что CthulhuRites исполняют самобытную и уникальную музыку - по большому счету они разрабатывают территории старого Burzum и отчасти Summoning периода «Lugburz». Но то, как они это делают, впечатляет. Из последнего можно сравнить с иранцем Zakhm, но тот более печальный и суицидальный, а поляки более грязные, злые и... да, лавкрафтовские. Неторопливые, переливающиеся на свету, черные и блестящие песни Шогготов - так, пожалуй, можно охарактеризовать этот ритуальный сырой мрачняк.

Гораздо более гимноподобно звучит земляк CthulhuRites по имени Azathoth, единственный участник проекта Azathoth, записавший в 2012 году альбом «Persephone'sDream». Симфоничныйdoommetal, довольно мрачный и скорбный, но совершенно не злой и не грузовой, не дотягивающий даже до определения funeraldoom. Насчет истинности Lovecraft-inspiration судить сложно. Чисто музыкально атмосфера мэтра не передана. Тем не менее парадоксальным образом музыка Азатота подошла бы для оформления фильма по Лавкрафту, причем скорее к «Зову Ктулху», чем к «Дагону», если вы понимаете, о чем речь. В целом альбом чрезвычайно симфоничен, мелодичен и пафосен, и «вскрывается» в полной мере только будучи соотнесенным с другим лавкрафтовским наследием - говоря проще, под Azathoth удобно читать и смотреть лавкрафтовские фильмы. Попробуйте.

Однако же если вы хотите реально убиться о лавкрафтовскую атмосферу, услышать, как ваш крик мечется среди черных циклопических построек и залов, вырубленных во льдах, сковавших Плато Ленг, - можно посоветовать американский проект Catacombs, конкретно - альбом «IntheDepthsofR'lyeh». Это клаустрофобский и «удушающий» funeraldoom/death, который, хотя и «отдает честь» славным денькам жанра, но все же совершенно не ставит своей целью заставить слушателя грустить, рефлексировать и переживать какие-либо эмоции кроме страха и паники. Catacombs хотят вас задушить, раздавить, размазать - подобно бесконечным описаниям ГовардаФиллипса, которые тот нагромождал, создавая свои гротескные ужасающие повествования, с целью показать ничтожность, не-существование, микроскопичность человека перед Неизвестным, Древним и Бесконечным. Лидер Catacombs по имени XathagorraMlandroth хочет стереть в своей музыке все человеческое - и у него это получается. Совершенно бесчеловечный ультра-низкий неразборчивый гроул, который в другой ситуации можно было бы принять за механический шум.Жирный и нереально плотный звук гитар, угрюмые и тусклые в лучшем смысле слова соло, создающий постоянный эффект завывающего ветра (вы должны знать, ЧТО следует за резкими порывами такого ветра у Лавкрафта, предвестником ЧЕГО он является!), ударные, кажется, идеально подогнанные под ритм биения сердца, тяжеленный саунд, минимум мелодий, никаких клавишных, плотная черная стена звука - это восхищает, давит, уничтожает слушателя. Все трэки воспринимаются как одно сплошное погружение в темный тоннель. Света нет. Жизни нет. Ничего нет. Клаустрофобия. «Каменные колодцы Вечности».

Но фаворитом в этом обзоре становится аргентинский проект FungoidStream. Во-первых, он очень крут. Во-вторых, он аргентинский, а Аргентина - это страна, стоящая на порядок выше всех остальных стран Латины в плане культуры и мрачняка. И Аргентина - это страна, которая регулярно радует журналистов во время написания обзоров по «экзотическим» странам. Вы когда-нибудь пытались послушать бразильский, перуанский или чилийский метал, посвященный Лавкрафту? Даже не пытайтесь, поберегите нервы и уши. Играть не умеют, в теме разбираются на уровне девятиклассника, узнавшего «про Сотону и Азатота». Аргентинцы же неизменно радуют высочайшим, совершенно европейским уровнем игры и нормальным владением темой. Вот FungoidStream как раз такой - бальзам на уши после отслушанной тонны бразильского и перуанского шлака «про Лавкрафта». Образованный в 2003 году в Буэнос-Айресе дуэт, названный в честь Грибов с Юггота, состоящий из мультиинструменталистаJoseph C. и вокалиста Simon O., играющий нереально красивую и атмосферную музыку на стыке doommetal, ritualdarkambient и neoclassic.

Во-первых, здесь важно отметить атмосферу. Если Catacombs сделали ставку на издевательское удушение человека, посмевшего поднять глаза на Древних, то FungoidStream решили воплотить в музыке ритуалы Древних и отразить, кажется, сам процесс Их деятельности. Название группы указывает на миграцию, поток «чужих» рас сквозь космос - именно этот процесс дуэт попытался отразить в музыке. Пожалуй, у них получилось.

Слушатели определенно оценили эту странную и самобытную музыку - в сети нет плохих рецензий как на «CelaenusFragments», так и на «Oceanus». Примерно половина прочитанных рецензий сводится к тезису «FungoidStreamareweird». Секрет прост - отличный звук, монументальные продуманные клавишные партии, а также гитарные, стильно сыгранные и хорошо звучащие; общая отрешенная атмосфера, создающая ощущение полного одиночества и прерываемая странными ритуальными вставками. Да что там вставки - ребята включили в трэк, посвященныйПнакотическим Рукописям, песни китов! И это у них получилось просто убийственно. Добавьте к этому необычно сделанный звук, создающий эффект текучести, водянистости и звенящей прозрачности. И - искренность, самую что ни на есть. У ребят к Лавкрафту практически «религиозное» отношение, они серьезно занимаются изучением его творчества и они явно заражены этим специфическим потусторонним безумием.

Единственный изъян - не самым идеальным образом запрограммированные ударные; впрочем, это сущая мелочь - они звучат неплохо, просто можно было бы сделать лучше.

Аргентинцы сделали нечто прорывное и до странности новое, если не в музыке, то в «мировой Лавкрафтиане» точно. Оба альбома - совершенно выдающиеся, хотя субъективно «Oceanus» чуть сильнее.

Вторая страна-фаворит из Латины - это Колумбия. Они не сильны в blackmetal и интеллектуальных жанрах, вроде apocalypticfolk, но в них всегда можно быть уверенным по части deathmetal и grindcore. Колумбийцы прекрасно освоили эти жанры и, будучи под влиянием США более заинтересованными в культурных движухах, постоянно совершенствуются. В результате сочетания колумбийского deathmetal-движа с лавкрафтианской темой получилась группа YogthSothoth. Безбашенный ломовой brutaldeathmetal американского образца, в лучших традициях MorbidAngel, Suffocation, Immolation и прочих монстров, в момент прочистит мозги и покажет другую форму лавкрафтианства - не интровертную, задумчивую и ритуальную, а скоростную, силовую и мясную.Периодически ребят несет, и тогда они срываются в какой-то больной утробный grindcore, тоже очень классный. Нет, серьезно, колумбийцы играют отличную музыку, которую они сами называют bestialdeathmetal. Если вы любите подобные жанры - зацените, оно того стоит. Хотя, казалось бы, провинциалы.

Насчет провинциальности, кстати - банда родом из города Медейин, там до недавнего времени очень активно шустрили наркокартели и боевики-парамилитарес, регулярные поставщики новостных сюжетов типа «найдены три тела, головы и руки отсутствуют». Возможно, поэтому YogthSothoth вызрел именно здесь?

И немного о постсоветском пространстве. Здесь придется ограничиться короткими характеристиками, т.к. собственно лавкрафтовских проектов в СНГ практически не было, зато были отдельные упоминания и свидетельства влияния мэтра на андерграунд.

Говоря о Лавкрафтиане, нельзя не вспомнить питерскийCthulhuBiomechanical, сайд-проект музыкантов Draugwath/Blackdeath, исполняющий музыку индустриально-амбиентного свойства.

Песня «Сияние извне» одной из старейших российских blackmetal групп Bloodrain была написана по мотивам рассказа Лавкрафта «TheColourOutofSpace».

Белорусская группа AphoomZhah, отличная, кстати, использовала имя одного из Древних (собственно, АфумЗаха) в своем названии.

Проект Shoggoth, состоящий из музыкантов ныне покойной группы OdorMortis, с Урала, назвался Шогготом - существом из лавкрафтовского Мифа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: